Аннапурна — горный массив длиной 55 км в Главном Гималайском хребте, западная часть Непала, высочайшая точка которого — Аннапурна I (8 091 м) — первый «восьмитысячник», покорившийся человеку. Вершина крайне опасна, при восхождении или спуске погибло много альпинистов. Среди восьмитысячников является самой опасной горой, коэффициент смертности равен 40%.
Annapurna Base Camp (4130m), Annapurna Sanctuary, Nepal. Самый первый и один из самых сложных восьмитысячников, покорившихся человеку.
Над гребнем отрога массив Аннапурна поднимается тремя вершинами: Главной — 8 078 м, Средней, — 8 010 м и Восточной (вернее, Северо-Восточной) — 8 000 м. В восточном ответвлении южного отрога высятся еще ряд вершин, имеющих название «Аннапурна»: Аннапурна II (7 937 м), Аннапурна III (7 577 м) и Аннапурна IV (7 524 м), но они уже не входят в массив Аннапурна. Свое наименование они получили от географов и альпинистов только за свое соседство с гигантом.
На противоположной стороне от Аннапурны находится вершина Мачапуччаре (6196м), которая является священной у непальцев. Согласно их убеждениям на этой вершине живет Бог Шива. Восхождение на эту гору запрещены, однако в 1957 британской экспедицией была предпринята первая и единственная попытка восхождения. Альпинисты не дошли до вершины 50 метров, пообещав еще внизу оставить ее непокоренной.
MBC - Machapuchare Bace Camp 3700м
ABC - Annapurna Base Camp 4130м
Французские альпинисты Морис Эрцог и Луи Лашеналь поднялись на него 3 июня 1950 года. Никакие слова на могут передать красоту и величие этих гор. Наверное самым уместным в этой истории будет процитировать книгу первого покорителя Аннапурны: Морис Эрцог "Аннапурна - первый восьмитысячник":
"Большинство местных жителей составляют гурки, служившие в британской армии. Мы — первые белые, которые проникли сюда.
Аннапурна? Ничего не известно!
Эта история с Аннапурной начинает казаться мне странной. Вершину высотой 8000 метров нельзя не заметить. Даже если она находится в дальней части хребта, местные жители должны были бы по крайней мере знать о ее существовании. Возможно, здесь называют ее иначе, в честь какого-нибудь другого божества."
"Из долины дует пронизывающий ветер, и я дрожу от холода. Дороги не видно. Ищу место, где можно было бы провести ночь, и в конце концов опускаюсь на клочок травы, натянув капюшон так, что он закрывает меня полностью. Ноги заледенели, колени стучат от холода. Сидя под капюшоном, я размышляю: съесть ли мне последний кусок шоколада, или оставить его на утро? Выбираю первое, а затем разрешаю себе выкурить последнюю сигарету. Я затерян в самом сердце гор на высоте 4500 метров, насквозь промокший, уставший и голодный. Найду ли я в себе силы, чтобы подняться на последние 500 метров? Коварный ветер проникает в каждую щелку моей одежды. Начинает падать снег."
"Солнце в зените. Погода великолепна, краски изумительны.
Внезапно под ногами шерпов появляется трещина: отделяется колоссальный участок склона, трещина СтаНОвится все длиннее и шире. В голове мелькает дикая мысль: бежать вверх по склону, добраться до надежного снега. Меня приподнимает, подхватывает нечеловеческая сила. Шерпы исчезают из виду. Я лечу через голову... ничего не вижу... Ударяюсь головой об лед... Несмотря на все усилия, дышать невозможно. Резкий удар по левому бедру причиняет мне острую боль. Я кувыркаюсь, как картонный паяц... Сквозь мелькающий перед глазами снег, как молния, ослепительно сверкает солнце... Веревка, соединяющая меня с Саркэ и Айлой, захлестывается вокруг шеи: шерпы, катящиеся ниже по склону, меня сейчас задушат. Боль невыносима... Я задыхаюсь! Непрерывно ударяюсь об лед. Меня бросает от одного серака к другому... Снег душит... Вдруг веревка резко натягивается. Я останавливаюсь. Не приходя окончательно в сознание, начинаю непроизвольно мочиться.
Открываю глаза. Я вишу головой вниз; веревка держит меня за шею и левую ногу. Я подвешен над пропастью в какой-то ледяной дыре. Развожу в стороны локти, пытаюсь прекратить невыносимое качание, отбрасывающее меня от одной стенки к другой. Подо мной виднеются нижние склоны кулуара. Дыхание восстанавливается. Какое счастье, что веревка выдержала!"
"Мы идем друг за другом, останавливаясь на каждом шагу. Навалившись на ледорубы, стараемся восстановить дыхание и успокоить бешено рвущееся сердце.
Теперь мы чувствуем, что цель близка. Никакие трудности не смогут нас остановить. Излишне спрашивать взглядом: в глазах товарища можно прочесть лишь твердую решимость. Небольшой обход влево, еще несколько шагов... Вершинный гребень незаметно приближается. Обходим еще несколько скал. Взбираемся из последних сил. Не может быть?..
Ну да! Резкий ветер обжигает лицо. Мы на Аннапурне. 8075 метров. Сердце переполнено бесконечной радостью. О! Если бы остальные знали! Если бы знали все!"