Ну, значит, Прага. Москва, Белорусский вокзал, 23.44, импортный кругловерхий вагон… Поехали! Трехместное купе оказалось неудобным. Тесным. Иностранцы, пекущиеся о Personal Space, когда касается экономии, выгоды и не-своего PS, оказываются прижимистыми, набивают - что селедок. Скрыться друг от друга было некуда.
Высокий проводник-чех был вежлив. Смущенно улыбаясь, сказал что-то про газ и прочее и кипятку не налил. Подумалось, - аукается нам российский газок. О том, что чех просто честно выполняет некое предписание экономии (читай – закон), – не подумалось. В общем, за 45 рублей покупать стакан теплой воды было как-то дороговато. Ходили за три вагона к нашим, русским проводницам. Там, - без проблем и даже как-то весело. К ним за водой ходила, наверное, вся «чешская» половина состава.
Середина пути. Польские и чешские поля отличались от наших. Чередовались – зерновые, картофельные, еще какие-то… Редко попадались пустые – видимо, «отдыхающие». И так – всю их часть пути. И было видно – устроено всё умно, просто и естественно. Никто никому не мешает, уж чиновники фермерам – точно!
В 5.03 – прибытие в Прагу. Опоздали на час.
День первый Принимающая сторона – ESTEC. Развезли. Отель «Фламинго» в Праге-6. До центра, как нам объяснили, пять минут на трамвае, потом десять – на метро. Что ж, вечером проверим! Хозяйка – русская. Чистенько и, как потом выяснилось, ненавязчиво. С балкона – некоторый вид на это район города. Завтрак – терпимо (йогурт, сосиски, салат типа нашего оливье, паштет, нарезка, чай-кофе, прочая мелочь…). В 9.10 – микроавтобус на первую экскурсию. Обзорная по Старому Городу.
Вацлавская площадь. Вид, конечно, производит. Экскурсовод-чех по имени Пётр. Говорит плохо. Повел. Поначалу слушал, потом бросил. Должна быть в речи (экскурсовода – особенно) какая-то мелодия, настроение, ну и вообще – логика. А тут, да еще при чудовищном акценте, все рассыпалось горохом по углам, и собрать все воедино не представлялось… Общего впечатления от речи – никакого. Ну и, соответственно, об окружающем. Пришлось обходиться собственными силами, пытаться осознать, где находимся и вообще, что происходит. Мы в Праге! Эти слова, подтвержденные экзотическим городским ландшафтом, веселили и вдохновляли. Из запомнившегося: благородные черно-серые переливы известняка, «обыденность» цветной, с золотом, росписи на зданиях, древний Пражский университет (вспомнились наши тщедушные коммерческие филиалы), волшебно играющий небольшой оркестрик на Карловом мосту (самого моста за туристами пока не разглядел), антикварные лавочки на улочках с пробивающейся сквозь брусчатку травой, выступление какого-то фольклорного коллектива на сцене Староместской площади (искреннее, настоящее!), афиша Музея коммунизма с оскалившейся матрёшкой и олимпийским Мишкой с калишниковым наперевес… Ну и, конечно, вид на Пражский Град.
Назад – своим ходом. Непонятность с проездными талонами. ESTECу - в минус, доходчиво не объяснили! Впрочем, тут как в математике, одна самостоятельно решенная задача стоит десяти объясненных… Добрались.
День второй Дрезден. Это помимо программы. Плати 50 евро. Но – не пожалели. Тут спасибо надо сказать человеку по имени Вилли. По приезде, сопровождающий чешский гид посулила русскоязычного местного. Так и вышло. «Только он, как бы это сказать, - художник», - уточнила она, что прозвучало почти как «не совсем в себе, что поделать - художник…». Мы приготовились уже было лицезреть чудика. Но пришел в зрелом возрасте импозантный мужчина, и полилась спокойная, правильная русская речь – та самая недостающая в первый день мелодия.
Из запомнившегося… Ну, помимо общих, широких (ни один широкоугольник не передаст!), захватывающих дух 360-градусных панорам, - темные блоки кирпичей на еще белом (читай – новом) соборе. В войну он полностью выгорел и рухнул, стоять остался только небольшой портик. После войны немцы всё аккуратно собрали, пронумеровали, занесли в компьютер, тот им выдал местоположение каждого старого кирпичика в будущем новом здании. Когда стали возводить, их поместили ровно туда, куда было указано… Вот это как понимать?!! А никак! Это вне нашего «русского» понимания, когда проще снести всё к чертовой матери и отстроить эдакий бохатый новодел! Тут же всё случилось настолько непрактично и чутко, что впору подумать, - они знают что-то, что нам не под силу, и, по-своему всматриваясь в ткань жизни, водят дружбу с тонкими материями. Алхимики-с…
«Очень» богатые и «просто» богатые особняки в тихом районе города. Нижние окна без решеток, низкие заборы, тут же во дворе, - какие-то лежащие, забытые предметы жизни, вещи, игрушки, тут же – беседки, стулья, садовые столы, почти уже совсем на тротуарах. И, будьте спокойны, всё останется на месте и так и будет лежать или стоять, где поставлено и оставлено!
