Будучи апологетом крайнего Севера, я предпочитаю скупые красоты Лапландии роскоши южных морей и островов. Две недели бархатного карельского сезона, и почти 3 тысячи километров по извилистым лентам шоссе среди скал, озёр, а позже и арктических холмов наполнили особой энергией, которой щедро делится полярная природа. Самой северной точкой нашего маршрута был приполярный Kuusamo. Точнее, горнолыжный курорт Ruka примерно в 900 км от Хельсинки.
На пути были запланированы две ночёвки: в монастыре Новый Валаам (Valamo) и на спортивной лыжной базе в Vuokatti. Дневные пробеги мы максимально сократили, чтобы избежать ощущения отпуска на колёсах. При подготовке к путешествию рассматривался вариант трейлера-каравана, но был отклонён. Наша экономичная дизельная колесница, проверенная и вместительная, гораздо более резво доставляла к очередным пунктам маршрута, где мы располагались с полным комфортом в выбранных и забронированных заблаговременно местах. Самый подробный атлас дорог Финляндии прекрасно справился с навигационными задачами, посказывая вдобавок интересные природные объекты и достопримечательности.
По сути, для пробега в районе 300 километров в день нам не требовалась смена водителей, но я не могла отказать себе в удовольствии погонять по автобанам. Немного напряжённым оказался для меня только отрезок от Вуокатти до Куусамо, когда дорога стала однополосной, петляющей, с преимущественно сплошной разметкой и поэтому с не слишком большими возможностями для безопасных обгонов.
Неожиданно заметным оказался переход от карельской природы к истинно-лапландским ландшафтам. Остановившись на привал у очередного озера, я часто заморгала, прогоняя сентиментальную слезу - после 25-летнего перерыва вокруг вновь был пронзительный арктический воздух, который не спутаешь ни с каким воздухом иной широты. Впрочем, это была только самая южная часть предполярного и полярного региона. В какой-то момент на трассе Via Karelia появился знак, предупреждающий о начале области обитания северных оленей. И действительно, километров за 80 до Куусамо мы заметили пасущегося на обочине живого символа Заполярья. Резкое торможение, восторги и запись о событии в путевом дневнике. После этого водительское напряжение немного возросло - за любым поворотом могла поджидать неожиданная встреча с мохнатым рогатым.
Мы выбрали это время года для своего отпуска не случайно. Ещё достаточно тепло. Лес богат дарами и не сильно досаждает насекомыми. Поток туристов на спаде. Цены уже не летние, а в районе лыжных курортов ещё не зимние. В деревеньке, состоящей из бревенчатых шале, полностью оборудованная романтичная избушка с гостиной, камином, двумя спальнями, полутора этажами, восмью кроватями и сауной обошлась всего в 60 евро за сутки. В половину цены от пика сезона. Правда, это был самый скромный домик. Его "братишки" по соседству заметно дороже.
Была среда, первые числа сентября. Встретил нас только северный олень, пасущийся между пустыми шале. Пару ночей мы были единственными обитателями поселения. Только наши окошки светились среди еловых лап и шёл дымок из трубы.
К концу недели стали оживать соседние коттеджи. Помимо саун в домах, затопили экзотические саамские бани по-чёрному и открыли бассейн с горячим минеральным источником. Зимой здесь имеется и ледяная баня. По заказу работает ресторан с блюдами из дичи. Несмотря на затишье, случайно заехавших путешественников не селили - к пятнице как всегда все места были полны постояльцев, забронировавших коттеджи на выходные заранее. При этом окружающий покой не нарушался ни чем. Может сама природа своим арктическим величием охлаждает излишнее веселье. Здесь не выплёскивают, а аккумулируют энергию, которая необходима осенью для дневных прогулок по окрестным сопкам, рыбалки на порогах, сбора ягод и грибов, сафари на квадроциклах, а зимой - всего спектра лыжных мероприятий. В тишине бревенчатого шале, после целого дня походов и сауны спится великолепно. Знаменитые куусамоские срубы сделаны на славу и не требуют ни внешнего, ни внутреннего утепления стен.
На фоне лаконичных фасадов выгодно смотрятся интересные детали.
Сопки в Лапландии называются tunturi. Деревенька, где мы отдыхали расположена у подножия целой гряды. На склонах северной части 29 горнолыжных трасс приспособлены к условиям полярной ночи. Это карта склонов. Снежный сезон здесь с середины окрября до середины мая, 200-250 лыжных дней, и открывается раньше всех в Северной Европе. Лозунг команды, обслуживающих снеговые пушки: "Пусть всегда будет снег!"
В сентябре как раз шла активная подготовка к новому сезону, профилактика пушек и подъёмников:
Высоты, конечно, не Альпийские. Rukatunturi всего лишь в районе 500 м. Семейный вариант. Зато для сноубордистов имеется трасса международного уровня. Из 19 подъёмников летом работает только один. У нас не очень большой опыт этого вида транспортировки и в момент отрыва от земли ощущения были неординарные. Тогда же наша походная экипировка прошла свой первый экзамен. Недочёты, простительные для самого городского из членов нашего экипажа - моей дорогой подруги-петербурженки, - мы исправили, посетив в тот же день специальный магазин в Куусамо. Непромокаемая и непродуваемая одежда - залог успешного отдыха в подобных краях.
Вопреки складывающемуся, должно быть, впечатлению, индустрия развлечений в Финляндии не всеохватна и не довлеюща. Баланс в соотношениях комфорта с возможностью общения с дикой природой на мой вкус идеален. Совсем рядом с горнолыжным центром находится закрытая заповедная область. Pyhävaara ("pyhä" означает святой) -возвышенность высотой 461 м, с голой вершиной и каменистым южным склоном, круто спадающим к озеру Pyhäjarvi. Здесь было святилище коренных жителей этих мест, саамов. Pyhävaara входит в ограниченную зону, охраняемую Национальной лесной и парковой службой защиты леса, это означает, что без специальной лицензии прогулки по данной территории запрещены. С автомобильной стоянки можно даже разглядеть сакральную пещеру на склоне. Любоваться ею настоятельно рекомендуют только снизу, с дороги.
Вид с вершины на цепь первозданных арктических холмов и россыпи озёр между ними - одно из приятнейших впечатлений этой поездки. Жаль, что возможности имеющейся у меня оптики для подобных задач весьма ограничены...