Проехать на мотоцикле из Манали в Ле - это прыгнуть с парашютом, это сьесть кислоту, это секс с любимой и многократный оргазм. Это было рилическое вступление от нашего вдохновителя cosma) Итак! Наконец-то готов отчет (фу, какое дурацкое слово) о дороге в Ле, которую мы так боялись и так предвкушали.
отправились мы на байке одни сначала хотели подыскать попутчиков, тк на паре-тройке байков веселее будет + помочь друг другу можно в случае чего сгонять за механиком в соседнюю деревню, например но потом от этой мысли отказались я бы не смогла останавливаться где хочу и фотографировать сколько хочу, если бы знала, что задерживаю кого-то решили рискнуть на одиночное путешествие думали, что американец Тони, с которым мы накануне познакомились и который ездил по этой дороге уже 12 раз, если что нас подстрахует, так как все равно выедет в тот же день и мы будем с ним пересекаться по пути
итак, запланировано было добраться до Ле не торопясь за 4-5 дней 1 день - Манали-Кейлонг 110 км 2 день - прогулка в окрестностях Кейлонга 3 день - Кейлонг-Сарчу 120 км 4 день - Сарчу-куда сил хватит добраться (от Сарчу до Ле 245 км) 5 день - оставшееся до Ле
+ в отчет включены несколько слов и фото об обратной дороге, которую мы, сами себе удивясь, преодолели всего за два дня
и снова предупреждение тем, кто не был в Индии на этой дороге и думает "тоже мне, 110 км в день? чо так ма..? ведь это фигня на два час езды" - вот приезжайте и посмотрите что за "фигня" ))) тут вам не там, дорога абсолютно другая и асфальт есть далеко не везде + как выяснилось и воздух есть не везде ))
в общем, в 6.30 утра мы были на стоянке "заправились" в круглосуточной пекарне, а затем и байк заправили по полной (с доп. канистрой на 5 литров) на заправке у Вашишта
сегодня предстоить переехать через первый перевал по дороге - Ротанг (почти 4000м) место, куда толпы индийских туристов ездят посмотреть на снег и покататься на санях-лыжах-и просто с горки вся дорога до перевала утыкана магазинами с названиями Шоп Намба Такой-то там индотуристам сдают на прокат комбинезончики, шубки и резиновые сапоги
а мы заранее купили себе по паре непромокаемых штанов, непромокаемые куртки и такие же резиновые сапоги только не для снега, а учитывая, что нас в дороге может застать дождь, и еще придется форсировать не одну реку
проехали от Манали только 13 километров и тут случилась первая (и слава богу последняя) поломка - спустило колесо как раз у кафешки "Едем-едем!" )))
это одна из самых неприятных неприятностей, тк шиномонтаж далеко не везде есть, проехать и десятка метров нельзя, а самим исправить нереально из-за отсутствия насоса у нас и у всех проезжающих мимо к тому же не оказалось подходящего ключа, чтобы снять колесо и утопать с ним искать механиков в итоге Аджей прошел несколько километров обратно пешком пока дяденька из Шопа Намба 405 не согласился за денежку отвезти его в Манали за механиками а Тони тогда вообще просвистел мимо, не заметив ни Аджея на дороге, ни меня, грустящую у байка механики были привезены, отковыряли колесо и уехали с ним куда-то менять камеру Аджей у механиков купил еще несколько запчастей, и после задержки на 4 часа мы снова смогли ехать
после долгого серпантина в гору вот показалось вечное облако, которое укрывает перевал и вдруг из него плавно вылетел параплан
оказалось и тут есть точка для полетов
за палаточным поселком Мархи дорога сильно испортилась
еще всю дорогу до Ротанга постоянно приходилось обгонять и разъезжаться с кучей машин уж очень много туристов туда ездят в сезон
на самом перевале облако в тот день было не таким плотным, даже солнышко какое-то время посветило, чего я вообще не ожидала а снег там уже стал грязным, но бизнес все равно кипел предлагались для катания с грязной горки вот такие экспрессы
кроме них еще можно покататься на надутой камере от колеса грузовика
туристы на лошадках рассекали в тумане
ушлые парни таскают кроликов для фотографирования.. там же яки стояли
довольные индотуристы в смешных арендованных шубках радовались всему
