Путешествие по Ленинградской обл. Часть II. Вступление. Белоруссия: железнодорожные зарисовки.
Проехав Литву, в 18:10 мы были уже на белорусской пограничной станции <span style="color: red;">Гудагай</span> (Гудогай). Это поселок Островецкого района, Гродненской области. Пока проверяли документы, я заметил интересную особенность… в отличие от литовских пограничников, в Беларуси документы проверяли исключительно девушки. Да и более приветливы они, по сравнению с литовцами, что также легко объясняется. Позабавила надпись на спинах у таможенников «Мытня» (Таможня).
Расскажу немного о станционных бабушках-продавцах. В прошлые годы, во время моих визитов в Питер, на обратном пути в Калининград я с нетерпением ждал участка пути Молодечно - Смаргонь - Гудагай, так как всегда традиционно можно было «через забор» купить у местных бабушек наивкуснейшие горячие драники, пирожки с картошкой, капустой и яблоками, шоколадки, фрукты, а также различную одежду, мягкие игрушки и прочие вещи по смешным ценам. На этот раз все было иначе… ((( Как удалось выяснить из разговора с одним человеком, бабушкам строжайше запретили торговать на станциях, особенно приграничных, таким образом, отобрав у них традиционный бизнес, возможно являвшийся для бабушек прожиточным… за нарушение грозили большим штрафом. Однако отдельные храбрые личности еще остались. Так на станции Молодечно женщина предлагала очень хорошие теплые тельняшки на зиму всего за 300 руб., а на станции Гудагай две женщины, опасливо озираясь и бегая от работников станции, предлагали дешево отборную чернику и бруснику. За ведро просили всего 250 рублей… Несколько ведер ягод быстро разошлись по вагонам поезда. А вот драников, впервые за несколько лет, к огромному моему сожалению, снова отведать мне не пришлось…
После Гудогая поезд прибыл на станцию Смаргонь (Сморгонь) – центр Сморгонского района Гродненской области Республики Беларусь, на реке Оксна (левый приток реки Вилия) и её притоке реке Гервятка. Город расположен в 110 км к северо-западу от Минска и в 260 км к северо-востоку от Гродно. Железнодорожная станция на линии Молодечно — Вильнюс, узел автодорог на Молодечно, Вильнюс, Свирь, Крево.
Известен с начала XVI века как частновладельческое местечко Зеновичей, Радзивиллов, Пшездецких. В XVII веке Радзивиллы основали здесь школу дрессировки медведей — «Сморгонскую медвежью академию», именно поэтому на гербе города присутствует большой черный медведь. Во время войны 1812 года при отступлении французских войск в Сморгони Наполеон Бонапарт передал командование войсками маршалу Мюрату и отбыл в Париж. В конце XIX века Сморгонь — крупный центр кожевенной и обувной промышленности. Достопримечательностей в Смаргони практически нет, зато в окрестностях их много. Это усадьба Михаила Огинского, автора всемирно известного полонеза “Прощание с родиной”, Кревский замок и огромное количество древних храмов и костелов.
Известен с начала XVI века как частновладельческое местечко Зеновичей, Радзивиллов, Пшездецких. В XVII веке Радзивиллы основали здесь школу дрессировки медведей — «Сморгонскую медвежью академию», именно поэтому на гербе города присутствует большой черный медведь. Во время войны 1812 года при отступлении французских войск в Сморгони Наполеон Бонапарт передал командование войсками маршалу Мюрату и отбыл в Париж. В конце XIX века Сморгонь — крупный центр кожевенной и обувной промышленности. Достопримечательностей в Смаргони практически нет, зато в окрестностях их много. Это усадьба Михаила Огинского, автора всемирно известного полонеза “Прощание с родиной”, Кревский замок и огромное количество древних храмов и костелов.
Пришло время рассказать о природе Белоруссии. Отличие от холмистых «чистых» литовских пейзажей с ровными лесами уже резко заметно в окрестностях города Смаргонь, расположенного на Нарочано-Вилейской равнине. Рельеф местности пологоволнистый, пересечённый долинами рек. Широкие поля с аккуратно собранными катушками сена чередуется с многочисленными густыми березовыми рощами и сосновыми лесами, через которые с трудом пробивается солнце. Во время всего нашего белорусского транзита встретились десятки озер, мелких и средних речушек и много болот. Я бы сказал, что Белоруссия – настоящая страна болот. Ближе к вечеру пейзаж за окном стал похож на мистическую сказку… многочисленные темные глазницы болот, буреломы покрытых обильным мхом деревьев, отдельные голые мертвые деревья и непроходимая чаща девственного леса. Все это подсвечивалось красными лучами заходящего солнца. Вот-вот, казалось, из чащи выйдет лось или пробежит лисица, настолько здесь не чувствовалось антропогенное влияние человека. Созерцая такую природу, сразу вспомнились слова из любимой песни ВИА "Песняры":
[I]Каб любіць Беларусь нашу мілую, Трэба ў розных краях пабываць Разумею цяпер,чаму з выраю, Жураўлі на Палессе ляцяць.
Што ім тыя нябесы паўдневыя Што ім пышны платанавы рай, Калі клічуць іх далі сасновыя І азерны рабінавы край...[/I]
Также вспомнился замечательный белорусский фильм "Могила льва", 1971 года выпуска, по мотивам произведений выдающегося белорусского поэта Янки Купалы, основанных на белорусских народных сказаниях и легендах …
[I]По земле белорусских болот, пустырей, Над обрывом реки быстротечной Бродят призраки-сны в лету канувших дней, Сохранивших курган вековечный.
