Итак город Танжавур (Танжор , Танджавур, Танжвур) - административный центр одноимённого округа в индийском штате Тамил Наду, древняя столица правителей династии Чола и вообще очень важный цент, если верить информации из интернета…
Город с населением населением более 200 тыс.человек находится на пути из Чидамбарама в Тиручираппалли. С древности Танджавур известен как важный политический, религиозный, культурный центр Южной Индии. Тамильское название Танджавур связано с легендой о демоне Танджане, который некогда терроризировал округу, а будучи прижат к ногтю, в качестве последнего желания попросил назвать его именем город. Название было сокращено англичанами до удобного Танжор, которое иногда используется до сих пор. Танжор – центр большого сельскохозяйственного района «Рисовая чашка Тамил Наду», что в целом подтверждалось пейзажами, которые мы видели по дороге. Больше здесь...
Из примечательных достопримечательностей там нас ожидали Дворцовой комплекс, перепрофилированный в музей, и храм Брихадешвара, посвященный Шиве, один из памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО. Начинать осмотр решено было с дворца!
Королевский дворец занимает обширную территорию к северо-востоку от храма. Начало его строительства уходит к временам некоего махараджи, который велел построить храм Брахадишвары, и установил в своё правление, что называется, беспрецедентное процветание. Можно посетить сам дворец (внутренняя обстановка сохранилась весьма условно), Дурбар Холл (зал приемов) и башню (в некоторых источниках называемую колокольней), расположенную в северо-западной части комплекса. Рядом с ней стоит арсенальная башня, для маскировки построенная в виде храма. Все это складывается из множества арок, коридоров, переходов, галерей, царской библиотеки (где, увы, нельзя фотографировать) и потрясающей коллекции бронзовых статуэток (фотографии которых не получились из-за бликов на стекле), хранящихся в нескольких музейных залах. Но, обо всем по порядку.
Основное пространство комплекса формируется вокруг двух двориков, откуда собственно и доступны входы в разные музейные залы и дворцовые башни. Первый дворик, привел нас в полный восторг шикарной скульптурой, расположенной на стенах по периметру.
Это были изображения неких мифических существ, ярко выражено обоих полов, чередовавшихся в соответствии с рисунком декоративных арок ярко-розового цвета!!! Они были предельно милы, но вместе с этим и достаточно устрашающи. Жаль, что их символизм и предназначение так и осталось для нас неизвестными.
В самом центре дворика был обнаружен бычок, смотревший на одно крыло здания. Там расположился зал аудиенций, одна из изюминок всего комплекса. Говорят, раньше здесь была приёмная, т.е. зал аудиенций местного владыки. Осталось лишь некое подобие трона, обрамляющего настенную фреску с его (видимо) изображением.Сказать,что зал несколько запущен и нуждается в реставрации – непорядочно сильно приуменьшить текущее состояние дел… Однако как раз из этого и складывается потрясающая аура это места! Тонкая резьба, детализированные фрески, настенная роспись, и все точно за пеленой тумана скрыто за начинающимся или вовсю уже прогрессирующем разрушением… Но это ничуть не мешает восприятию, а скорее наоборот… Как полуобнаженная женщина, смотрится гораздо сексуальнее, чем банально голая, так и этот интерьер, а точнее его остатки создают уникальную и непередаваемую атмосферу…
А дополняют картину голуби, которые живут под потолком, и чье воркование эхом носится по помещению из угла в угол…
Вдоволь насладившись аурой этого дивного места мы двинули дальше… В следующем крыле здания, так же выходивших во дворик расположился музей (или что-то наподобие того), почти под открытым небом… Представленная каменная скульптура была аккуратно расставлена возле арок и колонн, совершенно не напоминая музейные экспонаты. Даже табличек не наблюдалось, просто такая странная галерея… Хотя многие скульптуры были весьма интересны, большее впечатление произвел именно сам зал, сотканный из нескольких десятков арочек. Ну и, разумеется общая непосредственность всего происходящего…
К счастью, пока мы там гуляли никаких толп туристов или местных школьников не наблюдалось. Побродив по галереям, мы побежали дальше… Впереди ожидал еще один дворик и собственно башни!!!