а в облаке образовалась такая дырень, что на минуту обнажился вид на другую долину ууух! едем туда
мужик выбрал лучшее место для медитативного ковыряния в носу
серпантин в ту долину
дорога там почти до самого спуска очень так себе ямы да колдобины в старом асфальте
а вот и первая речка, мелкая, но крупные подводные камни норовят увалить байк, мне пришлось слезть на всякий случай
после спуска - первый пункт проверки паспортов и дхабы (дорожные забегаловки) с вкуснейшим чаем и чоумином потом недолго дорога почти идеальная
на такой дороге мы даже могли поснимать роад-муви
но она быстренько кончилась и начались нудные километры гальки не колбасит, но мелко так мерзко потрясывает, быстро не поедешь, боясь сотрясти ноутбуки в рюкзаке
за 8 километров до Кейлонга - последняя на этой дороге заправка бензин подороже, но все же нужно долить в бак
только до следующей заправки все-таки 335 км, а не 365 за 30 км до Ле в поселке Кару обнаружилась работающая заправка
до Кейлонга осталось чуть-чуть, в первый день практически не устали
в Кейлонге на следующий солнечный день мы просто прогулялись вверх по горе до гомпы и обратно встретили не очень местных танцующих жителей )
когда-то в Питере, еще не имея толком планов на Индию и мечтая о ней как о другой планете, я читала этот пост Поля и вздыхала, радовалась его счастью, но пока и думать не смела, что скоро сама сделаю то же самое
на третий день мы выехали из Кейлонга с целью добраться до Сарчу - кучки тентов далеко в горах, где можно переночевать и поесть по пути все чаще стали попадаться ступы
а дорога местами была на ремонте, приходилось ждать очередной передышки у работников, а потом опять ехать по слабо напоминающим дорогу колдобинам
зато виды менялись как в калейдоскопе за каждым поворотом становились все чумовее и просторнее деревьев меньше, горы выше, дышать труднее и от нехватки кислорода и от красоты
где-то там мы проезжаем поселок Дарча - второй пункт проверки паспортов
ровный ряд циферок 7 на спидометре выстроился недалеко от местечка Zing Zing Bar
"У меня дома в туалете висит политическая карта Индии. Не самая подробная, в 1 см - 65 км. Мелкие городишки на ней обычно не указаны. Но если внимательно поизучать северную часть (для этого может понадобиться встать на унитаз), то сразу за Кейлонгом можно обнаружить кружочек с подписью Zing Zing Bar. Довольно странное название для города, да? Вроде ж Индия - а тут занзибар какой-то! На самом деле Zing Zing Bar - это нихрена никакой не город, а всего лишь бар "Дзынь-Дзынь". Я там был. Обычная халупа у дороги, где можно промочить горло, купить втридорога пачку печенья, а если оказаться там в нужное время - сожрать простейшее блюдо из риса и дала. Я думаю, там ещё можно поговорить с хозяином, и если у него будет свободная койка - то переночевать. Спрашивается, как же бар "Дзынь-Дзынь" оказался на политической карте Индии, в одном ряду с Дели, Мумбаем и Никобарскими островами? Да очень просто. Бар "Дзынь-Дзынь" стоит в таком месте, что вокруг него километров на 50 нет другого жилья. Бар "Дзынь-Дзынь" стоит у дороги, ведущей из Манали в Ле. Дорога эта большую часть года закрыта, ездить по ней можно только несколько месяцев летом, в остальное время она занесена снегом. Дорога эта вихляет серпантином через голые, лишённые какой-либо растительности горы. От этой дороги одни убытки, потому что каждое лето её нужно не то что ремонтировать, а фактически, строить заново. Ездят по ней в основном автобусы с туристами, израильские мотоциклисты и грузовики "Тата", в которых, как я подозреваю, ладахцам завозят жратву на всю долгую суровую зиму. Но деньги в дорогу вбухивают главным образом потому, что она имеет военно-стратегическое значение: там где-то граница с Пакистаном, там где-то граница с Китаем (ну, с Тибетом то есть), там где-то рядом мятежный Кашмир, и в случае чего туда по этой дороге могут перебросить войска. А уж сколько раз на этой дороге проверяют паспорт, я вообще молчу.
