Мы едем в Зальцбург. От границы с Германией он находится недалеко. Мы как-то очень быстро до него доехали. Нас привезли в старую часть города, которая представляет собой узкую полосу между рекой Зальцах и скалистыми горами – Мёнхсберг (Горой монахов) и Фестунгберг (Горой крепости). Город показался мне немного строгим, чопорным что ли. Если меня попросят объяснить, почему, я не смогу ответить. Это внутреннее ощущение.
Хотя нет, наверное, мне показалось мало красочности и цвета. Все было какое-то чуть мрачноватое. В ходе моего рассказа, я думаю, вы это тоже почувствуете. Кроме того, впечатление еще усиливалось пасмурной погодой. Как сказал экскурсовод, нам еще повезло. Большую часть времени в Зальцбурге идет дождь. «Зальцбургский ливень» - это уже установившееся понятие. Город как будто бы врезан в скалы. Откуда бы не посмотрел, одна сторона улицы упирается в реку, другая в скалу. Это как-то напрягает. Чувствуется ограниченность пространства.
Обратите внимание на серый дом справа. Этому дому уже 751 год. Представляете? Вот он поближе.
На таких домах обязательно стоят две даты: первая – год его постройки, вторая – год его последней реставрации. Старинные дома находятся под защитой государства и реставрируются самим государством по четко составленному графику. В домах, конечно же, кто-то живет, но это люди, ограниченные во всем, что касается быта. Наш экскурсовод рассказывал, что его знакомые сдуру купили квартиру в таком старинном доме. Им пришлось согласовывать с местными властями каждый вбитый в стену гвоздь. Они не имели права без их разрешения обои в квартире переклеить или двери покрасить. Так вот у них блюдут старину. Еще один такой дом.
С удивлением прочитала, что в Зальцбурге много площадей. Я их как-то особо не заметила. Могу выделить как площадь только Резиденцплац. Посреди площади расположился необычный фонтан с как-будто бы тонущими лошадьми. Но он не работал.
В старом городе значительное место занимает бенедиктинское аббатство Св. Петра. Нас повели на кладбище при аббатстве, на котором похоронены выдающиеся личности, а также те горожане, которые еще при жизни выкупили здесь места. Интересная деталь: земля выкупается не навсегда, а лет на 50. То есть, как они объясняют – на разумный срок, когда близкие потомки еще помнят умерших и ухаживают за их захоронениями. По истечении срока аренды деньги платятся вновь или могила раскапывается, останки извлекаются и место снова готово к продаже. Цинично немного, правда? Это одна из статей доходов аббатства. Кладбище зажато в узком пространстве между скалой и боковой стеной собора Св. Петра. В отвесной скале вырублены катакомбы. В пещерах жили отшельники раннехристианской эпохи, ещё до основания аббатства.
Кладбище мне показалось ужасно маленьким. Экскурсовод пытался сравнить его с нашим Новодевичьим, но по размерам сравнения просто неуместны. Нам не сказали, сколько стоит место, но думаю, что очень хороших денег. Хотя есть могилы, которые будут стоять там вечно. В них похоронены люди, которые оставили свой след в истории. Имена лучше не спрашивайте, я ни одного не запомнила. В стенах бенедиктинского аббатства Святого Петра в Зальцбурге есть своя духовная высшая школа. Сквозь дворик этой школы мы тоже прошли.
Посмотрите, как всё строго и аскетично. Несомненной достопримечательностью Зальцбурга является крепость Хоэнзальцбург, которая видна отовсюду.
В крепость можно подняться на фуникулере. Но из-за ограниченности во времени нам не удалось посетить крепость. Очень жаль. Как нибудь в следующий раз.
Очень интересная история с самым маленьким домиком № 109 в центре Зальцбурга. Дело замешено, как всегда, на любви. Дама пообещала свою руку и сердце влюбленному джентльмену при условии, что молодой человек построит их дом в центре города. На дворе стоял 15 век. Дома в городе стояли так плотно друг к другу, что построить что-либо еще казалось нереальным. И все-таки юноша выкрутился. Он воткнул свой домик с фасадом всего в 1,5 метра в узкую щель между двумя домами. И домишко стоит до сих пор.
