Через стены, похожие на эти ("лицо, похожее на Генерального Прокурора"), сигал герцог Бофор в 1645 году, достав веревочную лестницу из принесенного ему пирога. К сожалению, все это реставрация, новодел, как сейчас говорят. Венсенский замок, заложенный почти 900 лет назад в глухом лесу как охотничья королевская резиденция, пережил кучу войн и пожаров, но был до основания разрушен отступавшими немцами в 1945. У них в замке, видите ли, был штаб. Именно поэтому я не пошел внутрь на экскурсию: что смотреть-то?
Надзиратель молча остановился у дверей. - Подойдите, сударь! - приказал Мазарини. Надзиратель повиновался. - Знаете ли вы, о чем здесь болтают? - Нет, ваше преосвященство. - Что герцог Бофор убежит из Венсена, если еще не сделал этого. На лице офицера выразилось величайшее изумление. Он широко раскрыл свои маленькие глазки и большой рот, словно впивая шутку, которой удос- тоил его кардинал. Затем, но в силах удержаться от смеха при подобием предположении, расхохотался, да так, что его толстое тело затряслось, как от сильного озноба. Мазарини порадовался этой довольно непочтительной несдержанности, но тем не менее сохранил свой серьезный вид. Вдоволь насмеявшись и вытерев глаза, Ла Раме решил, что пора наконец заговорить и извиниться за свою неприличную веселость. - Убежит, монсеньер! Убежит! - сказал он. - Но разве вашему преосвя- щенству не известно, где находится герцог де Бофор? - Разумеется, я знаю, что он в Венсенском замке. - Да, монсеньер, и в его комнате стены в семь футов толщиной, окна с железными решетками, и каждая перекладина в руку толщиной. - Помните, - сказал Мазарини, - что при некотором терпении можно про- долбить любую стену и перепилить решетку часовой пружиной. - Вам, может быть, неизвестно, монсеньер, что при узнике состоят во- семь караульных: четверо в его комнате и четверо в соседней, и они ни на минуту не оставляют его. - Но ведь он выходит из своей комнаты, играет в шары и в мяч. - Монсеньер, все эти развлечения дозволены заключенным. Впрочем, если вам угодно, его можно лишить их. - Нет, нет, - сказал Мазарини, боясь, чтобы его узник, лишенный и этих удовольствий, не вышел из замка (если он когда-нибудь из него вый- дет) еще более озлобленным против него. - Я только спрашиваю, с кем он играет. - Он играет с караульным офицером, монсеньер, со мной или с другими заключенными. - А не подходит ли он близко к стенам во время игры? - Разве вашему преосвященству не известно, какие это стены? Почти шестьдесят футов высоты. Едва ли герцогу Бофору так надоела жизнь, чтобы он рискнул сломать себе шею, спрыгнув с такой стены. - Гм! - отозвался кардинал, начиная успокаиваться. - Итак, вы полага- ете, мой милый господин Ла Раме, что... - Что пока герцог не ухитрится превратиться в птичку, я за него руча- юсь. Александр Дюма, "Двадцать лет спустя".
Прошу прощения за длинную цитату. Мне кажется, она вполне уместная затравка к повествованию.
Место. где, по преданию, мог бы спать Карл Девятый, если бы сохранились стены вокруг его спальни? Глупо. Но по двору и вокруг побродил, а в путеводителе пишут, что замок восстановили очень близко к самой последней версии. Конечно, это не Виндзор и не Версаль. Замок прослужил всю свою жизнь как крепость, тюрьма и казарма. В казематах замка были заключены в разное время Маркиз де Сад, Дидро и Мирабо. Во внутренних дворцах скрывались от разнообразных неприятностей Екатерина Медичи, Людовики XIII и XIV. Стены замка разрушал Наполеон, чтобы приспособить их высоту под нужды артиллерии, а потом снова достраивал Луи-Филипп, превращая замок в постоянно действующую тюрьму. Перед самой войной в Венсене был Генеральный штаб республики. Сейчас в его помещениях находится армейский архив. То есть истории намешано в этом месте много.
Через массивную высокую сторожевую башню с единственными воротами мы попадаем в просторный внутренний двор. Огромная пустая площадь, окруженная стеной, вдоль которой идет полоса приземистых строений. В левой части площади законсервированные раскопки. Возле них таблички на столь непонятном французском о том, как оно все круто было раньше. В ямах кладка камней - остатки от первого домика, построенного в 12 веке. Прямо по курсу через площадь еще одни задние ворота с выходом во внешний двор замка. На этой фотографии они проглядываются в створе арки. Возле задних ворот церковь - уменьшенная копия знаменитейшей Сент-Шапель, а правее высится огромная башня. Вот, собственно, и все. Займемся башней.