Это вторая часть музейного комплекса… Милый зеленый двор неприятно поразил признаками топорной реставрации… Единства скульптуры и мысли здесь наблюдалось куда как меньше, чем в предыдущем варианте.
В одном крыле был расположен музей. Он впечатлил не только шикарной коллекцией бронзовых статуэток танцующего Шивы и других богов, созданных когда-то для какого-то конкретного храма, но и оригинальным интерьером, нехарактерным, насколько я могу судить, даже для странной хинду архитектуры. Классическая индийская скульптура тут сочеталась чуть ли не с европейскими мотивами. И все это раскрашено в четырех цветах – белый, черный, желтый и красный…
Лично меня привел в восторг потолок!!!
Один из выходов дворика вел в башню, ту самую, замаскированную под храм…
Маленькие узенькие лестницы, бесконечные арки и ходы, да лазы, вот что мы увидели, когда поднялись уже на первый этаж… А на втором нас ждал сюрприз – скелет кита, бог знает зачем размещенный именно здесь… Удивительна и причудлива мысль индийская вообщем… Зачем тут был нужен этот скелет – не ясно… НО он был… большой… с табличкой и кратким описанием…
С другой стороны при этом шла стройка, и пару раз на нас чуть было не высыпали какую-то сухую смесь…Испугавшись, мы поползли (потому что очень низкие потолки) на верхние этажи…
Каждый этаж представлял собой объемно-кружевное плетение из арок, сводов и галерей, проходов, лазов, лестниц и т.д. … удивительное и уникальное…
В центре каждого этажа располагался высокий свод с объемным цветком в центре…На каждом этаже, цветок этот отличался по цвету! В этот декор я просто-напросто влюбилась!!! Немедленно захотелось сделать что-то такое же в каком-нибудь из своих объектов…. Пока, к сожалению, не получилось…
Высота, потолка, впрочем, не везде была такой гуманной… В некоторых местах она была крайне низкой, так что самым рослым из нас, мягко говоря, приходилось немного нагибаться… Некоторые проходы были не только низкими, но и фатально узкими, так что пройти сквозь них тоже мог не всякий, и смысл такой причудливой архитектуры был в целом не очень уловим… Зато эмоций была масса… Мы очень долго ходили-бродили по этим галереям, пугали друг-друга из-за угла, хихикали, то и дело проверяли эхо на прочность и всячески развлекались-дуракаваляли…
На каждом этаже были окна, из которых открывался великолепный вид на окрестности. А на одном, кажется на третьем этажа, была открытая терраса, с которой можно было в подробностях изучить фасадную отделку башни, рельеф которой тоже по-своему уникален.
Жаль, что выход на эту террасу мы обнаружили слишком поздно… Нас уже гнали прочь, приговаривая о том, что эта часть музея закрывается… Вообщем вдоволь насладиться талантом зодчего, создавшего все это роскошество. нам так и не удалось… Однако впереди ждала еще одна башня…
Вход в нее располагался чуть в стороне от дворика. Подъем наверх предвосхищала монументальная колоннада.
Однако нахождение лестницы было несколько затруднено отсутствием каких-либо указателей в нужную сторону!!! Пришлось поплутать… Пару раз мы забредали в явные тупики.