Дрезденская картинная галерея. Вермеер Дельфтский, Тициан, Рафаэль… Опять - спасибо Вилли! У каждой картины – небанальный рассказ, история и житейская деталь или деталь создания. И видна в рассказе логика, подход. Он не старается удивить, главное, чтоб и ему самому было интересно. Так и подмывало спросить о его собственной истории, как оказался в Дрездне. Спросил на обратном пути, у сопровождающей чешки. «Нет, не знаю», - ответила. – «С ним просто так пиво не попьешь… Живет здесь уже лет, кажется, двенадцать».
На обратном пути попытались остановиться на заправке – то-сё… И ведь с первого раза не смогли! Заправки были забиты фурами. Оказывается, у них недавно вышел закон, запрещающий по пятницам и воскресеньям всякое перемещение большегрузам, мол, народ уезжает из города, надо освободить дорогу. И вот они стоят, стоят как миленькие, и дороги свободны!..
День третий
Пражский Град. Малая Сторона. Это то, красивое, нависающее, возвышающееся, куда так хотелось попасть, когда в первый день были внизу, в Старом Городе. Экскурсия, всё та же, не совсем ловкая, не дающаяся на восприятие ни ее самой, ни описываемых ею красот, речь местного экскурсовода. Демократичная президентская резиденция. Собор святого Вита. Витражи. Смотровая площадка на город. Стоять, разглядывать можно долго. Как витражи. Рассказывать об этом не имеет смысла. Слова ни о чем не скажут, фотографии окажутся плоскими и не передадут и доли от пространства и полёта и от чего-то еще, живого, громадного внизу.
Город Прага, кстати, оказался низким, даже в спальных районах, и пражане на это счет, видимо, не комплексуют.
Добрались до очереди на фуникулер, отбывающий к самой высокой смотровой площадке, к их «Эйфелевой башне». Порадовали спокойно ждущие дети, просто стоящие в очереди спокойные люди. Впечатление портила компания подвыпивших чехов сразу за нами. Говорили громко, навязчиво, не переставая…
Фуникулер здесь – тот же общественный транспорт, и табличка с обозначением станции – как в метро. На саму башню подниматься (по винтовой лестнице) – сил уже не было.
День четвертый Чески Крумлов. В программе его не было, даже за деньги. Памятуя домашние напутствия, решили съездить самостоятельно. Билет стоил 180 крон (где-то 270 рублей). За экскурсию с транспортом и еще неизвестно какой проводкой по городу взяли бы 50 евро (около 2000 руб.) Почувствуйте разницу!
Автобус. Народу много, но как-то все уместились и сели. Удивительное дело, здесь все всегда умещаются!..
Через три часа – на месте. Та же история – подъем наверх, к крепостной стене и башне костела, черепичные крыши внизу. Только здесь подъем круче, чем в Праге. Попробовали местных вафель, сфотографировал люк канализации (они в Чехии в едином стиле, но с гербами и надписью места, где лежат). Странное и удивительное опять же дело, как легко эти улицы впускают в себя все множество туристов, оставаясь при этом по-музейному чистыми, нетронутыми и в то же время – не музейными, очень демократичными. И какой-то особенной обслуги и стражей порядка не наблюдается.
Назад решили ехать почему-то железной дорогой. Стали искать станцию. И тут острее обычного встал вопрос языка. Общий язык всегда удавалось найти. Некоторые, как правило, старички, понимали по-русски, у некоторых молодых было лучше с английским и хуже с русским. Это-то и было главной задачей, угадать на каком языке лучше изъясниться в каждом конкретном случае… Гм, за что платишь в экскурсии? – за роскошь не думать о том, как объяснить и как добраться.
Добрались-таки до railway station. Ну – это был, буквально, полустанок, на котором нам дали компьютерную, однако, распечатку расписания трех ближайших поездов на Прагу с пересадками.
Первый поезд оказался почти трамваем. Много местных туристов, с рюкзаками и пенками, некоторые – изрядно выпимши. «О! Русские! Российская федерация!...» Надо же, знает!
