В Париже есть два уникальных подземных музея: музей канализации и Катакомбы. В принципе, я обычно не связываюсь с тем, чтобы рассказывать о своих музейных впечатлениях. Во-первых, это необязательно всем интересно. Во-вторых, это знакомый сюжет для тех, кто, как и я, побывал в том же самом музее. Ну что ж, заранее приношу свои извинения, если этот рассказ покажется кому-то неоригинальным. Зато многим другим будет не скучно. Прошу любить и жаловать, насколько оно возможно.
Если не знать точно где, вход в катакомбы найти невозможно. Расположенный в центре большой площади в крошечной сторожке за самой обычной дверью без вывески, музей можно найти только по небольшой очереди на улице. Потом по очень узкой винтовой лестнице надо долго спускаться на приличную глубину ниже уровня метро и канализации. Примерно трехкилометровый узкий черный ход ведет в старые каменоломни. С потолка за шиворот льется вода, а идти кое-где приходится боком. Своеобразно. Здесь когда-то добывали камень для парижских домов и церквей. Рабочие спускались по таким же узким лестницам, а камни поднимали с помощью лифтов в местах расширения этих крысиных нор. Подземный Париж разрабатывался с 12 века. Там целый огромный подземный город. Большая часть проходов или завалена или недоступна, но, конечно, в Париже есть свои диггеры, проникающие в старые ходы разнообразными способами, и я легко нашел описания подобных походов в интернете. Проходы и кельи простираются на три сотни километров. Для туристов открыт лишь небольшой участок около пяти километров длиной с парой подземных залов и одной замурованной штольней наверх. Париж начинался 2000 лет назад с маленького острова Лютеции в течении Сены. На нем сейчас стоят знаменитые Нотр-Дам и Дворец Правосудия, а когда-то это было небольшое поселение. Люди жили и умирали на этом островке и на южном берегу Сены, а на северном берегу в некотором удалении от берега устроили кладбище, впоследствии названное кладбищем Невинных. Во многих романах разнообразные бурные события происходят за оградой этого кладбища, так что это название на слуху. Не надо долго гадать, чтобы понять, что со временем кладбище оказалось в центре бурно растущего города. Но хоронить на нем не перестали. К 1780 году кладбище возвышалось на 2.5 метра над уровнем мостовых, и любой дождик вымывал на улицы косточки и черепушки. Другие кладбища поменьше были не в лучшем состоянии. Наконец, разразилась эпидемия, после которой было решено старые кладбища убрать, а косточки сложить в заброшенных каменоломнях. Решение было принято высшими должностными лицами Парижа. Каменоломни освятили специальные аббаты, они же шли впереди первой похоронной процессии. Все работы проводились исключительно по ночам. Специальные черные повозки перевозили останки в течение 15 месяцев. Я не помню в точности имени инженера, который руководил захоронениями. Этот самый инженер был не лишен кладбищенского юмора и постарался выложить из костей и черепов удивительные орнаменты. Материала у него было предостаточно - в Катакомбы перевезли останки шести миллионов (!) человек. Добавила косточек и французская революция. Якобинцы сваливали тела казненных врагов по тому же адресу, и где-то среди многих миллионов костей есть останки Дантона, Лавуазье и Демулена. Почти через сто лет после завершения похоронных работ Катакомбы открылись как музей. Первые посетители спускались вниз со свечками и факелами - электричества-то не было. И короли, и простолюдины потоком шли в Катакомбы посмотреть на Смерть. Любопытно, что такие музеи, только менее масштабные, существуют, оказывается, в разных европейских городах. Со времен чумы в Европе к смерти относятся не так, как славяне. Что-то у них в мозгах тогда сдвинулось, и они, с нашей точки зрения, сделались как бы циничнее, что ли. Я не могу представить себе такого аттракциона в России или в Америке. Склад костей называется "оссуарий". Маленькие оссуарии при парижских церквях тоже тоже были перенесены сюда же, и перед ними или в поленницу из костей вделаны плиты и кресты, обозначающие то или иное бывшее кладбище.
Мои фотографии не лучшие, но и не худшие. Съемка в полумраке катакомб очень затруднена, и поймать фокус подчас невозможно. Я нашел позже много фотографий в интернете, и почти все они, даже очень профессиональные кадры, страдают проблемами с цветопередачей и фокусом. Прибавьте капающую с потолка воду и ощущение жуткой глубины и тишины. Народа в катакомбах немного, и люди ведут себя тихо и скромно. Все немного пришиблены.
Коридоры между костями причудливо вьются и образуют петли. Катакомбы хранят много жутких историй. Например, настоятель при одной из больниц году так в 1795 спустился сюда за какой-то надобностью, скорее всего, не совсем праведной. Когда он пропал, никто не удивился. В годы революции люди пропадали сотнями. Его скелет нашли через пятнадцать лет и опознали по цепочке. Оказывается, у бедняги потух факел, и он блуждал между поленницами с костями в потемках, пока не умер от истощения. Скелет находился в нескольких метрах от выхода...
Этот обелиск и кости за ним взяты из бывшего оссуария при церкви Св. Лаврентия
Дизайнер. Создатель Катакомб был дизайнером в душе. Так и умер, бедняга, не узнав этого слова... Где и, главное, как, интересно, он похоронен?
В таких местах становишься окончательно атеистом. Мне кажется невероятным, что оссуарии существовали при церквях. Кости же явно против Бога, одним своим видом. Как же так, вот ведь видно, что жизнь хозяина этой черепушки, закончившаяся тысячи полторы лет назад, была более чем материальна. Какая такая душа жила в этих изломанных берцовых костях? Ниоткуда возникли и никуда ушли, и я не понимаю, какие еще могут быть теории.
Неприметен вход в катакомбы; еще более неприметен выход. Вот за этой дверцей в стене на тихой парижской улице будет крошечная комнатушка, а в ней отвесный лаз вниз в штольню, который заканчивается залом с очень высоким куполом, напоминающим церковь. Я подозреваю, через этот зал вынимали камни, то есть исходно его назначение было более утилитарным. По крутой лестнице в комнату за дверью выбираются из подземелья ошалевшие туристы. В комнатушке сидят два араба, лениво жующие жвачку. Когда арабы увидели меня, запыхавшегося от долгого вертикального подъема, они повскакали со своих мест и заорали оба: "что в сумке?" А я хожу повсюду с сумкой, в которой держу свою технику. "Ха-ха-ха," - сказал я максимально возможным загробным голосом. У меня мелькала шальная мысль украсть из поленницы чью-нибудь косточку и положить ее в сумку, но что с ней потом делать? Грызть долгими одинокими ночами под одеялом? Арабы сразу потеряли ко мне интерес, но для порядка сумку проверили. На месте кладбища Невинных сейчас гигантский подземный универмаг и центральная станция пересадки парижской подземки на 12 линий. А еще там очень красивый сад. Фонтан Невинных, когда-то вделанный в ограду кладбища, сейчас перенесли, и он стоит неподалеку от ультрасовременного центра Помпиду и от того места, где Равальяк убил Генриха Четвертого. Вот он: