Иджен, как видно, находится на самой восточной оконечности о. Ява, и дорога к нему частично идет вдоль побережья. И снова одно сплошное село, вернее, много-много сел и городов, незаметно переходящих одно в другое. Ехать снова практически целый день.
Kawah Ijen
Дождавшись машины в Проболингго, наругавшиеся с шустрым мальчишкой и злые, уселись и поехали дальше на восток, смотреть следующий вулкан - Иджен, тот самый, что на фото сверху.
Как водится - немного фотографий из окна автомобиля, чтоб понимать, что из себя представляет переезд.
Мечеть
Домики, наверное, не рядовых индонезийцев - больно симпатичные
Сбор пожертвований на строительство мечети. Чувак в голубом справа держит в руках жестяную банку с монетами, которой трусит, издавая характерный звенящий звук
Особенности движения на дорогах: 1) Ха-ха, далеко ли утолкают?? ))) 2) Все свое вожу с собой, даже на мопеде :)
Увы, это еще не Иджен. Но красиво
Мооооооле Обратите внимание на лодки. Они как паучки: по бокам приделаны трубки - для устойчивости: и в море во время плавания, и на земле, когда отлив
Отлив
Часть нас - еще половина осталась за кадром :)
В городе Ситубондо дорога сворачивает направо, в сторону от побережья. Начинается идиллическая индонезийская провинциальная картина - рисовые поля, дядечки в соломенных вьетнамских шапках, банановые и кокосовые пальмы. Поскольку все в машине спали, да и дело шло к вечеру, решила не дергать водителя, чтоб остановиться и пощелкать - думала, завтра будем спускаться той же дорогой. Фигушки, завтра поехали с горы в другую сторону, так что идиллия осталась за кадром :/
А вот после идиллии начинается жжжесть. Нас предупреждали о ней, но я не думала, что всё так плохо. Всё - это дорога. Ацццццки ужасная дорога. Крутой серпантин, ямищи, пылюка - и так час - полтора. Вокруг - заросли экваториального леса, папоротники в несколько метров высоты, высоченные деревья, свисающие лианы - и все покрыто слоем оранжевой пыли с дороги.
Наконец, выезжаем наверх, это что-то вроде плато - и там везде кофейные плантации!!! Если Диенг - это картофельная житница Явы, то Иджен - кофейная, однозначно )) ТурЫсты селятся в селе под названием Бондовосо, это что-то вроде кофейной фермы. Здесь немного административных зданий, всякие девайсы для переработки кофе - и пару госиниц. Тут, к счастью, свободные места были - и даже в излишестве. Все-таки людей меньше приезжает, чем на Бромо. Ха-ха, под окнами нашей гостиницы замечаем несчастье машину, которую нам пытались впарить в Чеморо Лаванге и от которой мы благополучно отказались :) Видать, немцы оказалисьне такими переборчивыми, как мы
Селимся, ужинаем (оказалось, что помимо кофе, местная достопримечательность - клубника!!! строуберри джус получает определенно зачет )))) - и тут оказывается, что еще не все обломы свалились на наши головы. Собсно, подоспел еще один.
Обычно народ после ночевки в Бондовосо выдвигается на вулкан так же рано утром, как и везде - встречать рассвет. Ехать от поселка до вулкана где-то час, так что максимум в 4 все валят. Мы же решили, что хватит с нас холодных рассветов, главный удался - и на том спасибо. Благо, у нас не тур, а арендованная машина с водителем - значит, мы сами себе хозяева. И вот распланировав посещение вулкана и переезд на Бали, с радостью отправляемся сообщить это все нашему водиле (при помощи девушки с ресепшна в гостинице, водила, напомню, ни слова не говорит по-англ.) - и тут, собсно, произошел ОН. Облом собственной персоной. Наш водила ни в какую не согласен выезжать в 7 - 8, как того требуем мы. Позже 4 - ни-ни. Ругаемся, упрашиваем, объясняем - бесполезно, как головой об стенку. Узнаем телефон "шустрого мальчика" в Проболингго - но естественно, вдруг оказывается, что здесь, наверху, никакая телефонная связь не работает (хотя за 15 мин до этого водила куда-то звонил, видно, предупредить шустрого мальчика, чтоб выключил телефон). Все. Аут.
В результате часовых прений, пройдя через слезы и истерики, выясняем, что оказывается, нас ждет еще одна смена машины, и поскольку нам не подошла та развалюха на Бромо, для нас в срочном порядке арендовали нормальную, которую до определенного времени нужно сдать где-то там. При чем понятно, что к этому времени водила успевает, только если выехать из гостиницы в 4 утра.
Вы скажете, что бог с ними, с теми 4 часами сна, но тут уж для нас дело принципа - мы заплатили деньги, и немалые, и нам наглым образом с "мордой кирпичом" диктуют условия??!??!?!?
В общем, любимый (поскольку я на гране срыва и просто не в состоянии дальше выяснять отношения) прибегнул к последнему средству, успешно проверенному в Непале - пригрозил полицией и сказал, что если ситуация не разрешится по-нашему, то завтра отправляет нас смотреть вулкан, а сам возвращается в Проболингго, и тогда шустрым ребятам несдобровать.
Как по волшебству тут же заработал телефон, стали искаться варианты, только что водила не заговорил по-англ. :))) и УРА!! через 10 мин переговоров нам сообщили, что таки да, выезжаем завтра в 8 утра ))))))) При этом наша машина оказалась припаркована прямо под окном нашего номера, и мы всю ночь прислушивались и просыпаясь, выглядывали, не решил ли наш чудо-водила сбежать ))))) Не сбежал, и завтра утром, выспавшись после нервного вечера и выпив еще клубничного фреша :), выдвигаемся к вулкану. Жалко только, что из-за всех этих нервов было не до фотографирования гостиницы и кофе-сушительных и кофе-перерабатывающих устройств, расположенных прямо вокруг гостиницы.
