Бутан - легенда в мире западных поклонников восточной мудрости. Некоторые из них уверены, что это и есть сказочная страна Шангри-ла (или - Шамбала), самое то место, где в горном отшельничестве благоухают цветы духовности, где можно обрести Истину и испить из источника бессмертия.
Бутан - легенда в мире западных поклонников восточной мудрости. Некоторые из них уверены, что это и есть сказочная страна Шангри-ла (или - Шамбала), самое то место, где в горном отшельничестве благоухают цветы духовности, где можно обрести Истину и испить из источника бессмертия. Святое убеждение в том, что отдаленность от цивилизации означет повышенную духовность очень трудно развеять, хотя всякий легко понимает, что отсутствие водопровода и "удобства на дворе" мало способствуют воспарению мысли. Обычно, думая о сказочных краях вроде Тибета и Индии, люди забывают, а то и просто не ведают о местном "колорите" и прочих подробностях.
Что это такое Бутан?
Бутан - государство в Гималаях, размером со Швейцарию. Крошечный Бутан зажат между двумя азиатскими гигантами - Индией и Китаем. Исторически сложилось так, что от Китая бутанцы ничего хорошего не видели, а от Индии видели всякое, но больше хорошего. Поэтому традиционно Бутан дружит с Индией. Дружба дружбой, но в 70-е годы он упорно добивался независимости от Индии и добился ее, подтасовав статистику и показав 1 миллион населения. Сколько там народу на самом деле - полная загадка. Вряд ли и полмиллиона наберется. Так что, независимость независимостью, а границу с Китаем охраняют индийские войска.
Шабдрунг был одновременно буддийским учителем и королем Бутана. В XVI веке он объединил Бутан и построил укрепленные крепости (дзонги). По сути дела современный Бутан с системой дзонгов и монастырей - наследие Шабдрунга. Политическая система тех времен, в которой власть делили верховные ламы и администрация дзонгов, теперь заменена на монархию, ламы власти лишены - но это именно то, к чаму стремился Шабдрунг.
Страной правит король, который управляет всем и заботится о каждом. В Бутане всего одна узкая автодорога с парой ответвлений. Телевидение запрещено указом Короля. Ввоз химических удобрений запрещен Королем. Рубка деревьев разрешена только с разрешения специального министерства и после уплаты налогов. Убийство животных, в том числе и домашних, запрещено. Преступности в Бутане нет. Туризм ограничен. Иностранные специалисты приглашаются правительством строго на срок контракта. В Бутане не случается шумных безобразий, поэтому события в Бутане не освещаются западной прессой. Важнейшая внутренняя проблема - защита полей от диких кабанов. Те крестьяне, которые не могут огородить участок колючей проволокой, вынуждены дежурить по ночам. Король думает о помощи в огораживании участков.
Самоназвание страны - Друк Йол (страна Дракона). Государственный язык - Дзонгха (язык замков), родственный тибетскому. При этом используется тибетский алфавит. В Бутане имеется 20 провинций, управляемых из 20 замков (дзонгов). Большинство основных дзонгов были построены в XVI веке Шабдрунгом. Внутри дзонга помещается администрация и монастыри.
В больших дзонгах имеется сотни или даже тысячи комнат. Женщинам ночлег на территории дзонга запрещен.
Тимпху Столица Бутана - Тимпху, расположена в полутора часах езды от Паро. Город в его современном виде стоит не более 25 лет. По сути дела в городе только одна большая улица на двух уровнях, вдоль улицы стоят магазины, отели и оффисы контор. Много народу толпится у кинотеатра, где вечерами крутят индийские видеокассеты.
На нескольких перекрестках стоят регулировщики, управляющие плавными "танцевальными" движениями. Попытка внедрить светофоры в Тимпху окончилась неудачей - крестьяне из глухих деревень не знали светофоров, и случались инциденты. Правительство и министерства находятся в огромном дзонге вверх по реке от города.
Королевский дворец находится еще несколько километров выше, он окружен невысокой оградой. Вокруг дворца - поле для выпаса коней и площадка для занятий охраны. Там же многочисленные школьники занимаются теквондо. Все бутанцы проходят в школе курс теквондо, устраивают марафонские забеги и состязания по стрельбе из лука...
Там же рядом - национальная библиотека с большим количеством тибетских книг и с многочисленными изданиями канона Канчжур-Данчжур.
Рядом - больница, где также готовят традиционные лекарства. Больниц в Бутане много, и лечение для бесплатное.
Тут же недалеко и лепрозорий, в стране есть проказа. Директором лепрозория - врач из Швейцарии, который не может добиться толку в своей деятельности. Порядки такие: первое, что делают с больными - с помощью курса антибиотиков делают их не заразными, чтобы их можно было отправить на уход в семьи. Но их нужно долечивать, а для этого они должны регулярно принимать лекарства. А вот проверитьб как их принимают и принимают ли вообще нет никакой возможности.
В Тимпху находятся также фабрики по производству традиционной бумаги - из волокон растений, по древнекитайской технологии. Хотя бумага на вид грубовата, как оберточная, книги на такой бумаге выдерживают много сотен лет, и бумагу всегда заказывают монастыри во всех буддийских странах.
В центре города - мемориальный чортен, посвященный третьему королю Бутана. Так как третий король обладал сверхъестественными магическими способностями, чортен посещает немало паломников.
Быт блаженной страны
Бутанцы - люди серьезные, уважающие себя. Они живут в солидных, красивых домах. Любят работать в саду и огороде. Упрямы, но при этом витиевато вежливы. Ходят в халатах наподобие узбекских. Женщины - в платьях тибетского типа. В торжественных случаях женщины одевают дорогие шелковые платья. При посящении дзонгов и монастырей все одевают церемониальные шарфы.
Бутанский дом выглядит снаружи солидно - прочный и красивый, из толстых бревен, с резьбой и орнаментом. Обычно дом состоит из двух этажей с чердаком, - на чердаке сушатся овощи. На второй (основной жилой) этаж ведет крутая лесница. Дома стоят поодиночке в горах. Постройка каждого дома производится на благоприятном месте в благоприятное время. Все это определяет астролог.
Внутри дом не так роскошен -деревянные стены и немного деревянной мебели. Печка. Водопровода нет. Канализации нет. Живут чисто.
На стенах - вырезки из журналов с киноактрисами и тибетские астрологические календари. В каждом доме есть комната для медитации с небольшим алтарем. У тех, кто победнее - с бумажными картинками, у более богатых - с иконами на ткани и фигурами божеств.
В бутанском доме холодно - бутанцы, как и тибетцы, очень холодоустойчивы. В монастырях вообще нет отопления, а монахи ходят босыми, зимой тоже...
В летнее время большинство населения занято работами на своем участке и в своем саду. В зимнее время путешествуют - ходят лечиться к теплым источникам, навещают родственников и друзей, отправляются в паломничество по святым местам, в Индию и Непал.
Просвещение и горы
Король заботиться просвещении. Дома в Бутане в рассеяны по горам, поэтому детей отправляют в интернаты, где они учатся 12 лет. На зиму детям дают трехмесячные каникулы, и короткие каникулы - летом, чтобы помочь родителям убирать урожай. В школах серьезно преподают английский язык, нередко - добровольцы из западных стран, и дети часто хорошо говорят по- английски. Здания школ - солидные и красивые.
Сами школьники работают в пришкольном саду. Те, кто хорошо закончил школу и сдал экзамены, поступают в колледж, а потом в университет или едут учиться за границу - Индию, Японию, Америку, Европу.
А в горах живут Дрокпа-скотоводы, они пасут яков. В основном население живет на высоте 2000-3000 метров, Дрокпа - на высоте выше 3000. Бутанцы покупают у скотоводов яка, которого они никогда в своей жизни не увидят. Як пасется на высокогорном пастбище, а скотоводы, приходят в деревню и рассказывают, как ему живется. Они приносят от яка сыр, масло и шерсть, а если хозяин захочет - могут забить яка и принести мясо. Если як погибнет, скотоводы дают <другого> яка. Без яка жить нельзя.
От голода не умрешь
В Бутане нет нищих и нет голода. Бутан полностью обеспечивает себя продуктами. Избыток сельскохозяйственной продукции продается в Индию.
Бутанская еда, подобно тибетской, состоит в основном из жирного чая, когда заварка сыплется в молоко и кипятится, а еще добавляется иногда сало или жир. К чаю подается зерно - рис, пшеница обычно уж не совсем в сыром виде, а когда-то отваренное и прожаренное, а потом высушенное. Производит впечатление обычной крупы.
Бутанцы любят сыр, расплавленный и перемешанный со злым перцем. В общем, вы рискуете в Бутане просто помереть с голода, если бы не гостиничная еда, напоминающая китайскую.
Духовные сокровища
В Бутане огромное количество больших и маленьких буддийских монастырей и буддийских училищ. Ламы и монахи пользуются большим уважением.
Хотя отдельные буддийские учителя появлялись в Бутане еще раньше, считается, что буддийское учение принес в Бутан Падмасамбхава. Падмасамбхава прибыл в Бутан верхом на тигрице. У Падмасамбхавы имеется восемь различных <ликов>, в том числе очень страшные. Падмасамбхава обратил в буддизм всех демонов и всех приверженцев религии Бон и черных магов. И сам, видимо, что-то у них почерпнул. До сих пор можно встретить перерожденцев тех бонских лам, которых в свое время обратил Падмасамбхава в буддизм. Они умеют превращаться в зверей и птиц, летать по воздуху, и в совершенстве владеют черной магией.
Такие ламы сосредоточены в центральном Бутане. Далее на восток преобладает Бон. Бон - это тибетский шаманизм. Не очень правильно называть его <религией>. И служителей Бон вряд не совсем правильно называть <ламами>. И убийство Бон не запрещает, а скорее поощряет.
Буддийская религия считает убийство страшным грехом.
Бутанский буддизм - разновидность тибетского. Поэтому в бутанских монастырях исполняются тибетские ритуальные танцы. Их танцуют на монастырских праздниках. Когда праздник - всегда ярморка. На ярмарке можно купить очень необычные вещи, например - деревянные чаши, жидкость в которых кипит, если в нее подлили яд. Так говорят продавцы.
Порядок на монастырском празднике охраняется полицией с дубинками. Полиция очень мягко просит всех садиться, чтобы всем хорошо было видно, и предотвращает толчею. Наиболее ответственные танцы исполняют монахи, другие танцы - профессиональные танцоры. Раньше танцоры были рабами и их учили танцевать с помощью плети. Сейчас этот обычай отменен, как и рабство, указаом Короля. Зрители приходят большими семьями с детьми, и садятся прямо на каменную площадь.
Танцоров передразнивают многочисленные шуты, они встревают даже во время серьезных ритуальных танцев. Иногда шуты передразнивают и полицейских. Причем шуты сами хорошо танцуют. Шуты также собирают пожертвования со зрителей, многократно обходя всех вокруг.
Танец черных шляп исполняется одним из первых на праздниках и церемониях очищения дзонгов, храмов, ступ и чортенов. Танец исполняется монахами без масок в широких черных шлапах. В руках у танцоров - барабаны, в которые они бьют с помощью железных крюков. Танцоры изображают могущественных магов, которые могут убивать и воссоздаваить все живое. Они обращают в Буддизм тех существ, которые чрезмерно агрессивны, настраиваясь на их угрозы, но сохраняя внутри себя полностью спокойное и мное сознание. Они выглядят как тантрические маги, творящие добро всем существам, но принимающие ужасные обличья, растворяя в своей мудрости пять грехов, которые потом рассеиваются в пустоте. Во время танца строится тантрическая мандала, а затем демоны изрубаются на куски.
Второй танец черных шляп связан с битьем в большой барабан. В данном случае барабан представляет собой учение Будды, ибо это учение не может быть выражено через видимые формы...
Танец страшных божеств (Тонгам). В середине сцены кладется черный треугольник, символизирующий смерть. В центре треугольника круг, символизирующий сердце. Танец связан с ритуальным жертвоприношением, при котором "сердце" протыкается ножом. Для этого божества в страшных масках пытаются собрать всех злых духов и сосредоточить внутри треугольника. Как только это выполнено, наиболее опытный монах протыкает "сердце" ритуальным кинжалом. Это наиболее опасная и ответственная часть танца, прямо связанного с черной магией.
Чем дальше на восток Бутана, тем более медленными и страшными становятся танцы, тем больше магии в жестах танцоров. Восток Бутана за тысячу лет после прихода Пажмасамбхава так и не обратился в буддизм окончательно. Цемар, маг религии Бон, которого покорил Падмасамбхава, не считает себя покоренным, он живет и сейчас в последующих перевоплощениях, он умеет летать, превращаться в птиц и животных, вызывать гром и землетрясения...
На востоке Бутана танцуют Танец голодных демонов. На середину двора был выносят трон, на который помещается Махакала, страшный бог. Демоны в голубых халатах и кошмарных масках медленно ходят по вокруг Махакалы. Один держит в руках веревку, другой - цепь, третий - крюк, четвертый - мешок, пятый - кинжал... Демоны ловят глупые души, которые крутятся вокруг, хватают их и бьют мешком по голове. Потом все зрители, давясь и расталкивая друг друга, идут поклоняться Махакала. При этом демоны продолжают танцевать, проходя по кругу сквозь толпу. Каждый, кто подходит к Махакала, совершает поклон и получает благословление, а потом два демона бью его черным мешком по спине. Эта процедура очищает человека от грехов и грязной кармы.
