Из-за суеты в последние дни перед вылетом (покупка снаряжения, сборы, обмен денег и пр. + усиленная работа) я совсем потерял способность мыслить критически и выполнял все на автомате по списку, который составил заранее, пока голова хоть как-то работала. Благодать снизошла только в Шереметьево, в duty free, откуда уже никакая сила меня не смогла бы вытащить назад. Именно тут я вспомнил, что не оформил страховку.
Однако волноваться смысла не было, в общем-то, – все равно никакой вертолет, случись чего, в горы не прилетит, непальские врачи вообще на эти бумажки не смотрят, а доставка тела домой или его успокоение в каком-нибудь ущелье… Ну… "Согласитесь, покойнику-то оно все равно" (с) М.Булгаков. Посему, проявив немного мазохизма, купил "Коммерсантъ" и принялся читать, зная, что примерно через час им можно будет подтереться, работе сделать ручкой аж на 17 дней и завтра вместо прямоугольника монитора увидеть совсем другой прямоугольник…
Пока ждал смены рейса в Пакистане, познакомился с двумя белорусами. Приятные очень ребята, хотя нервы решили пощекотать – лететь в первый раз в Непал и идти в трек, не зная практически английского языка, – чревато приключениями.
Немного о пакистанском dute free. Оставляет очень странное впечатление. Едва туда попадаешь, как навстречу бросается толпа продавцов, которые немного знают по-русски и пытаются завлечь в свои магазины. Да простят меня нормальные пакистанцы, но второй раз полное ощущение, что в обезьяннике обезьяны каким-то чудом выучили десяток слов и произносят их вне связи друг с другом, лишь раз за разом меняя интонацию и последовательность: "куртка", "майка", "пасматри", "купыт", "заходы у мэна", "шуба здэс", "красывый"... И смотрят на реакцию, делая приглашающие жесты. Плюс к этому навязчивое ожидание чаевых со стороны тех, кто работает в сфере услуг. Это ожидание денег висит в воздухе постоянно. Плюс к этому липкие, на восточный манер, взгляды на женщин. Пожалуй, можно сказать так: я почему-то не чувствую в себя в Пакистане уютно. Исключение – когда общаешься с нормальными людьми, либо когда находишься на берегу океана.
***
В Катманду очень приятно выступать в роли гида. Хотя бы потому, что это помогает самому довольно быстро адаптироваться. Ведь столица Непала, если честно, ударяет по голове, и весьма. Даже если отложить в сторону архитектуру, обезьян и прочее, оставив только людей, этого вполне достаточно для заворота кишок мозгов. А в совокупности неподготовленный человек получает удар сразу по всем пяти чувствам, пресловутое шестое просто отключается. Запахи, автомобильные гудки, яркие цвета, толкотня, пыль, безумное уличное движение, к тому же правостороннее, нищие…
Вообще в Катманду стоит провести дней 5-6. Тогда за всей этой суетой и пылью начинает в какой-то степени показываться лицо города. А оно крайне интересное. У меня времени было совсем немного – полтора дня, в которые еще надо было докупить снаряжение (высокие трекинговые ботинки, коврик, газовую горелку и газ, флягу, кое-что из одежды, карты маршрута и проч.). (Кстати, все действительно дешево. Трекинговые ботинки, например, те, которые в Москве стоят 200 долларов, я купил примерно за 40.), подготовить документы, упаковаться, а еще и встречи с новыми и старыми друзьями и знакомыми.
В эту поездку встретились три очень интересных человека, связь с которыми надеюсь не потерять: это русская девушка Света, открывшая в Катманду ресторан русской кухни (о Свете я буду писать отдельно, а пока прошу любить и жаловать ее в ЖЖ – bulinat); немец Эрвин, который исколесил множество стран и с которым, надеюсь, я поеду вместе еще не раз куда-нибудь, а также хозяйка одной из местных гостиничек в горах Памила.
В общем, на сам город осталось меньше времени, чем хотелось бы, но все же это был второй раз, поэтому я решил получать мимолетные впечатления не от людей и вещей, как в прошлый приезд, а от обезьян и архитектуры.
В Сваямбунатхе
Там же
Обезьянье царство – особое. Стоит туда попасть и достать фотоаппарат, раньше, чем через полчаса-час не уйдешь. Обезьян чертовски трудно фотографировать, они ни секунды не сидят на месте. Достаточно сказать, что из пары сотен сделанных в Сваямбунатхе кадров пригодными к просмотру оказались около двадцати. Ну, и фотограф я не ахти, конечно.
Мама явно читает ребенку нотацию
Взяться за ногу и держать ее – очень распространенное действие
Но не стоит забываться. Обезьяны начеку постоянно и прут все, что плохо лежит. Одна из туристок зазевалась, обезьяна выхватила у нее бутылку с водой. Отвинтить крышку – это трудно, а вот прогрызть и попить – легко. Делается все быстро и ловко, видимо, опыт большой.
Единственно, кого обезьяны не трогают вообще, – местные нищие. То ли поживиться у них особо нечем, то ли нищие их гоняют…
Впрочем, хищениями собственности занимаются в основном взрослые обезьяны. Дети играют. Для этого подходит все, в том числе и флажки со священными надписями.
Интересно, что, по крайней мере, в Сваямбунатхе обезьяны пронумерованы. Не думаю, что их нумеруют во всем Катманду – слишком много работы. [I]Кстати... Кто ни смотрел на это фото (особенно сие касается женского полу), все сразу обращали внимание, пардон, на причиндалы, а номер на внутренней стороне бедра категорически не видели. Почему так, скажите? :)[/I]
Обезьяны действительно очень подвижны, но повезло наткнуться на обезьяньего Будду. Он сидел в одной позе долгое время и созерцал. Все-таки люди очень похожи на обезьян обезьяны очень похожи на людей. Очень!
Еще одно животное сословие, причем могущее считаться противником обезьян, – собаки. Но они при большой жаре вялы и апатичны, в основном занимаются вот этим:
И еще одно животное сословие – голуби. Им здесь очень вольготно – кормят, поят, не знаю почему такой почет. Выглядят они все равно убого. По сравнению с Катманду в Венеции просто нет голубей (о количестве их будет рассказано в последнем, предотлетном посте).
Почти две троицы. Седьмой – лишний
Смерть придет и найдет… Они не прячутся, а умирают там, где застанет
***
Иногда интересно посмотреть на город, когда людей нет…
…либо когда они спят…
…в этом случае, начинаешь смотреть на лица скульптур, масок…
С масками немного обидно. Продавцы очень мало знают о том, что они продают. А хочется поподробнее, а не в самых лишь общих чертах узнать, что это за маски, для чего они и так далее…
*** Будучи агностиком, могу сказать, что если выбирать себе религию, выбрал бы буддизм. Значительно меньше условностей и схем. Больше свободы. [I]Всему свое время. Если Будда устает, ничего нет страшного в том, что он ложится отдохнуть.[/I]
Но все равно он созерцает
Ибо глаза его повсюду
Так что и моя цель была, если не стать Буддой на время, то хотя бы забраться повыше и созерцать :)