Ещё пару месяцев назад такая поездка была бы практически не возможна. Последние 9 лет Шхем был в непрекращающейся блокаде. Все въезды и выезды были перекрыты или строго контролировались армией. Ни одна машина без специального разрешения не могла свободно въезжать или выезжать за пределы городской черты. Для местного жителя дорога в Рамаллу могла занять порядка 4 часов (47км).
Из них большая часть времени уходила на проход КПП и пересадки. Некоторые направления были перекрыты полностью. В такие города, как Дженин можно было пробраться только пешком, по горным тропам. Город дорого заплатил за свою воинственность и непокорность. 130000 человек все эти годы расплачивались за горстку экстремистов. На сегодняшний день, создаётся впечатление, что большинство жителей Шхема устало от конфликта и понимает, что война никуда не приведёт. Поблажки последних месяцев начинают вселять в них некий оптимизм.
На КПП в Хаваре теперь непривычно пустынно. На въезде, проверяют только машины с жёлтыми номерами. Заезжать израильтянину в Шхем пока крайне опасно. Слишком много ненависти накопилось за эти годы. По сравнению с Рамаллой город производит удручающее впечатление. Обычно в восточных городах бурлит жизнь, в Шхеме кажется, что она всего лишь теплится. Безработица в городе достигает 80% (16% в 97 году). Большинство мест развлечения было закрыто за эти годы. Сильно укрепился институт религии, каждый житель мужского пола считает своим долгом посетить мечеть хотя бы раз в неделю - в пятницу. Мои шхемские знакомые - очень респектабельные и преуспевающие по сегодняшним меркам люди. Абед владеет бизнесом по импорту и починке сотовых телефонов, Расем импортирует электронику в ПА и Иорданию. В Шхеме они чувствуют себя как рыбы в воде, но и они не решаются пригласить нас в Старый Город. Для этого нужно особое разрешение от полиции. Как правило они выделяют вооруженного сопровождающего. Рассмотрение такой просьбы может занять пару недель. Абед подал прошение за пару дней до нашего приезда. Ответа мы не дождались, поэтому путешествовали в основном вокруг Шхема. Первая наша остановка была в церкви Колодца Якова, напротив лагеря беженцев Балата. Колодец был куплен нашим праотцем, Яковом после его возвращения из Месопотамии (Ветхий завет - Бытие). Новый завет упоминает колодец, как место встречи Иисуса с Самаритянкой. Здесь он впервые заявил о себе как о мессии. Сегодняшний храм был заложен на деньги русской православной церкви, но так и не был достроен - помешала революция. Сегодняшняя церковь принадлежит греческим ортодоксам. Под церковью находится действующий 35 метровый колодец. Воду из него может отведать любой желающий, но фотографировать мне запретили. Также в церкви лежат мощи настоятеля церкви, якобы растерзанного в семидесятые годы евреями (Достоверной информации по этой теме я не нашёл - может кто в курсе?) В городе проживает около 800 христиан. Шхемцы очень гордятся своей толерантностью к этой общине. После жалоб христиан, они распорядились приглушить вой моидзинов во всём городе.
После церкви, мы направились на гору Гризим (http://gazeta.rjews.net/Photo/grizim/index.html). Извилистая дорога приводит прямо в Кирьят Лузу, к Самаритянам. На въезде стоит КПП пропускающий из Шхема только машины местных жителей. Нашим арабским спутникам пришлось остаться за блок постом, а нас свободно впустили в деревню. На моё удивление, Кирьят Луза кишил туристам, в эту пятницу там устроили тусовку израильские байкеры и весь центр деревни был заставлен блестящими Харли-Дэвидсон. На горе тоже было людно, там тусовалась команда каких-то волейболистов из Европы. Ко всему прочему, с нас содрали деньги за вход. По началу араб хотел по 50 шах с носа, но мы сошлись на 25. Похоже и это, пошло ему в карман. Мы не стали задерживаться на горе и вернулись обратно в Шхем. Чтоб не привлекать к себе лишнего внимания, остановились пообедать в совершенно пустой харчевне при мясной лавке. Расем всё это время пытался общаться по-английски, но тут и там у него проскакивали ивритские словечки. В церкви нас сразу раскусили как израильтян, но в столовке оба языка были для хозяев сродни китайскому. По мнению Расема, если народу позволить свободно зарабатывать на хлеб, в течение года арабы забудут о своей ненависти. Такой мы народ - умеем быстро забывать обиды. Тут все понимают, что мы полностью зависим от евреев. Больше всего, по словам Расема, жителей Шхема задело то, что стотысячный город был наказан из за горстки идиотов. Оба наших народа наломали дров, пришло время собирать камни. Будем надеяться, что так думает не только он и ещё пару просветлённых. Пока мы обедали, оба наших приятеля успели смотаться в мечеть, оставив нас созерцать город в гордом одиночестве. Была пятница, и присутствие в мечети было для них частью обязательного этикета. Слава богу, они быстро вернулись, и мы продолжили наше путешествие
Следующей в нашей программе была Себастия. Про достопримечательности это сайта, я уже успел немного поведать в прошлом посте (http://vizaviz.livejournal.com/62394.html). Добавлю только пару слов про деревню. В Себастии очень сильна коммунистическая партия. Все стены деревни изрисованы краснозвёздными граффити. Попадаются и оригинальные исполнения - например, звёзды в виде палестинского флага. Не смог удержаться, чтоб не запечатлеть местное творчество. В окрестностях Шхема граффити множество - все в основном на политические темы. Сибастия производит очень хорошее впечатление - в центре идут реставрационные работы. Строят гостиницу и кафе для ожидаемых туристов. Возле церкви оборудовали небольшой, уютный хостель - номер на двоих + питание стоит 50$ в сутки. Изрядно вымотанные палящим солнцем, мы отправились отмокать в Айн Бидан - главный парк отдыха в этих краях. Для жителей Шхема, это единственное место, где они могут отдохнуть от своих проблем. Бидан, это воистину райский уголок. Бесчисленные, зелёные террасы с бассейнами и струящимися водопадиками. Раньше сюда приезжало много израильтян, но уже много лет дорога со стороны Беки перекрыта. Немного ниже Аин Бидан, построены 4 плавательных бассейна. Слышал, что есть и олимпийского размера, возможно немного преувеличивают.
Собственно, это и всё, что я могу рассказать о этой поездке. Обратный проход через КПП прошёл очень забавно. Девочек на блок-посте немного удивили наши израильские паспорта. Что вы тут делали, в пятницу вам сюда запрещено. Но мы же выходим? На этот случай у них инструкций не оказалось. Про, то почему можно заходить только в субботу, я так и не понял - насколько я понимаю, официально израильтян пускают пару раз в год на могилу Иосифа. Может, в субботу как раз был такой день.