А в поле стоят два снопа. И все время рядом наготове стоят люди с факелами. Потом, после долгих танцев снопы подожгают, и все должны пробежать между ними, очищаясь меж двух огней.
А танцы продолжаются. Демоны в масках выходят по очереди, каждый приглашет следующего. Между танцорами ходит старик-распорядитель с плетью.
Озеро Мебартцо (Бумтанг)
Недалеко от Джакара, в долине реки Танг, располагается святое место Мебартцо, или пылающее озеро. На самом деле это не озеро, а расширение ручья в глубоком каньоне. В 1475 году Пема Лингпа встретил в лесу незнакомца, который дал ему свитки с текстами и неожиданно исчез.
Из текстов Пема Лингпа узнал, что ценные реликвии могут быть подняты со дна ручья Наринг. Пема Лингпа пришел на это место первый раз, вошел в состояние транса, прыгнул с высокой скалы в воду, поплыл, и вернулся со священными текстами. Осенью он снова вернулся в ущелье, уже в сопровождении большого числа людей и зажег фонарь. Он сказал : "Если я демон, я умру, а если я - духовный сын Падмасамюхавы, то этот фонарь не потухнет и я найду другоценные реликвии!" После этого он опустился под воду, и достал ящик с двумя статуями Будды, а фонарь все продолжал гореть. Правитель Джакара, который преследовал Пему и его люди после этого погибли.
Поклонение святому месту заключается в том, что по ручью пускаются дощечки со свечками, которые должны проплыть далеко вниз по бурной реке, зажигаются благовония. Потом следует лечь на выступающую над ручьем скалу и медитировать, глядя в воду. У кого чистое сознание, увидет в воде огни...
УВИДЕТЬ ДРАКОНА
Громовой Дракон,по имени которого названа страна водится в предгорьях, куда можно добраться без специального снаряжения. А лучший обзор предполагаемых мест обитания чудища открывается из монастыря "Тигриное гнездо", расположенного на вырубленном в скале пологом уступе. Напротив монастыря, километрах в ста, возвышается высочайшая гора Бутана - Джомолхари (7.000 метров).
К монастырю еще сотни лет назад в скалах были прорублены удобные проходы с перилами и площадками для отдыха. Как монахи поднимали наверх булыжники, бревна и кирпичи для строительства - совершенно непонятно. Путь к "Тигриному гнезду" начинается из цветущей долины, неподалеку от городка Паро.. Четыре-пять часов ходьбы по ступенькам, и вы у стен монастыря.
Гид, как правило, довольно надоедлив, а отказаться от его услуг нельзя. Самостоятельный поход к любому "дзонгу" без сопровождающего, назначенного Туристической корпорацией Бутана, запрещен. Даже яка для перевозки багажа турист не может арендовать сам - только через гида. Общение с племенами горцев в конических бамбуковых шапочках - тоже исключительно через гида. Но уже не из-за своеволия чиновников, а по причине незнания горцами английского языка. Буддистские монахи, встречающие туристов у ворот "Тигриного гнезда", разговорчивы в меру и могут сказать по-английски пару-тройку фраз. Путешественников примут гостеприимно и обязательно накормят. Потом их проведут по внутренним помещениям монастыря, покажут молитвенный зал, уставленный золоченными фигурками Будды и подведут к особым гадательным колесам, покрутив которые можно узнать будущее.
После трапезы и прогулки по крытым галереям монахи отведут гостей к смотровой площадке у самого края пропасти. Площадка эта даже не имеет ограждений, над ней с клекотом вьются орлы и грифы. Смотреть не только вниз, но и вбок - жутковато. Отсюда видны сияющий пик Джомолхари и несколько вершин поменьше. Именно там, среди вечных снегов и тишины, обитает Громовой Дракон. В "Тигрином гнезде" убеждены, что если гость не заметил там Дракона, это совсем не значит, будто Дракона нет в природе. Просто гость плохо смотрел. Монах, сопровождающий туристов, заметив их недоумение, протянет руку, укажет куда-то вдаль и скажет на ломаном английском: "Да вот же он - сидит, щурится от солнца!" А когда туристы загалдят: "Где же? Где?! Там ведь, кроме льда, ничего нет!" - монах лишь пожмет плечами и отвернется. Гид, желая разрядить ситуац