В письменных источниках Ошмяны впервые упоминаются в "Хронике литовской и жемойтской" под 1341 годом (хотя в самом городе датой основания почему-то считается 1340-ой) как замок великих князей литовских в Виленском княжестве.
В 1384 году город был разрушен тевтонскими рыцарями в ходе похода ордена против князя Ягайлы. Впрочем, городок, известный по тевтонским хроникам как Aschemynne, быстро восстановили, и повторный набег крестоносцев в 1402 году был отражен.В ночь на 1 сентября 1432 года в Ошмянах был совершен государственный переворот: Свидригайло Ольгердовича низложили, взяв в плен княжескую семью, новым великим князем объявили Жыгимонта Кейстутовича. Бежавший в Полоцк Свидригайло пытался отстоять свой титул, но 9 декабря его войска потерпели крупное поражение здесь же, под Ошмянами, что впрочем не остановило последовавшие потом княжеско-боярские разборки.
Магдебургское право Ошмяны получили в 1566 году, примерно в это же время город стал крупным кальвинистским центром: ошмянский староста Николай Радзивилл Рыжий построил здесь коллегиум и кальвинский сбор. За 700 с лишним лет своей истории Ошмяны последовательно разрушались тевтонами, московитами (в 1519), шведами (во время Северной войны), опять российскими войсками (в ходе подавления восстаний Костюшко и 1830-31 гг.) и ещё не надо забывать про войну 1812 года. Через Ошмяны и окрестности Наполеон бежал во Францию (чуть позже в Гольшанах местный житель конечно рассказал легенду о потерянной в этих краях карете с наполеоновским золотом и брильянтами).
До Вильни отсюда ближе, чем до любого другого беларуского областного центра. Город находится в 130 км на северо-запад от Минска и в 55 - от нынешней литовской столицы, прямо рядом с трассой М7. Официально он расположен в погранзоне, и пребывание здесь без пропусков не разрешается. Живёт в Ошмянах около 14 тысяч человек.
Как обычно, в один пост всё не влезло.
[I]Герб Ошмян представляет собой современную версию герба 1792 года, пожалованного городу королём Станиславом Августом Понятовским. Французский щит имеет опрокинуто-вилообразное деление. В правом красном поле изображена рука, держащая золотые весы, в левом голубом – золотой щит, в нижнем серебряном – красный теленок (фамильный герб Понятовских "Целек").[/I]
Въездной знак со стороны Гольшан (для меня правда выездной). Со стороны трассы М7 вообще никакого знака нет. Как-то нелогично.
Если в Ошмянах оставить одну главную улицу Советскую с центральной площадью и ближайшими окрестностями и убрать куда-нибудь весь остальной город, застроенный преимущественно частными домами, населённый пункт получится милейший.
Ну правда ведь.
И подворотни (в окрестностях центра) здесь дореволюционно милые.
Советская улица на вид порой очень несоветская.
Днём в воскресенье город жил размеренной жизнью.
Жизнь активных ошмянцев в основном состояла из прогулок вдоль улицы Советской, посещения всех подряд магазинов на ней и общения с многочисленными знакомыми. Одних и тех же людей я за два часа пребывания в этом городке встречал в диаметрально противоположных местах. В конце концов они даже перестали коситься на мой фотоаппарат, привыкли.
Пленэр, пленэр, пленэр!
В этом живописном здании сейчас департамент охраны МВД.
А в этих по-прежнему живут обычные люди.
Даже в этом доме живут.
Есть и традиционные достопримечательности. Костёл Михаила Архангела. Это не виленское барокко, это виленское необарокко. Костёл построен в 1900-1910 гг. по проекту архитектора Вацлава Михневича на месте старого монастыря францисканцев XIV века.
В костёле как раз шла служба на польском языке. Наверное Ошмяны - оплот польщизны, так как все желающие поприсутствовать в немаленькое здание, как видите, не влезли. Слева от костёла - Воскресенская церковь 1875 года, типичная муравьёвка, не стоящая внимания, потому другие её фотографии опустим.
Лучше дадим больше костёла.
Скромное обаяние провинции.
Самое же интересное на мой вкус здание в Ошмянах расположено в глубине индивидуальной застройки, недалеко от центральной площади. Это синагога 1912 года (хотя специальная табличка на ней говорит о XIX веке).
Синагога действовала до 1940 года, после войны здесь устроили склад.
Сейчас просто стоит заброшенная.
Внутри, говорят, неплохо сохранились росписи стен и сводов.
У входа была припаркована целая армия машин на летувисских номерах.