Просматривал тут на досуге фотографии Стамбула почти 120-летней давности. Тогда он еще был Константинополем. Решил показать кое-что, ну и свои шедевры выложу заодно, чего им без толку пылиться. Парадный Стамбул - это безусловно Айа-София. Главный храм христианского мира стал образцом не только для церквей, особенно православных (вспомним Софии — киевскую, новгородскую, вологодскую), но и для мечетей.
Поставленные по четырем углам константинопольской церкви минареты превратили ее в мусульманский храм, и началось клонирование — мечеть Сулеймана, мечеть Султана Ахмета, мечеть Баязида... Некоторые красивее, почти все грациознее Софии, но у истоков — она, и все на нее похожи.
Внутреннее пространство Софии сложно описать словами: мозаики, фрески, стены, покрытые полудрагоценными плитами, словно московское метро, пространство-бездна, полумрак, обязательно прорезаемый тонкими лучиками. Воображение живо рисует, как все это потрясало средневекового человека. Резьба по камню ажурнейшая и в огромном количестве. Стоя там, в полумраке и прохладе понимаешь: только чтобы увидеть это, стоило приехать.
Ислам - религия функциональная: благодаря именно этому свойству, в Стамбуле сохранились почти все христианские храмы византийской эпохи. Новые хозяева просто пристроили к соборам свои минареты, закрасили мозаики - и стали совершать свои молитвы там, где еще вчера отправлялись службы христианскому богу. Поэтому в наше время реставраторам надо было лишь расчистить верхний слой, чтобы обнаружить под ним уникальные росписи и мозаики византийского периода.
Вспоминается рассказ Павича "Голубая мечеть" про мусульманского зодчего, что пытался постичь пропорции храма Софии, чтобы построить великую Мечеть. Возведя, понял, что что-то в нем изменилось. Бросился к учителю своему, который быстро догадался, что великий строитель Голубой мечети стал христианином. Вот она, Голубая мечеть.
Синан стал главным архитектором города - и построил лучшие мечети города, при виде которых таксисты цокают языком и едут на красный. Я знаю, что ноги каждый раз несут вас к Голубой мечети. Я знаю, что она фантастически хороша (особенно ночью с подсветкой), но слишком кокетлива, грациозна, искусственна, претенциозна.
Глядя на изразцы внутри начинаешь понимаешь художника: желание копировать свет, выткать воздух, исполнить невероятное. Мир ислама орнаментален, в здешнем религиозном искусстве нет "образов и изображений".
Ислам показывает, что "мир велик и прекрасен", и мусульманин - это, в сущности, всего лишь тот, кто обомлел и изумился его красотой и единством и забыл про время. Вот в этом - увидеть и обомлеть, а потом постичь добрую волю, которая ведет тебя в дебрях этого узора, и довериться этой воле, и принять ее, и познать ее - состоит суть ислама: что бы вам ни показывали по телевизору. Только с таким чувством следует ехать в Стамбул. Иначе путешествие - псу под хвост: ничего нового вы для себя в городе не откроете.
Такси несется вдоль Босфора, где стоят на дальнем рейде пешки сухогрузов и танкеров. Открываешь окно, смотришь на сверкающую рябь волны и глазам не веришь: вот он, проходной двор истории, коммунальная кухня, где две с лишним тысячи лет склочничали народы и государства. Вот по этой воде Босфора ходили туда-сюда греческие галеры, российские корабли, фрегаты крестоносцев и немецкие подводные лодки. Вот здесь переплывал Босфор султан Сулейман в одежке дервиша - узнать, что о нем говорят в народе. Тут натягивали знаменитую цепь, чтобы закрыть вход в бухту.
Закат над Стамбулом с воды - зрелище незабываемое: розовое небо и телебашни минаретов.
Первый Галатский мост был построен в середине 19 века в деревянном исполнении, проход по мосту был платным. На фото ниже его третий вариант, тоже деревянный. Последний, пятый вариант был построен 1992 году. Обратите внимание, что на мечети за мостом не достроены минареты.
Вот вид с обратной стороны. Справа от моста был целый порт. А какие зачетные маршрутки на переднем плане?
Сейчас первое, что бросается в глаза на мосту - это десятки рыбаков. Стоят плечом к плечу, как леску не запутывают - непонятно. По набережным Золотого Рога — рыбная торговля под присмотром безбоязненных свиноподобных чаек.
Местные торговцы сносно объясняются по-русски — благо масса общих слов. Балык — по-турецки «рыба»; обидно: выходит, любая фитюлька — для нас деликатес. Зато мы отыгрались на сарае, который у них — дворец, и на алтыне, который — золото. Спорт — спор: как правильно. Ластик — шина. Я обедал на речке Чай, пил чай в местечке Чердак. Стакан по-ихнему — бардак, тарелка — табак. Родная лингвистика: водки бардак да селедки табак.
Известный всему миру Большой базар — как раз цивильное место, вполне пристойный торговый центр, просто громадный. Настоящий базар — за его пределами.
Здесь нет ничего в "чистом виде" - ни Востока, ни Запада, ни Европы, ни Азии, ни христианства, ни традиционного ислама: так что если вам нужна монохромная культура, это место не для вас. Стамбул вобрал и переварил десятки цветов, но - парадокс! - в итоге мы имеем не мутный бульон, а единый ковровый узор, где сошлись все линии и цвета.
Всего как всегда не покажешь. Прочитал где-то что один крестоносец написал восемь веков назад: [I]«Многие из смотревших на Константинополь даже помыслить не могли, что может быть в мире столь богатый город, и вот увидели они сии высокие стены и богатые башни, оградившие город, и высокие церкви, и было их всех столько, что невозможно поверить, когда бы не расстилались они перед глазами... Не нашлось столь бесстрашного человека, кто не затрепетал бы при сем зрелище...»[/I] Кто не видел в Стамбул - побывайте, однозначно будет что вспомнить.