Ну вот, короче Zing Zing Bar в силу уникальности своего местоположения и по причине отсутствия конкуренции получил статус населённого пункта и был нанесён на не слишком подробную политическую карту Индии.
А теперь я хочу знать, где ещё есть такая страна, в которой на политические карты наносят бары и ночлежки." mangoed
после того прокола колеса мы ехали не так уверено, понимая, что если что-то подобное застанет нас на этой части пути, то уже не окажется механика в десятке километров от нас но байк весь оставшийся путь вел себя очень хорошо наша прелесть )
передышка на зубодробильной дороге
на втором перевале - Baralacha La (4900м) дорога на удивление отличная, новая там хорошая погода оставила нас и мы начали въезжать в бурю и грозу вот тут то нам очень пригодилась непромокаемая одежда а как было круто ехать по такой дороге под оглушительные раскаты грома!
там наш путь перерезала новая речка, глубокая, но без сюрпризов на дне
в такую вот мрачную непогоду проезжали по раскуроченной, отнимающей силы дороге мимо Убивающего Сарая жуть! )
где-то там из-за колдоебин с байка катапультировался пакет с моими кросовками и аджеевыми запасными носками обнаружили мы потерю довольно быстро, но дорога там настолько плохая, что не решились возвращаться лучше поберечь бензин
ближе к долине, в которой лежит Сарчу начались каньоны вдоль реки с песчаными столбиками
а дорога снова в ремонте, то тут то там торчат всякие асфальтоукладчики и ямозакапыватели
и вот, видимо, результат их труда относительно хорошая прямая дорога в долине прямая то она прямая, но быстро там не поездишь, местами в ней какие-то длинные и широкие углубления, в которые ухать на всей скорости не очень приятно
и вот мы в Сарчу, снова проверка паспортов нас встречают улыбки на обветренных лицах детишек работников местных дхаб
на другой стороне обрыва, за километр до основного скопища забегаловок - вон видите беленький домик? - это ни много, ни мало, виноводочный магазин ) в котором нашелся Fosters за 100 рупий )) а вообще в Сарчу ни одного здания - только шатры с забегаловками и ночлегом
но еще не вечер, мы просто проголодались и ждем лапшу магги (чоумина и момо вы там не найдете)
за одной из дхаб обнаружилась двухместная палатка с толстым матрасом, подушками и одеялищем внутри (значит не замерзнем на четырех с лишним тысячах метров высоты) мы тут же ее сняли, опять 100 рупий но это куда дешевле, чем тент-городки, которые мы видели по дороге там шатер стоит около тыщи рупий, останавливаются в основном упакованные туристы на джипах эта палатка еще и лучше (интимней), чем хоумстей в самой дхабе, где в шатер заваливаются все подряд - сами хозяева, просто местные и дальнобойщики с грузовиков
единственный минус - туалет-опенэйр сразу за палаткой на склоне оврага (
зато ночером нам принесли вкуууснейшие тали и чай
а ночью, высунув голову из палатки, можно было наблюдать вот такую картину зад нашего красавца и миллионы звезд
день четвертый: не представляем есть ли ночлег через 160 км дальше, в ближайшем по пути населенном пункте Румтсе, уже в Ладаке (Панг не считается, он всего в 70 км от Сарчу, рановато там спать) но надо ехать, снова поднимаемся по серпантину к очередному перевалу дорога от Сарчу почти до самого перевала вполне хорошая, но опять ненадолго горы - уух! не забыть бы за всеми описаниями дороги описать и всю красоту окружающих вершин
глаз уже замыливается, изгибы рек сливаются с изгибами серпантина
обгоняем потихоньку группу велосипедистов (вот где настоящие экстремалы!), медленно пилящих наверх как им тут хватает воздуха на дыхалку? байк наш уже начинает почихивать и заводится хуже, а Аджей быстро запыхивается, дергая кик-стартер
