Довелось в этом году побывать в одном из крупнейших древних лесных массивов Европы, который сохранился практически в первозданном состоянии до наших дней – Беловежской пуще. Это национальный парк, самый старый заповедник в Европе (на белорусской стороне пущи находится 18 самых старых деревьев Европы), который в 1992 г. был включен в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. В 2009-ом году заповедному режиму пущи исполняется аж 600 лет (!!!).
Беловежская пуща – бывшее охотничье хозяйство великих князей Литовских, польских королей и русских царей. Здесь же в начале 90-х гг. ХХ века были подписаны документы, в результате чего прекратил свое существование СССР.
К сожалению, прочувствовать все величие этого леса нам не удалось. Мы, во-первых, поехали туда неподготовленными, т.е. заранее не узнали, какими услугами и экскурсиями там можно воспользоваться. А, во-вторых, с нами был маленький ребенок, с которым не в любое время и не везде можно быть. Поэтому пришлось ограничиться вольерами с животными, которые населяют пущу.
Всех животных мы не фотографировали, конечно. Тем более, что некоторые из них в своих клетках выглядели уж слишком замученными и облезлыми, как, например, волк и медведь.
Косуля:
Олени:
Ну, и какая может быть Беловежская пуща без зубров! Зубр – это один из главных символов Беларуси. Еще в XVI в. это животное было воспето белорусским поэтом-гуманистом эпохи Возрождения Миколой Гусовским в поэме «Песня о зубре». Поэма была написана на латыни, в ней рассказывается о временах князя Витовта, когда Великое Княжество Литовское было сильным и влиятельным государством. Микола Гусовский описал охоту на зубра, во время которой воины Витовта обучались военной сноровке. Также там рассказывается о самом зубре, его повадках и о том, насколько он может быть опасен для охотников. При чем зубр со своими повадками и характером в этом произведении символизирует само государство.
Вот они, красавцы:
Лось:
Кабан:
Поросенок:
Мама-кабаниха со своим потомством:
Беловежская пуща – это туристический объект, который, на мой взгляд, даже более популярен в Беларуси, чем Брестская крепость. Стоянка перед въездом на территорию пущи была заставлена легковыми авто и туристическими автобусами не только из разных областей Беларуси, но и из других стран.
После осмотра вольеров мы поехали в какую-то глухую деревню (называется то ли Селище, то ли Белая), которая находится практически в самой пуще. Там наши хозяева усадьбы под Брестом, с которыми мы и ездили в пущу, решили показать нам еще две усадьбы и познакомить нас с их хозяевами.
Деревенские домики:
Цветочная клумба во дворе:
Хватает здесь и запущенных хаток:
А вот мы подходим к одной из усадеб:
Улица, на которой она находится:
Мне очень понравился подход местных хозяев к обустройству своих усадеб. Например, хозяйка этой усадьбы пособирала по окрестным деревням весь антиквар (мебель, посуду, разные бытовые изделия и т.п., даже пригодилась старая цементно-песчаная черепица, которую вы можете наблюдать на крыше дома), использовала это все в своем хозяйстве и даже сделала маленький музей.
Подходим ближе к дому:
На приусадебном участке даже имеется раритетная техника, почти в рабочем состоянии:
Груши в саду:
Еще заброшенные и неухоженные хаты:
Кое-где даже сохранился гонт на крыше:
На обратной дороге в Пески мы заехали в деревню Скоки, чтобы посмотреть усадьбу Немцевичей. Она находится за зданием местной школы, в торце которого висит реклама, еще видно, с советских времен:
А вот и сама усадьба:
Как видим, она сейчас находится на реставрации.
Скоковская усадьба – памятник садово-паркового искусства и архитектуры барокко, построена в 1770-е гг. Здесь родился и в разные годы жил общественный деятель, польский писатель и публицист Юлиан Урсын Немцевич, один из авторов Конституции 1791-го года, сподвижник Т. Костюшко в восстании 1794 г. Надо сказать, что наши хозяева усадьбы под Брестом уважительно относятся к этому восстанию и негативно к его подавлению российской армией под руководством Суворова. А Владимир даже считает, что теща его недолюбливает только за то, что его отец не из здешних краев, а откуда-то из России.