Так или иначе лестница наверх была все-таки найдена… И надо сказать немало удивила… В целом это был скорее лаз со ступеньками… располагался он в центре башни и при отсутствии окон местами подъем был осуществим исключительно на ощупь… без преувеличения…
Немного помогала подсветка мобильными телефонами (так как взять фонари на дневной поход естественно никто не догадался), но пару раз мы все-таки не избежали столкновения с идущими навстречу к всеобщему ужасу обоих сторон. Ужас усиливался еще и тем, что лестница из-за своей узости предполагала прохождение только одного человека, поэтому столкновения были в прямом смысле слова лобовые…
По преданию, башня была построена по велению одного из королей и служила ему площадкой, с которой он мог поклоняться своему божеству в храме. Она была гораздо выше, чем сейчас, но во время захватнических войн разрушилась от пожара. Еще в интернете нашла информацию о том, что раньше наверху был ресторан, что крайне меня удивило, ибо неясно мне где же это он там помещался. Верхушка башни оказалась, мягко говоря, маленькой… При этом с весьма низкими ограждениями!!! В связи с этим лично мне подходить к краю крыши было страшновато… Вид, однако, открывался бесподобный, даже если жаться к центру площадки… Город утопающий в зелени, храм вдалеке и ребятишки играющие в какую-то странную для нас игру типа крикет совсем рядом с дворцом - вот то немногое, что м увидели сверху...
К счастью нам повезло с погодой или с ее восприятием, но дикой жары и плавящего солнца не случилось. Мы довольно долго тусили наверху и даже устроили очаровательную фото сессию, где волосы прекрасных дам развевались на ветру на фоне «храмовой» башни, по которой мы лазали до этого…
Вволю нафотографировавшись мы засобирались домой в отель… .Все очень устали, а на вторую половину дня планировалось посещение Храма. Надо было успеть немного передохнуть…
Высоко над древним городом Танжавур гордо возвышается Великий храм Брахадисвара, главная достопримечательность города ( тот самый, и списка всемирного наследия ЮНЕСКО). Он был возведен между 1003 и 1010 по приказу царя Раджараджи в ознаменование какой-то военной победы. Это храм Шивы. Точнее храмовый комплекс, включающий в себя несколько храмов. В плане он напоминает квадрат, окруженный двумя мощными стенами. Все построено из гранитных блоков и частично из кирпича и украшено изящнейшей скульптурой. Главный храм, увенчан пирамидальной 13-ярусной башней, имеющей высоту 61 м, с монолитом-луковкой на вершине. По представлениям на момент возведения, она безусловно могла дотянуться почти до небес!!! Интересно, сконструирована башня таким образом, что не отбрасывает тень в полдень, независимо от времени года. Храм Брахадисвара по праву признан одним самым высоким храмов страны. Что характерно, он не покрашен в разные цвета, как большинство других, и вроде бы так предполагалось изначально (но я не уверена). Одно несомненно – это святое место.
Однако, несмотря на все свои заслуги, есть легенда, что в какой-то момент он утратил былую святость. А всё из-за обиды, которую нанесли одному святому отшельнику, запретив войти внутрь храма. Тот не стал проклинать неучтивых браминов, молча ушёл, но в своих гимнах и молитвах богам перестал упоминать имя Брахадишвары, так же стали поступать и его ученики. Боги забыли своей милостью эти края, а прихожане стали обходить храм стороной.
Впрочем при взгляде со стороны – это незаметно. Толпа народа, бродящая по храму, только частично напоминает туристическую. Белых людей, естественно почти не было, но к этому мы уже совсем привыкли. Местные брамины, кстати, к приезжим из дальних стран были настроены благосклонно. Нас даже пустили внутрь храма, в самую заповедную территорию, где во всех остальных посещенных нами местах строго висела табличка FOR HINDU ONLY. Фотографировать так, разумеется, не разрешалось.
По территории мы бродили довольно долго… Вечерняя атмосфера приятной прохлады, тонкая скульптура, которую можно разглядывать бесконечно, пестрые наряды барышень, точно бабочки порхающие вокруг все это приятно сопровождало нас в течении всей прогулки.
Возвращалась домой мы уже затемно. А напротив нашего отеля был рынок, отдельные палатки которого, работали допоздна… Там, в том числе, продавались ананасы за 15 рупий (примерно 12-13 рублей, что, подозреваю, была завышенная цена для белого туриста)… Фантастически сладкие!!! Мы смачно ковыряли их походным ножом и с аппетитом ели, заляпывая одежду соком… Хорошо было… На следующее утро предполагался очередной переезд…