Название этой деревеньки давно превратилось в нарицательное и мало у кого ассоциируется с чем-то кроме нескончаемого конфликта. Так получилось, что я уже давно знаком с одним из жителей этого беспокойного края и меня не раз приглашали приехать погостить к ним на Колыму.
Неделю назад, я наконец-то выкроил время и провёл там чудесные выходные. Мой Бильинский приятель очень интересный персонаж с богатым пошлым, тёмным будущим и весёленьким настоящим. Зовут его как ни странно, ни Ахмед, ни Мухаммед, а загадочным именем Ваджи. Ваджи бывший подрядчик построивший тучу домов по всему Израилю, один из его домов, как оказалось, находится на соседней с нами улице. Человек он очень интеллигентный, великолепно разбирающийся в травах и народной медицине. Это именно он содействовал нам на семинаре по травам. С началом последней интифады ему пришлось переквалифицироваться и заняться фермерством. У себя на участке он создал маленькую экологическую ферму, посредством которой теперь и существует.
Название Бильин переводиться с арабского как "Без Источника". Источника в деревне никогда не было и жителям всегда приходилось накапливать воду в резервуарах или ходить за ней за тридевять земель. С приходом израильтян ситуация не сильно изменилась. Только пару лет назад в деревню провели водопровод, да и тот не в каждый дом. Теперь воду включают на пару часов в сутки. Отсутствие воды сильно отразилось на сельском хозяйстве этого района. Все выращиваемые Ваджи овощи растут без искусственного полива. Здесь это принято называть “бааль”. Растения высаживают весной, пока идут дожди на специальную гигроскопическую почву. Когда начинается лето, почва впитывает россу и хорошо держит и аккумулирует влагу. Секрет почвы очень интересен и напоминает сэндвич. Сверху мел, посередине песок, а снизу плодородная земля. Помидоры и кабачки, растущие на этой земле, специально подобраны из древних сортов выращиваемых здесь столетиями. Все удобрения и пестициды, которые использует Ваджи, тоже органические. Удобряет он компостом со своей козьей фермы, с вредителями буриться с помощью кур, которых специально выпускает на грядки. По приезду в деревню мы обнаружили Ваджи за прополкой. Не долго думая, мы вызвались помочь ему в этом нелёгком деле. Последний раз я полол грядки 19 лет назад. Ольга, та вообще сроду этим не занималась. Оказалось очень приятной трудотерапией. Для городского жителя как бальзам на душу - можно предлагать за деньги в лечебных целях. Кроме огородов у Ваджи стадо коз, куры, голуби и небольшой фруктовый сад. Что примечательно, большинство фруктовых деревьев привиты к засухоустойчивому миндалю и дикой сливе. Жена Ваджи тоже не сидит без дела, а, как и положено идеальной женщине в патриархальном обществе - ткёт платья и всякие мелкие сувениры.
Поработав на поле, мы отправились гулять по деревне. Исторический центр Бильина последние 100 лет почти не перестраивался. Большинство старых домов были заброшены из-за дороговизны их содержания или превращены в сараи. Самым старым строениям порядка 150 лет. По ним можно легко представить образ жизни этих мест в начале века. В одном из домов хорошо сохранилась надстройка. Со слов Ваджи, раньше это была родительская комната. В крохотной комнате, в стене два углубления - одно для кувшина с водой, а другое для светильника. Такова была незатейливая утварь. Среди домов ещё существует дом деда и прадеда Ваджи. В детстве он с мальчишками бегал по тем же крышам, по которым мы лазили на эти выходные. Старая мечеть тоже обветшала и долго пустовала. Теперь её используют под детский сад.
Наверное, будет правильно рассказать пару строк о Ваджи. Как я уже писал, Ваджи долгие годы работал подрядчиком. В первые дни последней интифады был тяжело ранен его 18 летний сын. Он должен был сдавать на права и поехал в Рамаллу на последний урок вождения. Его угораздило (а может, и по собственному желанию) затесаться в толпу демонстрантов. По-видимому, в толпе были вооружённые боевики (это моё предположение, иного повода стрелять по толпе с расстояния 600 метров я вижу). Рами, так зовут сына Ваджи, схлопотал пулю от израильского снайпера. О гибели сына, Ваджи узнал по палестинскому радио. Как позже оказалось, на парне просто поставили крест и записали в погибшие. Врачи в Рамалле давали ему не более суток. Рами повезло, и его переправили на лечение в Иорданию. Там он пролежал в коме месяц. Пуля перебила ему третий позвонок, и всем было ясно, что если он выживет, то останется полностью парализован. Молодой организм выстоял, и Рами выжил. Теперь он навсегда привязан к креслу. После его ранения, Шабак закрыл Ваджи выезд за приделы Зелёной черты. Это довольно распространённая практика, такой человек сразу попадает под категорию неблагонадёжных людей - вдруг мстить надумает. Тогда он и переквалифицировался в фермера, но беды на этом не закончились. Для начала, большая часть его земель (60 дюнам из 90) была аннексирована под постройку Модиин Элит. Затем, возле деревни возвели стену безопасности, и огромная часть земель его братьев осталась по то сторону баррикад. Собственно с тех пор и начались демонстрации в Бильине. После долгих судебных тяжб, фермерам позволили обрабатывать их земли. Чтобы попасть на свои поля, надо было разрешение армии и приходилось преодолевать 100 метров полосу отчуждения, которая шла между колючей проволокой и электронным забором. Недавно, на этом участке перевернулся трактор с братом Ваджи. Старая машина не смогла вписаться в резкий поворот и опрокинулась. Брату тоже "повезло" и его спасали израильские медики - до Рамаллы он бы просто не дотянул. Теперь в семье ещё один инвалид.
Родительская комната
Эхо войны
Ключ символизирует у жителей Бильина их право свободного доступа к землям