небольшой перевал, который я сначала принимаю за Лачулунг Ла но он - только скромный предшественник, не отмеченный на картах и в путеводителях зато там много красиво сложенных кучками камней
там мы снова пересеклись с группой немцев на Энфилдах, которых уже видели по пути в Кейлонг и в самом Кейлонге человек 12, в том числе две женщины за рулем
потом, путешествуя по Ладаку и по пути обратно, мы видели еще не одну подобную группу групповые трипы на байках хорошо разрекламированы у иностранцев и, видимо, есть много туроператоров, занимающихся ими причем, в группе едут один-два механика, а сопровождающие джипы или мини-басы везут все тяжелые вещи и запчасти для байков да так, блин, совсем не страшно ехать ))
а вот и Лачулунг Ла (5060 м еще выше двух предыдущих) красиво там, но дышать трудно, надо срочно валить оттуда вниз )))
а внизууууууу начинается такоооое вокруг, совсем дыхание спирает рыжие рыжие лысые крутые горы еще одна речка-преграда джип застрял в камнях
реки бешеной красоты и неимоверного цвета
а по пути мелькают забавные надписи
смайл плиз это еще фигня встречается такое: "be gentle on my curves" (будь нежным на моих изгибах ))) "i love you darling but not so fast" "if you are married divorce speed" "dont be a gama in the land of lama" и прочие гениальные стихи вроде "after wiskey driving risky" "enjoy the scenery, protect the greenery" "this is not a runway, this is a highway"
за Пангом после небольшого серпантина вверх дорога снова портится, но вдруг глазу открывается чудесное зеленое поле - начало очень широкой и просторной долины
а с подъема такая красота видна
на обратном пути это выглядело так
а в самой долине дорога тоже на ремонте, правда есть объезд, по которому мы не поехали, больно сильно там грузовики пылили а вот мы несколько раз чуть не увязли в песке, мне все время приходилось слезать
в конце долины встретили еще группу байкеров те торжественно позировали фотографу
снова подъем, снова серпантин и вокруг казалось бы куда еще просторнее! вооон там на горах видите линии? дорога, по которой мы только что поднялись
а поднялись мы на последний и самый высокий на этой дороге перевал Тагланг Ла (5400) устали как собаки! дорога на подъеме совсем плоха а еще дышать нечем, голова начинает болеть
какое-то время этот дорожный перевал считали вторым по высоте в мире пока книга рекордов Гиннеса не докопалась, что тот, который считали первым по высоте (Кандунг Ла, недалеко от Ле), вовсе не самый высокий в мире
еще один чекпост где-то перед Румтсе тут милитари-точки разворачиваются во всех красе )) везде камешки уложены вокруг дорожек и объектов, аккуратно покрашены, видимо, новобранцы этим занимаются, скучно ж иначе даже вот такой газон "Пулис" выложили
записывают в тетрадки паспортные данные
проехав от Сарчу до Румтсе почти 200 километров за день мы жутко устали искали ночлег, но на выбор был либо страшноватый хоумстей в общей комнате, либо таблички со стрелками вдаль "Camping", опять никаких гестхаусов кэмпингом на деле оказывались пустые места для установки палаток (ну, как и должно быть) но готовых палаток, как в Сарчу, не было бродила по указателю в поисках и добродила до желтых полей
и до тетеньки, пасущей яков
чтож, собрав остатки сил, поехали дальше а дальше! розовые! горы! с хребтами как у ящеров!
и розовые дороги!
наконец, доехали до Упши, поселка на развилке, где прямо на перекрестке обнаружился гестхаус до Ле оставалась всего 50 км по хорошей дороге, но сил уже никаких не было мы просто упали в этой уютной комнатке, балдея от стен-окон и одновременно стеная из-за отбитых поп и ноющих спин
мы еще не знали, что такие "обзорные" комнаты есть почти в каждом ладакском доме или гестхаусе, причем по несколько
в общем, тут настал вэлкам ту Ладак!
