Такую поговорку я услышал от гида на Сулавеси. Тех нескольких дней, которые провел на Бали, оказалось достаточно, чтобы убедиться – это правда. Микроскопический по сравнению с гигантами вроде Явы, Суматры или Калимантана островок является символом индонезийской туристической индустрии.
Традиционный туризм на острове доведен до совершенства. И ничто ему не помеха – ни бомбы исламских фанатиков, ни стихийные бедствия. От индонезийцев нередко приходилось слышать: 'Для большинства европейцев вся Индонезия – это один огромный остров Бали'. Ощущение большого пятизвездочного отеля появляется еще в аэропорту – отличные дороги, обходительный персонал, ухоженные газоны и цветники. Если пересекаешь полмира ради того, чтобы познакомиться со страной, то поначалу чувствуешь даже некоторую досаду. Однако покидал я остров полностью им очарованный. На Бали есть, что посмотреть, нужно только вырваться из сладкого плена отелей, пляжей и ресторанов.
Во-первых – потрясающая природа. Над пышными тропическими лесами, озерами в гигантских кратерах, быстрыми реками, глубокими ущельями и живописными рисовыми террасами возвышаются пики вулканов. Пляжи на южном побережье сложены белым коралловым песком, а в других частях острова – песком вулканического происхождения серого или черного цвета. Огромные баньяны (особый сорт деревьев с 'воздушными' корнями) у подножий храмов, гвоздичные деревья и кофейные плантации в горах, мангровые леса на побережье. Здесь встречается дюжина разновидностей кокосовой пальмы и огромное количество разновидностей бамбука. По всему острову разносятся ароматы гибискуса, бугенвилии, жасмина, водяных лилий. Просто вдоль дорог растут магнолии и плюмерии. Последние здесь чаще называют 'франгипани' и это именно то растение, из которого на Гавайях плетут знаменитые венки-леи. На Бали, как и по всей Индонезии, можно видеть необычные цветочные 'горшки': к стволам пальм чуть выше человеческого роста привязаны небольшие куски пластика. В таких емкостях в горстке земли прекрасно себя чувствуют орхидеи.
Последние слоны и тигры исчезли с острова еще в начале XX века. Однако здесь сохранилось несколько видов обезьян, циветты, сотни видов птиц. И все это на клочке суши, который, если задаться такой целью, можно объехать на машине за сутки!
Прибрежные воды населяет множество красочных коралловых рыб и мурен, китовых акул, ракообразных, губок и кораллов. И не всегда морские обитатели безобидны. На пляжах нескольких отелей встречались таблички-предупреждения: 'Осторожно! Медузы!'.
Пару часов езды от административного центра острова, города Денпасар – и перед путешественником открывается впечатляющая панорама вулкана Гунунг Батур. В незапамятные времена взрыв невообразимой мощности разнес вершину вулкана. На ее месте образовалась обширная впадина-кальдера с живописным озером. А в центре со временем возник новый конус, склоны которого время от времени покрываются свежими лавовыми потоками. С края кальдеры можно за день добраться до этого юного вулкана, побродить среди горячих источников, дымящихся едким паром трещин в застывшей лаве. Извержения выбрасывают массы вулканического пепла, который образует плодородный грунт и, в то же время, несут разрушения и гибель. Тем не менее, не только балийцы, но и все индонезийцы приспособились жить рядом с вулканами. Более того, вулканы священны, так как в них обитают какие-то духи.
В отличие от большей части Индонезии, где преобладает ислам, балийцы исповедуют индуизм. Однако он совсем не похож на индуизм, если можно так выразиться, исконный индийский. Мир балийцев населен множеством духов, добрые живут в горах и приносят процветание, злобные гиганты прячутся в глубинах моря, а зловредная мелкая нечисть обосновалась в прибрежных мангровых зарослях и на уединенных пляжах. Человеку приходится всю эту потустороннюю братию беспрерывно благодарить, ублажать и задабривать. От религии на Бали невозможно спрятаться. О ней напоминают бесчисленные храмы и фигуры богов на улицах, рисовых полях, подворьях крестьян.
Мы побывали в городке Убуд, который лежит на пути из Денпасара к вулкану Гунунг Батур, его еще называют культурным центром Бали. В чем-то эта претензия оправданна. Жители Убуда и прилегающих деревень в большинстве своем рисуют, режут по дереву и камню. Творческий процесс происходит в Убуд в присутствии всех желающих. Следует сказать, что за время стандартной экскурсии прелесть этого местечка не ощутить. На посещение музеев и галерей, где выставлены работы художников местной школы, времени, как правило, не остается. У туристов в памяти остаются фигуры безвестных богов, выставленные на обочине, да толпы навязчивых торговцев сувенирами, осаждающих на остановках.