Ну ничего, зато впереди - час дороги через кофейные плантации и потрясающе интересный вулкан!
Схема расположения всего-всего, и даже парома на Бали, который тут совсем недалеко
Фото картинки из того же турист информейшн в Проболингго
Вот так вот все начиналось:
На подъезде к вулкану и накануне, на въезде в кофейные плантации, нужно несколько раз оплатить разные копеечные сборы, и еще раз - уже за проход к вулкану - в домике около парковки, куда привозит машина.
Вулкан знаменит тем, что здесь в больших количествах добывают серу - это раз...
И два - что это чуть ли не единственный вулкан, где можно спуститься в кратер. Однако накануне вечером, еще до всех этих неприятных разборок с водителем, к нам подошел француз - вулканолог и на ужасном французском английском рассказал, что озеро в вулкане очень ядовито, и газ очень ядовит, и что спускаться вниз ну просто оооочень настоятельно не рекомендуется. Было ли это просто по его инициативе - или он тут живет и работает, занимаясь изучением вулкана - мы не узнали. Но прониклись.
К самому кратеру нужно подняться по хорошей тропе, перепад высот указан на фото выше. Подъем занимает где-то час.
Пару слов о сере и о тяжелой жизни местных работяг.
Такая вот двойная корзина весит от 50 до 100 кг. При этом представьте себе, что с таким грузом нужно не просто спуститься с горы, а сначала подняться из кратера наверх!!! При стоимости 500 руп / кг за одну ходку носильщик зарабатывает в среднем 40 тыщ рупий (5 (!!!) долларов). За день делает максимум 2 ходки. Еще, правда, имеет возможность подзаработать, продавая туристам различные серные сосульки и фигурки, отлитые из жидкой серы - по 2 - 5 тыщ (до полудоллара) за штуку.
Носят свои корзины они просто на плече, не подкладывая ничего мягкого даже. У всех жуткие мозоли и совершенно продавленные ключицы.
На второй фотографии выше, кстати, носильщик на спуске взвешивает свою корзину.
Ладно, хватит о печальном - вернемся к красотам природы.
Вид на кратер с тропы. По клику - больший размер
Кратер. Туда спускаются носильщики за серой. Мы не рискнули, потому что направление ветра постоянно меняется, и в любой момент всю тропу может затянуть едким дымом. Даже когда мы стояли наверху, обдуваемые всеми ветрами, и разок пахнуло дымом - противно закружилась голова. 2 фото - значительное приближение, т.е. реально далеко спускаться (и, соответственно, оттуда выбираться наверх!)
Ждем, пока ветер сменит направление и можно будет увидеть кратер во всей красе
Дым начинает сдувать
Сдуло!!
Исчо картинаг
В общем, место потрясающе фотогеничное, всем рекомендую обязательно посетить при возможности!
Все гуляния с момента начала подъема до момента спуска заняли у нас 3 часа.
И тут стало ясно, каким образом наш чудо-водитель решил свою проблему с арендой автомобиля! Как я уже говорила, мы должны были снова сменить машину - на пароме на Бали. И вот наши мега-находчивые под угрозой полиции предприниматели просто попросили балийского водителя приехать за нами к Иджену :) оказывается, из любой безвыходной ситуации есть выход, если сильно постараться ))
Так что нашего горе-водителя мы увидели только издалека в удаляющейся машине. Успев, правда, испугаться, что он таки сбежал. Но тут нас нашел наш новый водитель - отличный кстати, чувак с неплохой машиной.
А дальше были сплошные позитивные эмоции: чувство облегчения от разрешившейся проблемы, приятное общение с приятным человеком, который на хорошем английском рассказал много интересного о Восточной Яве, приятные виды за окном автомобиля.
В частности, в ответ на наши восторги о красоте за окном он рассказал, что этот регион был намного меньше подвержен войнам и всяческим переворотам, чем центральная Ява и в частности, Джогья. Что сам он родом отсюда, хоть и живет сейчас на Бали, и считает именно этот регион лучшим в Индонезии. Тут и правда очень красиво, очень много зелени, красиво украшенные к празднику независимости улицы, чисто и аккуратно.
В общем, сложно сказать, почему именно, но тут нам ооочень понравилось.
По дороге устроили небольшую фотосессию с рисовыми плантациями (ах, где ж ты, моя идиллия с той стороны Иджена..)
... и всего за час с небольшим доехали до г. Банюванги, откуда отправляется паром на Бали.
Но о Бали - в следуюший раз :) а пока - пару советов по итогам наших приключений на Яве. Для начала - рейтинг автомобильных дорог Явы по красивости :)
Из всех сотен километров, проеханных по Яве... 1) самые неинтересные - от Джогьи до Сурабайи. 2) переезд Джогья - Диенг интересен своими рисовыми полями и вообще сельской идиллией; 3) Сурабайя - Проболингго - вулканами вокруг; 4) Проболингго - Ситубондо - океанским побережьем; 5) Иджен - Банюванги - просто всем!! зе вери-вери бест.
Ну и повторяю еще раз, арендуя машину, попытайтесь уточнить все возможные аспекты, такие, как предполагается ли смена машин и есть ли какие-нибудь ограничения по времени выездов / возвращений.
И в случае возникновения недоразумений не бойтесь угрожать полицией. Как показывает практика, этот аргумент работает железно в странах, которые имеют существенный доход от туристов и, следовательно, которые заинтересованы туристов охранять. Но лучше, конечно, в неприятные ситуации не попадать :)
Ну а мы едем дальше :)
Все фотографии с Иджена тут Все фотографии с Явы из окна автомобиля тут