Внутренняя башня - это замок в замке. Утверждается, что он восстановлен очень точно. В башню вход платный. В ней шесть этажей, а по периметру ее окружает еще один ров. Еще один вид:
Вообще, сооружение внушительное. Чтобы войти в башню, надо пройти через подъемный мост, поднятся на гребень стены и перейти по узкому пешеходному мосту на высоте около 10 метров. От земли в башню входа нет вовсе. Строил это все Карл Пятый в XIV веке. Например, прототип современного колокола, видного на снимке наверху, впервые зазвонил в 1369 году. У Карла было все приготовлено на случай длительной осады. Помимо чисто оборонительной функции, башня выполняла роль казначейства. В ней Карл держал все золото королевства.
Карл сделал из Венсенского замка первый в мире укрепрайон. То есть я еще раз перечислю: гигантский наружный ров, сторожевая башня с подъемным мостом, второй ров, еще один подъемный мост, подъем на стену вокруг башни, еще один подъемный мост на приличной высоте - да этот Карл был просто шизофренником! А потом пришли немцы и все просто взорвали. Вот и строй после этого.
Как это было с любой резиденцией, некоторые короли ее любили, а некоторые держали про запас. Вообще Венсенский лес стал Королевским за пятьсот лет до Карла, аж в 847 году. Вот так подумать, 500 лет, это же очень много, это сорок поколений, а нам сейчас что 1369, что 847 год, что какой-нибудь 1900 - все одна малина. Человечество бежит спринт. Возможно, до финиша уже рукой подать. Еще одного короля, который тоже очень любил это место, звали Людовик Девятый Святой. Прозвище он заслужил за незлобивость и, как сказали бы сейчас, близость к природе. В Венсенском лесу у него была любимое дерево, под которым он вершил высший королевский суд.
Памятник святому королю. Справа картинка, изображающая доброго монарха под любимым деревом. В соответствии с сегодняшним моментом, я бы эту картинку подписал как "План Святого Луи - План Франции".
Это замковая церковь - Шапель. Архитектура необычна - длина равна высоте, а ширина примерно втрое меньше. От этого церковь выглядит несуразно, как долговязый подросток. Но зато внутри возникают удивительные световые эффекты, когда воздух весь как будто дрожит и переливается. Как я уже упоминал выше, старшая сестра церкви Венсенского замка называется Сент-Шапель и находится в двух шагах от Нотр-Дама на территории Дворца Правосудия. Наверное, многие в ней бывали. Я так ходил в нее уже два раза. Считается, что в Сент-Шапель самые прекрасные витражи в мире, и посещать ее имеет смысл лишь в солнечный день. Действительно, внутри в Сент-Шапель возникает ощущение совершенно необычное, так что я всячески рекомендую. Ну, это так, на уровне бесплатного совета.
Церковь Венсенского замка была, к сожалению, закрыта, так что про нее мне уже нечего добавить.
За воротами первого двора абсолютно симметрично справа и слева стоят два дворца, пришедшие сейчас в полное запустение. Похоже, их не очень используют. Строительство дворцов начал Мазарини после Фронды с прицелом на будущее, чтобы было где отдохнуть с комфортом на случай следующих восстаний. Закончил эту деятельность Король-Солнце Людовик XIV. Один дом называется Дворец Короля, другой Дворец Королевы. Равноправие.
Как ни прискорбно, ничего больше интересного в Венсенском замке нет. Есть, правда, еще небольшой военный музей, в него я тоже не пошел. Если пересечь площадь с дворцами Мазарини до конца, будет внешняя крепостная стена, за ней косогор и дальше, по логике, должен был быть лес, в котором тысячу лет назад водилось разнообразное королевское зверье. Но вот леса уже не существует. Есть автомобильная парковка, а за ней какая-то зелень. Наверно, остатки былой роскоши, превращенные в ЦПКиО.
Венсен давно уже часть Парижа, и сюда ходит метро и поезда скоростной подземки RER. Тем не менее городок сохранил статус административной единицы.
Это Ратуша Венсена. Слева, если я не ошибаюсь, городской театр.
Как и весь Париж, Венсен прекрасен своей бытовой архитектурой. Не только дворцы и замки, но и каждый дом можно разглядывать в лупу и умиляться от сочетаний цвета и стиля.
Вроде дом как дом, но до чего все живенько. У меня огромная подборка фотографий парижских домов, и я совершенно не понимаю, что с ней делать. Стирать жалко, а информационного смысла в этих кадрах ноль. Так и мучаюсь, вот, хоть один использовал, и то слава богу.
Ну, и напоследок, в то время, когда я заехал в Венсен, в его садах проходила выставка соломенной скульптуры. Было представлено порядка сорока работ затейливого содержания. Вот два наиболее получившихся кадра:
Скажем прямо, ничего особенного. Но до сих пор я ничего подобного не видел. Ноябрь 2007