На майские праздники традиционно встает вопрос куда бы съездить на авто? Вариантов не так и много. На севере еще холодно, а выходные надо использовать :) Народ в основном ездит в Крым, Карпаты, на Кавказ и Мангышлак. На Мангышлаке мы уже бывали, сильно понравилось, вот и решили продолжить в том же духе. Итак, Узбекистан.
Дно Аральского моря, обрывы плато Устюрт, пустыня Кызылкум и конечно же незабываемая архитектура Великого шелкового пути.
Одним махом пролетаем границы и великолепные трассы Западного Казахстана и вот мы уже у подножья Устюрта. Здесь плато обрывается вниз на сотню метров, образуя берег Аральского моря.
Точнее бывшего Аральского моря. Теперь воды здесь нет. Мы едем много километров вдоль обрыва, наблюдая одну и ту же картину – оголенное дно когда-то большого, четвертого по величине озера мира.
Еще в 60-е годы оно было полноводным, ежегодно вылавливали десятки тысяч тонн рыбы, на берегах работали пять рыбозаводов и несколько портов. Ну а потом началось масштабное строительство оросительных каналов от рек питающих озеро. Это и определило его судьбу.
Вода и уходила, метр за метром, оставляя за собой лишь ил, соль, да сельскохозяйственные ядохимикаты, которые годами попадали в море с орошаемых полей.
Наконец появилась возможность съехать с плато на дно к остаткам воды. Устюрт падает обрывами, нам туда.
Где-то в низинках вода оставалась, но всё равно потом испарялась.
На дне этого озерца лишь белая пыль.
Под ногами ил, когда-то уровень воды здесь был в 20 метрах над головой.
Вот он, текущий берег моря. У воды лежит военный понтон. В советские времена неподалеку отсюда была биохимическая лаборатория, проводились испытания биологического оружия.
К полигону мы не поехали, встали на ночевку на бывшем берегу. Вид удручающий, но и одновременно впечатляющий.
Тут мы встретили группу «Врачей без границ», которые приехали на выходные на пикник. Чехи, индусы, итальянцы и т.д., работают в Нукусе, помогают местной медицине. Пообщались у костра и на утро двинулись вглубь моря, на дно, попутно объезжая многочисленных черепах.
Дно Аральского моря сейчас выглядит так.
Редкие кустики саксаула и ил. Больше здесь ничего нет. Теперь это не море и не дно, это пустыня Аралкум.
Ровная как стол поверхность, быстро едем, пылим и на повороте влетаем в воду.
Оказывается родники. Шины мгновенно замыливаются, пытаемся искать объезд, но вода везде. Видим вдали вышку, подъезжаем, это буровая, добывают газ. Всё дно Южного Арала в скважинах, их здесь более ста.
Газовики быстро подсказывают направление и вот мы на асфальте. Впереди начинает дуть, видимость падает.
Песок повсюду, куда ехать не всегда ясно, сильно похоже на пургу. В песчаную бурю я попадаю первый раз, пытаюсь выйти на улицу, но глаза мгновенно забиваются песком.
Теперь такие бури здесь не редкость. Мелкую пыль выносит проходящий над пустыней мощный воздушный поток далеко за пределы Центральной Азии. Токсичные вещества из Аралкума были найдены в крови пингвинов в Антарктиде, на ледниках Гренладиии и в норвежских лесах.
NASA часто снимает со своих спутников такие бури.
Ну а у нас ветер быстро стихает и мы въезжаем в бывший город-порт Муйнак.
Теперь здесь повсюду песок.
А еще Муйнак известен своими кораблями, которые лежат прямо на земле. До остатков воды отсюда не один десяток километров.
И хотя, говорят, их сюда притащили специально в туристических целях, выглядит всё равно впечатляюще.
Чем еще известен Узбекистан помимо Аральского моря? Конечно древними городами. Первой на нашем пути была Хива́ – столица древнего царства Хорезм.
Гостиница прямо в крепости Ичан-кала за $35 и мы пошли гулять по улочкам города.
Здесь всё сконцентрированно в одном месте и кажется нетронутым много лет.
Знаменитый минарет Кальта-Минар. Был задуман как самый большой на мусульманском Востоке. По плану высота минарета была 70-80 метров, но строительство остановилось на высоте 29 м.
Легенда говорит, что эмир Бухары, узнав о строительстве уникального минарета в Хиве, захотел построить такой же в Бухаре, и договорился с мастером, что он сделает это, как только закончит работу в Хиве. Хивинский хан, узнав об этом, отдал приказ убить мастера сразу после того, как он закончит строительство. Дошла эта новость и до мастера, и он сбежал, оставив минарет незаконченным.
Классический вид – западные ворота Ата-дарваза и минарет Кальта-Минар.
Вообще, тут хочется фотографировать буквально всё. И стены крепости, которым уже почти 1500 лет.
И местных жителей, которые как всегда приветливы и дружелюбны.
И культовый центр – мемориал Пахлаван-Махмуда, с захоронениями 14 века.
И уникальную тысячелетнюю мечеть Джума, в которой нет ни куполов, ни галерей, ни внутреннего двора, а лишь большой зал и 213 деревянных колонн.
Рассказать полноценно о Хиве невозможно, да и не нужно, наверное. Туда надо просто поехать и посмотреть всё своими глазами, оно того стоит.