Основан в начале 10 века у брода через реку Сваратка, хотя люди на территории современного Брно были замечены еще в 5 веке. Брно изначально строился как крепость (отсюда и его название: брно - броня, латы) и на протяжении веков только подтверждал свое предназначение. так, Брно оказался единственной крепостью Моравии, которую не смогли взять ни шведы в 17 веке, ни прусские войска в 18 веке.
Немного фактов: - население города составляет немногим более 360 тысяч - второй по величине город Чешской Республики - Брно - "город с неправильным временем". осаждавшие Брно шведы поклялись, что, если до полудня город не сдастся, они снимут осаду и уйдут. и тогда хитроумный звонарь Брно пробил полдень в 11 часов. шведы отступили. но городские часы Брно по традиции полдень бьют в 11 часов
одна из центральных площадей города называется "зеленый рынок" - издавна и до сих пор именно здесь располагался самый большой в городе овощной рынок. в центре площади расположен декоративный водоём «Парнас», созданный в 1690-95 годах по проекту Иоганна Бернарда Фишера фон Эрлаха в стиле барокко. это ценнейший памятник скульптуры барокко в Брно, уникальный пример натурализма барокко и иллюзионизма излишней театральности. из водоёма вырастает скальный утёс трехгранной формы. на северо-восточной стороне утёса находится сидящая аллегорическая фигура Греции, опирающаяся на колчан со стрелами. у её ног расположился крылатый дракон. на северо-западной стороне можно обнаружить фигуру Вавилона с короной у правой ноги, вправо от неё застыл крылатый лев. на южной стороне утёса аллегорическая фигура Персии с рогом изобилия, направо из скалы выбирается медведь. на вершине утёса - фигура Европы в триумфальной позе, попирающая ногой дракона, держащая в руке жезл. всю композицию оживляют фигуры мелких животных и дракончиков. вот она:
дальше мы отправились смотреть костел св. Петра и Павла. холм с храмом – это место предполагаемой первой брненской крепости с часовней 11-12-ого веков. после разрушения крепости в 13-ом веке романская базилика была перестроена в готический костёл, переживший ряд преобразований в 15-ом и 16-ом веке, а позднее, в 18-ом веке, приобретший выразительные формы барокко. современная неоготическая реконструкция проходила в конце 19-ого - начале 20-ого века. с 1777 года – это резиденция брненского епископства. В настоящее время, кроме собора, для посещения открыта усыпальница костёла, датируемая 12-м веком.
проходя по одной из улиц, на крыше мы заметили интересность:
это оказалась крыша местного театра. двор театра заполнен различными скульптурами, самой впечатляющей из которых был скелет лошади )
после мы побывали у городской ратуши - старейшее светское сооружение в Брно, в котором до 1935 года размещалась городская администрация. историческое ядро здания с башней возникло в 1240 году. приблизительно в 1510 году в нижнем ярусе башни был проделан проход во двор, который А. Пильграм украсил великолепным каменным порталом с фигурами герольдов и горожан. первая скульптура аллегории Правосудия в 1660 году была заменена нынешней. тогда же на портале появился щит с новым гербом города, который Брно получило в 1646 году. портал закрывают сохранившиеся позднеготические ворота. башня покоится на раннеготическом основании, кровля башни является копией первоначальной крыши эпохи Ренессанса. ратуша интересна тем, что на одной из скульптур есть кривая башенка. есть две занимательные истории создания этой башенки, какая из них правда - никто так и не знает ) для строительства ратуши местные правители позвали одного довольно известного архитектора. когда же он почти закончил строительство, они почему-то решили, что оплачивать его работу не надо. архитектор обиделся и ушел, оставив на фронтоне ратуши кривую башенку, чтобы все знали о «кривости» местных управлял. вторая версия легенды утверждает, что архитектор не хотел делать башенку кривой нарочно. он просто очень расстроился и напился с горя, после чего башня и вышла кривой )
согласно другой легенде в болотах близ города поселился страшный дракон, который завел себе привычку кушать местных жителей на обед. нашелся один храбрец, который взял шкуру быка, набил её известью и под видом животного подсунул дракону. тот, конечно же, чучело заглотил, а потом пошел попить водички. из-за последовавшей химической реакции его разорвало на части. чучело этого дракона теперь висит в арке ратуши. очень похож на большого крокодила.
третья легенда – пример неудачной рекламной акции. некий ремесленник пообещал за один день сделать колесо для телеги и к вечеру прикатить его в город. так как он был настоящим мастером, колесо он сделал, выбрав для этого самый длинный день в году. но после этого все его клиенты разбежались, потому что решили, что без помощи дьявола дело не обошлось. а то колесо так и висит на стене ратуши, рядом с крокодилом. простите, драконом.
дальше наш путь лежал на большой холм, к замку Шпильберг. замок появился в первой половине 13-ого века. средневековое ядро замка впоследствии было перестроено. первоначальная резиденция часто меняла хозяев. в 18-ом веке Шпильберк превратился в мощную барочную цитадель, ставшую также внушающим страх местом заключения. печальную славу снискали, прежде всего, казематы крепости. в стенах крепости томились французские революционеры, итальянские карбонарии, члены движения «Молодая Италия», польские повстанцы, но и, конечно же, местные политические узники. во время Второй мировой войны «тюрьма народов» снова стала местом ужасов. с 1961 года Шпильберк находится под управлением Музея города Брно и выполняет выставочные функции. для посещения открыты бывшие арестантские темницы и казематы. с этим замком тоже связана легенда, правдивость которой отрицают работники замка. легенда связана с одним местом в шпильберкских казематах, где находятся так называемые «мокрые койки», в которых как будто бы были замурованы неверные жены, которым еще капала вода на голову. на самом деле, это абсолютная бессмыслица, которую создали местные экскурсоводы на рубеже 19-го и 20-го веков. среди заключенных в шпильберкских казематах женщин никогда не было. существуют и повести о крысином канале, в котором, будто бы, заключенные были прикованы, и голодные крысы их постепенно объедали, от нижних конечностей вверх к голове
во дворе замка сейчас часто проводятся различные фестивали и представления
спустившись вниз, в город, мы посетили костел св. Якуба. высокий хор с сетчатым сводом, присущий творчеству зодчего П. Парлержа, был возведён в восточной части костёла ещё до начала гуситских волнений. строительные работы продолжались до середины 15-ого века. имеются доказательства, что с 1502 года строительством руководил зодчий Антонин Пильграм. башня костёла была перекрыта в 1592 году. костёл считался приходским для всего неславянского населения города, переселившегося в Брно в период колонизации из немецких земель и Фландрии. на первоначально романском фундаменте был возведён готический храм удивительной красоты, который в последующие столетия пережил дальнейшие строительные преобразования.
опять легенда. под самой его крышей, на карнизе, находится смешной каменный мужичок, показывающий прохожим свой голый зад. историки несколько столетий пытались смысл этой кариатиды растолковать, но простым жителям Брно все казалось, что у мужичка какая-то слишком широкая спина, а также рук у него было немного больше, чем надо. тайну удалось открыть в начале 90-ых годов 20-го века, когда храм св. Якуба ремонтировали. когда к нему приставили леса и реставраторы поглядели на мужичка сверху, они увидели, что под ним, оказывается, находится еще одна фигурка - фигурка женщины с блаженным выражением лица. Факт, что неизвестному каменотесу удалось создать скульптурную группу так, что женщину невозможно было увидеть с тротуара, доказывает, что и во времена готики у архитекторов было тонкое чувство юмора. вот она, фигурка:
осмотром этого костела закончилась наша культурная часть прогулки )