На улицах Зальцбурга часто встречаются люди в национальных одеждах. Это я уже наблюдала и в Мюнхене, и в маленьких баварских и австрийских городках. Мне их одежда очень нравится. Я бы и сама с удовольствием в ней походила.
Тем более, что купить такую одежду не проблема. Её продают везде.
И конечно же, Зальцбург – это город Моцарта. Здесь им пронизано всё. Он здесь родился, вот в этом ничем не выдающемся доме.
На нем так и написано «Дом, где родился Моцарт». Только в Зальцбурге можно попробовать настоящие, сделанные по старой технологии вручную знаменитые конфеты «Моцарт». Их оригинальная технология известна с 1890 года. Делается марципановый шарик, одевается на палочку, обволакивается ореховым кремом и обмакивается в горьковато-сладкий шоколад. Когда шоколад застывает, конфета снимается с палочки, а дырочка от нее заливается шоколадом. Настоящие конфеты «Моцарт» упаковываются в сине-серебристую фольгу. Большинство конфет продается в красно-золотистой упаковке. Как нам пояснили, это тоже натуральные конфеты, но сделанные не вручную. Я год назад в Вене пробовала «Моцарт» в красной упаковке. А в этом году уже на родине этих конфет попробовала настоящие в синей. Хочу сказать, что, действительно, дырочку, заделанную шоколадом видно отчетливо. В том году я этой дырочки не помню. Может, просто не заметила. Не знаю. Вкус, конечно, божественный. Я не отказала себе в удовольствии, съела сразу 6 конфет. Не догадалась их сфотографировать. Но фото кондитерской, где продают синие конфетки, я вам покажу.
Одна конфетка стоит недешево – 0,9 евро. Чем больше упаковка, тем штучка стоит дешевле. Но я покупать коробку не стала. Вспомнила прошлый год, когда я купила эти конфеты домой, они просто растаяли и в коробке оказалось шоколадно-ореховое месиво. С Именем Моцарта связан и проводимый здесь музыкальный фестиваль. Он проводится ежегодно летом. Сейчас он называется Зальцбургским. Но до этого он носил имя Моцарта. Для его проведения был построен Большой фестивальный дворец.
На фестиваль съезжается весь музыкальный мировой бомонд. Говорят, что в дни проведения фестиваля количество бриллиантов на 1 кв.м превышает все разумные пределы. Присутствовать на фестивальной программе могут себе позволить только очень обеспеченные люди. Наш экскурсовод, в прошлом не последний пианист, не может купить себе билет, говорит, цена зашкаливает. Да и билет не просто приобрести. Еще несколько любопытных снимков.
Этот памятник - не памятник, фонтан – не фонтан стоит на рыночной площади. Емкость внизу заполнена водой. Мы спросили у экскурсовода, что это. Оказалось, что в давние времена это был естественный холодильник для продавцов рыбы. В емкость наливалась холодная вода и высыпалась туда рыба. Таким образом, она какое-то время не портилась.
Действующее водяное колесо. Находится рядом с бенедиктинским кладбищем. Говорят, играет не последнюю роль в водоснабжении города. Но на момент экскурсии оно было на ремонте.
Этот золотой шар я сначала приняла за какой-то цирковой трюк. Думала, что на улице показывается какое-то цирковое представление. Мне казалось, что на шаре стоит живой чернокожий человек. Ничего подобного. Это так называемая современная инсталляция. Поставлена якобы для украшения города. Не знаю, что она там украшает. Среди исторических памятников эта штука вызывает недоумение. Что она собой символизирует, тоже непонятно. Жители Зальцбурга иронично обозвали её между собой «Барак Обама на шаре». Что-то подобное я даже видела возле Лувра в Париже. Так же натыканы современные штуки возле старых скульптур. Высоко обозваны скульптурами. Смотрятся крайне нелепо. Вот таким я увидела славный австрийский город – Зальцбург. Нам еще предстояло вернуться в Карловы Вары, откуда мы начали наш маленький тур по Европе. За эти два дня нам удалось посмотреть очень многое. Мы побывали в веселом, предфестивальном Мюнхене, в девственных Альпах и красочных альпийских городках, в строгом, но интересном Зальцбурге. Путешествие просто необыкновенное. Последние три года я много путешествую. Но это одна из самых незабываемых поездок. Кто может себе позволить материально, очень советую.