Ехали час, вышли остановкой раньше, вагоновожатый с по-старомодному подкрученными усами быстренько направил нас обратно в вагон, – «Вам на следующей!»
«На следующей» незнамо как пересели на поезд уже до Праги. На перроне в дупелину пьяные чехи бодали свои рюкзаки, что-то орали в расчете на пассажиров, наблюдавших за ними из окон вагонов. Воскресенье, завтра на работу! Головка будет бо-бо… (прошу пардону, тщательно фиксирую пьяных не потому, что их было много – всего-то встретились два раза, - а потому что оба раза они вели себя навязчиво и агрессивно. Наши пьяные – это наши пьяные. Пьяные чехи вызывали тревогу, - неизвестно что у пьяных чужой страны на уме. Хотя, скорее всего пьяные везде одинаковы.)
День пятый Еще один свободный день. Там, где раньше на трамвае – теперь пешком. Присмотреться. Люди – как и везде, разные. Какого-то хамства или недоброжелательства, во всяком случае, мы, не встретили. Как добраться – как могут, объясняют. Начинаешь говорить по-русски, слушают, понимают, но сами в ответ говорят по-чешски. Лишь однажды нас совсем не поняли в Макдональдсе, ни на каком языке. Пришлось девушке вызывать бригадира.
Шоппинг-шмопинг… Распродажи. На летние вещи цены могут быть снижены до 50 %. Есть негры. Разные. Кто стоит на углах Вацлавской площади и перетирает какие-то свои делишки. Кто зазывает у входа в рестораны, кто сидит к кафе с ноутбуком. Много вьетнамцев (а, может, это и японцы-корейцы…). Держат здесь дешевые продуктовые магазины.
Если у вас нет мелких монет (для того, чтобы, купить, например, в автомате метро билет на проезд) – никто из местных с рук на улице бумажные на медные не поменяет. Впрочем, неизвестно как я сам бы поступил у себя дома. Одним словом, если крайний случай, - ищите соотечественников. И объяснить внятно можно, и солидарность срабатывает.
Чтобы позвонить в Россию, удобнее купить местную симку. Стоит 200 крон, столько же будет и на счете. Стоимость разговора – 8 крон за минуту. Девушка в салоне, с неплохим английским, очень быстро нам все объяснила и активировала, и даже нашла код России – 007.
Местные мужчины многие - с усами. И они у них характерные, чешские, - длиннее, чем у наших, либо висят, либо - как-то вверх. Видимо, национальное.
Народу на улицах на окраинах – мало, пиво из горла не пьют, окурков не тротуарах нет (могут оштрафовать даже за плевок), свет в окнах – кое-где, экономят…
И еще. Гуляя самостоятельно по Старому Городу, поняли, - Прага с приезжими «шутит». Даже имея в руках карту, легко заблудиться. Нужные улицы все время уплывали в сторону.
День шестой Вена. После поездки в Дрезден (стоимость экскурсии – 50 евро, очень яркое впечатление) виды на Вену (100 евро!) были большие. Молодой улыбчивый чех по имени Джастин собрал всех поутру где и было положено – у вокзала Масарика и… - поехали. Хваленые европейские дороги оказались, кстати, так себе, как стиральная доска, особенно правая полоса. Выбили фуры, – объяснил шофёр. До Вены было пути – 3-3,5 часа. Вообще, вся Чехия – это приблизительно шесть часов езды. Часа через два миновали не работающие теперь пограничные посты и въехали в Австрию.
Не очень ловкий рассказ Джастина о дорожных достопримечательностях даже не очень и слушался. Сейчас мы остановимся в городе, подхватим местного гида, и он нам всё внятно расскажет, - думали мы. И вот остановились!!! - Ну, всё, в половине пятого я вас жду этом же месте. Просьба не опаздывать… - А?.. – но Джастин уже исчез где-то в недрах ближайшей станции местного метро. Вот так в Вене нас бросили. Неважно говорящих по-английски, по-немецки не говорящих вовсе российских туристов… И Вена не понравилась. Немая, помпезная, стеклянно-мраморная, с большими, холодными, неудобными для человека пространствами и домами. Контраст с Прагой был в пользу последней.
Из запомнившегося… Многочисленные ветряки по обочинам дороги когда ехали, громадные, медленно крутящиеся. В городе многие автоматы для оплаты, к примеру, парковки – с солнечной батареей наверху. Трогательная, игрушечная такая экономия. Всё привозное.