на следующий, последний, пятый день мы, бодрые от осознания близкой цели, с ветерком проехали оставшиеся 50 км до Ле и без особых проблем нашли там хороший и дешевый гестхаус его отлично описала Саша india_summer а по пути фигели от красоты масштабной Тикси гомпы на горе и от Shey Palace
в Ле и разъезжая по другим долинам мы провели три чудесных недели на "крыше мира", в самой (не побоюсь этого слова) красивой и нереальной части великих Гималаев это не хуже, чем Тибет, это не менее захватывающе, чем Непал это словно другая планета но обо всем мы напишем по порядку
а пока еще несколько слов о дороге обратно ее мы боялись не меньше дороги туда, на этот раз просто потому что знали насколько она выматывающа но, поминая многочисленные отрезки ремонта, надеялись, что асфальта будет больше хухрен там! местами старый, но добротный асфальт взрыхлили и подготовили, блин, к double laning местами понастроили посередь дороги каких-то (очень нужных, видимо) хреней, что приходилось по черте чему объезжать
в общем, лучше дорога не стала ))) только местами, в общей сложности километра на три всего, она покрылась новым асфальтом но работы продолжаются, так хоть может через месяц (хаха, к окончанию сезона) станет лучше но вообще, говорят, ремонт на этой дороге бесконечен и зимой она все равно летит к чертям снова один раз мы упали в песке, еле подняли байк, потом упали в грязи
но поругалась и хватит вот работяжки дорожные устало бредут домой
а вот еще работающие возле Убивающего Сарая кто-то из них, наверное, носит мои кроссовки )))
в первый день обратного пути мы доехали до тентов за Сарчу - т.е. сделали 260 км! устали конечно, но не так сильно, как уставали в тот раз поудивлялись преодоленным километрам и подумали, что несмотря на худшую дорогу, возможно мы завтра и оставшиеся 215 км преодолеем за день правда, еще в розовых горах, наш двигатель издал страшный страшный звук и заглох некрасиво думали всё! приехали! но обошлось, оказалось масло в двигателе забыли проверить и что-то, видимо, с поршнями там стало масло долили, байк остыл и завелся потом как-то у Дзынь Дзынь Бара чуть переднее колесо не отвалилось, но Аджей вовремя заметил и прикрутил все на место в остальном все было в порядке, сломанный спидометр это мелочь в Сарчу переночевали в одном из тентовых поселков для крутых туристов ) шатер там стоил 1200 рупий (!), но так как мы доехали ночью и клиентов у хозяев больше не предвиделось, они уступили нам за 400 а в шатре был даже отдельный туалет с унитазом, бачком и сливом! ))))) а еще отличные кровати с очень теплыми одеялами
в Дарче попали в пыльную бурю и ехали с ней километров 15 пока нас не догнал дождь
в Кейлонге дождь не переставал, мы двинули дальше вот уже подъезжаем к Ротангу, за которым долгожданная долина Куллу вечное облако вечно спускается в долину, переваливаясь через гору, но не кончаясь
в это облако мы и въехали на исходе сумерек но ведь до Манали только 50 километров! цель так близка, казалось бы проверили фару в тумане, который еще толком не сгустился блин, работает только дальний свет, показывает только туман, но не дорогу перед колесом
первое время ехали без фары в полумраке потом включили поворотник, он чуть чуть показывал дорогу показывал-не показывал-показывал-не показывал потом я светила фонариком перед колесом потом фонарик перестал давать заметный свет, стемнело напрочь а фара по-прежнему кажет только белое молоко тумана, зато хотя чуть чуть чего-то по бокам показывает в общем, 30 км со средней скоростью 8-10 км в час мы плелись по серпантину вниз в этом густом облаке оооочень острожно, подмечая по бокам белые камешки, означающие край дороги и обрыв, ориентируясь только по ним если бы не эти камешки, запросто можно было бы улететь такими маленькими, ничтожными и незаметными казались мы себе на этой горе ночью в тумане! хрен кто знает что мы там вокруг ни души, сколько осталось ехать совсем не ясно, где мы - не понятно целая жизнь прошла за это время но вот наконец-то облако стало слегка рассеиваться, а иногда даже в нем были ясные дырки мы выплыли из него и увидели огни долины Куллу уррраааааааа! эти огни мне тогда показались просто огнями мегаполиса люди! цивилизация! тепло! еда! постель! мы сделали это! доехали всего за два дня! и домик в Гоа все ближе и ближе Ладак-экспириенс, конечно, был мощным и незабываемым, но как же было приятно вернуться во влажные густые леса Куллу вот и весь рассказ ))