Над курганом раскинулся дуб вековой, Лег травы сухой полог, пожухший, И, дыша тяжело, стонет ветер глухой, С тихой грустью поет о минувшем.
Птичьих трелей услада в купальской ночи, Лютый зверь на филлиповки воет, Солнце днем распускает златые лучи, И глядят ночью тихие зори.
Тучи с юга вставали свинцовой стеной, Били молнии с края до края, Но стоит вечный памятник доле людской И витает легенда живая…[/I]
Однако вернемся к нашим станциям. Через некоторое время мы въезжаем на станцию деревни Со́лы, расположенную в 15 километрах западнее Сморгони, в 140 километрах северо-западнее Минска.
В конце Первой мировой войны, 4 декабря 1917 года, в Солах было заключено перемирие между Советской Россией и Германией. Из окна поезда открывается замечательный вид на очень красивый костёл Божией Матери Ружанцовой (Касьцёл Маці Божай Ружанцовай), построенный в стиле модерн в 1926—1934 гг.
В 19:00 поезд прибывает на станцию Маладзе́чна (Молодечно) – город в Минской области Белоруссии на реке Уша, в 73 км на северо-запад от Минска. Впервые Молодечно упоминается 16 декабря 1388 года в письме князя Дмитрия Альгердовича великому князю Ягайло. Длительное время городом владели польские магнаты, среди которых были и Огинские. В результате раздела Речи Посполитой Молодечно был присоединён к России.
Стоянка нашего поезда длилась 14 минут. За это время можно было выйти на перрон, полюбоваться красивым длинным зданием вокзала и подышать чистым белорусским воздухом. Некоторые пассажиры нашего поезда успевали даже сходить в близлежащий магазин.
Следующим населенным пунктом был город Віле́йка (Вилейка), а в 22:17 поезд остановился на широкой станции города По́лацк (Полоцк) – древнего города (в 862 году впервые упомянут в Повести временных лет) в Витебской области на севере Белоруссии, административного центра Полоцкого района. Город расположен в устье реки Полоты, впадающей в Западную Двину.
Пока поезд 36 минут стоял на станции, меняя тепловоз, для изменения направления дальнейшего следования, я с Наташей решил прогуляться по станции, т.к. было тепло, да и надоело сидеть на одном месте в поезде.
Здание красивого вокзала было подсвечено, на скамейках возле входа-выхода вокзала сидел немногочисленный народ. Мы сфотографировали наш поезд, вокзал, станцию и решили немножко посмотреть на город с внешней стороны вокзала. Однако, придя туда, ничего интересного мы не увидели… за вокзалом была небольшая площадь на которой стояли многочисленные таксисты, также мы не заметили ни одного «ночного» магазинчика поблизости, а дальше уже не рискнули идти, решив вернуться поближе к нашему поезду.
Вскоре поезд отправился дальше по маршруту и через два часа с хвостиком мы прибыли в ночной Ві́цебск (Витебск) — крупный город, областной центр Витебской области, расположенный на северо-востоке Белоруссии на берегах реки Западная Двина и её притоков Витьба и Лучёса.
Согласно летописи Михаила Панцирного (1760 г.), Витебск был основан киевской княгиней Ольгой в 974 году. Название город получил от р. Витьба. Первое упоминание о Витебске в «Повести временных лет» — как о владении князя Брячеслава Изяславича, которому князь Ярослав Мудрый передал Витебск относится к 1021 году. В мае 1820 и августе 1824 годах через Витебск проезжал А. С. Пушкин на пути в одесскую ссылку и обратно, а в 1828 году Витебск посетил Н. В. Гоголь.
Вот как описывал Витебск Иван Бунин, русский писатель: «В Витебск я приехал к вечеру. Вечер был морозный, светлый. Всюду было очень снежно, глухо и чисто, девственно, город показался мне древним и не русским: высокие, в одно слитые дома с крутыми крышами, с небольшими окнами, с глубокими и грубыми полукруглыми воротами в нижних этажах… Я шел как очарованный в этом столь древнем, как мне казалось, городе, во всей его чудной новизне для меня.»
Поезд здесь стоял около 20 минут. Я хотел зайти внутрь огромного вокзала с витражными стеклами и глянуть на Витебск с другой стороны здания... но планам не суждено было сбыться… Сначала мной заинтересовался местный станционный милиционер, запретивший фотографировать станцию и здание вокзала, так что мне удалось сделать только парочку кадров, а потом проводнице, видимо, надоело стоять снаружи поезда и ждать, пока мы налюбуемся станцией и она попросила нас зайти в вагон…
На часах был уже час ночи, поэтому мы отправились спать, ну а проснулись уже в России в 3 часах езды до Санкт-Петербурга в районе железнодорожной станции Дно-1 – города Псковской области, где в марте 1917г. насильственно был остановлен и взят под конвой поезд императора Николая II, а позже в Пскове Николай подписал акт отречения от престола, передав власть своему брату великому князю Михаилу Александровичу, который не принял корону. В память об этих событиях, на станции Дно установлен поклонный крест.
Еще через некоторое время поезд прибыл на конечную станцию своего следования - Витебский вокзал города Санкт-Петербург.