Самый старый каменный собор города, Рупперткирхе, - крохотный рядом с более поздними домами, стиснутый ими. Стеклянная дверь была закрыта. Внутри кто-то талдычил на фортепиано. Наверное, разучивал какой-нибудь псалом к предстоящей службе.
В метро попал в средоточие жизни наркоманского сообщества. Зашел в WC и понял, что между окружающими, слегка помятыми людьми что-то происходит, какое-то еле заметное, поверх голов, общение одними глазами и жестами. А на выходе что-то шумело, кричало, плакало, мелькала однотипная форма медицинских работников метро. На полу с закрытыми глазами, тяжело дыша, лежал молодой парень. Из уголка рта к уху тянулась темная полоска крови. Что делать! - запоминается вот эта не парадно-туристическая сторона жизни города, не последнего города на земле…
Зашел в доминиканский собор. Внутри, после улицы, как бы это повыпуклей выразиться, вдруг ощутилось присутствие отсутствия людей. Никого! И ты предоставлен сам себе, хочешь – иди, хочешь – стой. И не претендует местная религия ни на государственную идеологию, ни на национальную идею. Впрочем, хорошо это или плохо – еще вопрос.
В положенный же час Джастин ждал нас на условленном месте. В общем, если предложили съездить в Вену, уточняйте наличие внятного экскурсовода. А так, - ребята просто срубили бабла, и лучше было бы нам поехать в Моравский Крас с его пропастями, пещерами, подземными реками и дегустацией моравских вин. И дешевле вдвое, и впечатлений больше.
Кстати, на обратном пути где-то впереди случилась авария. Все машины пустили по объездному маршруту. Так мы, по крохотной Чехии, коптили в Прагу по этому маршруту до позднего вечера что по твоей Сибири!
День седьмой
Карловы Вары. Опять экскурсовод Пётр, - ничего внятного. Солнечно. Город красив, дома – террасами, много русских надписей в витринах магазинов. Было что-то в городе от чего сразу чувствовалось - город-лечебница, курорт.
День восьмой, последний Утром с вещами на выход, больше мы в отель не вернемся. Пошел дождь - хорошо. Чемоданы – в багажное отделение автобуса, впереди – Кутна Гора, Собор Святой Варвары, костехранилище в Седлеце. В последнем по углам – четыре громадные, художественно оформленные груды костей, из костей же – люстра, канделябры, герб Шварценбергов, гирлянды из черепов. Сюда надо приходить когда никого нет. А так, за туристическим фоном – не страшно, и мысли о бренности жизни почти не посещают. Вокруг костела кладбище. Тут бы походить, в отдалении – старые низкие постройки с решетками на окнах, в которые следовало бы заглянуть… Но, торопят.
Замок Жлебы. Внутри нельзя фотографировать, замок в ведении государства, которое запретило это дело. Замок хорошо сохранился. Якобы последний владелец сотрудничал с фашистами, и они ничего не уничтожили. Потому, видимо, и запретили фотографировать – уникальные, «родные» вещи, копирайт и прочая тонкая, легко нарушаемая субстанция… Недаром говорят, что это одно из немногих мест, где есть привидение. Объяснили бы сразу, мы бы поняли и не задавали глупых вопросов. А так – только сейчас дошло! Впрочем, вероятно, они свое знание скрывают. О тонком должны и способны знать немногие.
Это было последнее. Далее – дождливая Прага и пять часов пеших прогулок в ожидании поезда. Но, с другой стороны, устраивать какую-то выездную экскурсию опасно. Можно не вернуться вовремя, поломка, авария и объезд (как при возвращении из Вены) и – поезд уходит без нас.
Что в итоге? С туристической точки зрения Прага очень красива. Взгляд скользит и наслаждается. Пробиться внутрь, понять существо их ежедневной жизни?.. - так они тем, что видят туристы, и не живут. Так что – выбирай, либо красота и виды, либо… да, собственно, только одни виды и остаются. Единственное, хотелось бы еще что-то вроде «Прага Франца Кафки», «Прага и алхимия». Хотя бы, как единственно возможно – вскользь.
Напоследок – обсчитали где-то на 100 крон в вокзальном буфете. Но это сейчас даже уже и весело!
Вагоны опять те же, с неудобными трехместными купе. Проводницами оказались наши русские девчонки, три купе были свободными, и все рассредоточились по вагону как кому было удобно - по первому классу! Интересно, как бы поступили в этом случае проводники-чехи? И кипятка на обратном пути было вдоволь. И на нашем русском, железнодорожном подстаканнике красовалась надпись «Слава народу победителю!». Что тут еще добавить...