Мировой центр компании по производству хрусталя "Сваровски" находится в городке Ваттенс в нескольких километрах к востоку от Иннсбрука. Любителям гламурного шоппинга марка "Сваровски" вряд ли нуждается в представлении. В каждом крупном европейском городе найдется хотя бы один торговый центр, где имеется магазин этой фирмы. Нелюбители шоппинга видели их отделения хотя бы в дьюти-фри. Нелюбители шоппинга, не ходившие мимо дьюти-фри, тоже наверное имеют представление, что это такое. На витринах магазинов "Сваровски" всегда можно увидеть хрустальные фигурки несравненного качества по несравненным же ценам. Началось все это в 19 веке, когда Даниэль Сваровски основал свою стеклорезную фабрику, которая за сто с лишним лет превратилась во всемирно известную корпорацию.
Не знаю, пускают ли простых смертных в святая святых, то есть внутрь зданий фабрики, где производят те самые хрустальные изделия. Возможно, есть какой-то тур по предварительной записи. Основная масса населения идет в музей хрусталя, построенный несколько лет назад. Это даже нельзя назвать музеем в обычном понимании этого слова. Это скорее галерея современного искусства, собрание работ выдающихся дизайнеров, которым наверное стоило немалой крови протолкнуть эти работы на всеобщее обозрение в таком месте. Выставлены там избранные из избранных произведений, причем не все они из хрусталя. Называется это "Мир хрусталя" или "Мир кристаллов", игра слов, которые на английском и немецком означают одно и то же. Кому интересно подробнее узнать, что это такое, милости просим на их сайт http://kristallwelten.swarovski.com , рекомендуется слушать со звуком. Именно эти глючные звуки раздаются в полутемных залах "хрустального мира". У меня осталось двойственное впечатление от увиденного. С одной стороны, экспозиция необычна и, безусловно, интересна. С другой - как-то все это выглядит ультра-мега-гламурно, не всегда понятно, в частности, по какому критерию отбирались экспонаты. Не все из них, по-моему, тянут на шедевры. Загадка, в общем, современного искусства. Такие темы вызывают ассоциации с церемониями открытия каких-нибудь олимпийских игр, когда на стадионе пытаются изобразить что-то мега-европейско-постмодернистско-новаторское, а в результате непонятно, чего вообще, собственно, хотел сказать автор.
Кампус хрустальной корпорации находится в полях на фоне альпийских пейзажей. Как видите, стояло ясное и незамутненное утро. Воздух был чист как хрусталь Сваровского. Если приехать рано утром, то еще никого нет и много парковки. Позже наезжают туристы на автобусах и людей становится неприлично много.
По дороге, ведущей от парковки к музею, посетителей встречает вот такая радостно-блестящая (не хочу слишком часто употреблять слово "гламурная") надпись "да-всем". Или "да-всему". От нее веет некой атмосферой глобализации, как и от всей выставки. При взгляде на нее в моем приземленном мозгу восстала известная альтернативная фраза "хуй войне". Извините, что, как всегда, все опошлил.
Весь хрустальный мир помещен в чреве этого травяного глазастого существа, которое у них зовется "гигантом". Изо рта "гиганта" бьет чистая альпийская вода. Бассейн сделан таким образом, что из него время от времени вылетают водяные струи. Глаза у существа светятся. Вход внутрь находится под его головой.
Далее попадаете в галерею затемненных помещений, где освещены только экспонаты. Подробнее можете ознакомиться на указанном мной сайте. Это самый большой в мире резной кристалл в 300 тысяч карат. Самый маленький кристалл в мире тоже где-то там.
Некая дамочка с фаллическим символом. Ну так на сайте написано, что в руке у нее кристалл, символизирующий фаллический символ. Австрийцам виднее, у них Фрейд жил, спорить не буду.
Эта штука с черными кристаллами висела в египетском храме в Луксоре на премьере оперы "Аида". Рядом с ней стоял живой Пласидо Доминго (в смысле, во время оперы Луксоре, а не в музее)
В следующем зале находится самая декаденстко-психоделическая аттракция "хрустального мира": Механический Театр. Для начала вас встречает целая стайка пустых мужских сорочек, двигающихся и синхронно шевелящих рукавами как привидение из Стокгольма. Дикое, но симпатишное.
В центре зала ходит по кругу данный гуманоид, чрево которого периодически вскрывается и выставляются напоказ механические внутренности.
Гуманоид нарезает круги вокруг второго гуманоида противоположного пола, который периодически разбирается на части умным механизмом. Символизирует все это вместе гармонию мужского и женского начала. Инь-янь. На горизонте можно заметить еще несколько летающих рубашек-привидений.
Сбоку от всей этой сцены висят две нижние половинки туловища, которые рандомально дрыгают ногами.
Если вам этого мало, то в другом углу периодически срабатывает центрифуга, которая вращает с хорошей такой скоростью, примерно как аттракцион в луна-парке, стол, за которым сидит пара битлообразных мужиков.
Следующее помещение - хрустальный купол. Вы оказываетесь внутри кристаллической сферы с бесконечным множеством граней. Отражается это все зеркалами.
В различных точках сферы время от времени образуются световые пустоты, за которыми обнаруживаются всякие предметы, стоящие за стеклом. Если присмотреться, можете заметить маску в середине.
Еще одно существо, возникшее на несколько секунд из глубин купола.
Следующий зал - "Зимний сон". Хрустальная елка, под умиротворяющие "хрустальные" звуки и шум зимнего ветра. Настоящее царство снежной королевы. Мне, пожалуй, этот зал понравился больше всего.
Дальше идет "кристаллоскоп", но там нечего снимать, надо смотреть это в движении. Можете посмотреть на сайте (как подумаю, можно было вообще все это не писать, просто дать ссылу на сайт). За ним идет "хрустальный театр". Один из участников этого театра - зебра в женской туфле, которая поднимается и опускается.
Еще маска со зрительным эффектом движущихся глаз. В общем, этот театр мне как-то средненько, детям наверное больше бы понравилось.
Тут что-то на тему библейских "ханаанских шпионов" в виде оленя и вороны. Я так понимаю, что это из фарфора.
Движущиеся фигуры солнца и луны:
Это вообще не знаю, чего такое:
Зал "хрустальной каллиграфии". Можно писать световые буквы и картины. Как там это делается, я не очень разобрался, в общем там вот такие штуки, то ли из стекла, то ли из ртути, то ли просто глюки.
Собственно, главный глюк.
Люстра в зале:
"Ледяная стена". Коридор, состоящий из хрустальных осколков.
"Личные вещи гиганта". Имеется в виду та самая голова над входом в музей. Чтобы голова не чувствовала себя обделенной, ей сделали огромный перстень, огромный баян и еще несколько полезных предметов, каждый высотой в человеческий рост.
"Галерея отражений". Вы проходите между светящимися глыбами из пластика или стекла, на которых запечатлена мозаика различных событий из истории человечества и исторических персонажей.
Приближаемся к выходу. В последнем зале стоит светящаяся медуза. От нее тянутся световые волокна. Периодически меняет цвет.
В конце пути (как же без этого) вас ждет огромный магазин Сваровски. Можете купить несколько хрустальных шедевров за очень дополнительные деньги. Цены там, кстати, пониже, чем в филиалах по всему миру. Наверное потому что в ста метрах от производителя.
На этом месте репортажи из помещения временно заканчиваются и начинается чистый горный воздух и альпийские пейзажи. В следующей серии.