В Бутане нет больших городов. Население столицы, Тимпху, составляет всего около 50 000 жителей. Несколько оживлённых улиц, двухэтажные деревянные домики, расписанные орнаментом из цветов и животных. На первых этажах обычно размещаются лавки с всевозможными товарами – от электрического утюга до индийских пирожных. В столице есть несколько приличных баров и кофеен, интернет-кафе и сувенирные лавки.
Большинство сувениров везут сюда из Непала и продают по завышенной цене, торговаться здесь не принято. Можно приобрести фестивальные маски, танки, расписанные вручную, украшения из камней.
Традионная мужская одежда – гхо, напоминает халат, длиной до колен. На талии гхо обвязывают ремнём, и впереди образуется что-то наподобии большго кармана, в котором бутанцы носят свои принадлежности – кружки, деньги, чаши. Удивительно, сколько всякого добра может в него уместиться! По правилам государственного этикета, гхо должно носить всё мужское население Бутана, на работу, в школу, более того, без гхо не пустят ни в одно государственное учреждение. Большинство мужчин носят кожаные туфли, хотя многие предпочитают кроссовки, и носки длиной до колена. Тадиционная бутанская обувь – расшитые кожаные сапоги одевают только на фестивали и в особо торжественных случаях. У среднестатитического бутанца в гардеробе может быть до десятка гхо, разных расцветок, кроме красного и жёлтого, так как эти цвета могут носить исключительно монахи. Говорят, под гхо у Бутанца то же самое, что и у шотландца под юбкой. Традиционная женская одежда - кира – кусок ткани, который особым образом обматывается вокруг тела, и носят его с шёлковой блузой. Ношение киры обязательно в официальных учреждениях, школах, университетах и дзонгах.
Бутанцы любят украшать стены домов изображением фаллических символов. Считается, что они охраняют дом от злых духов.
В стране бесплатное среднее образование и медицина. Многих детей родители отдают в школы-интернаты. По другому невозможно. Дома разбросаны в горах и дорога в школу и обратно каждый день заняла бы уйму времени. В стране многие и вполне прилично говорят по-английски. Ведь преподавание в школе ведётся на английском языке.
Пунакха Дзонг. Построен в 17 в, и с тех пор является главным административным центром, а также зимней резиденцией монашества. Молодые принцы и по сей день должны прослужить в этом дзонге несколько лет. Весной перед дзонгом пышными фиолетовыми соцветиями расцветает джокоранда. Дзонг стоит на острове, на слиянии двух рек, мужской По Чу и женской Мо Чу. Это самый фотографируемый дзонг в Бутане, почти в каждом отеле есть его изображение. Дзонг открыт для посещения туристами. У нас есть целых полдня на его осмотр!
При посещении дзонгов и монастырей, согласно протоколу, все мужчины должны носить особые шёлковые шарфы – кабни. Ношение кабни - важная часть Бутанского этикета, и существуют особые правила, определяющие квет кабни и то, каким образом он должен быть обвязан. Кабни носят через левое плечо, а по цвету легко можно определить, кто находится перед тобой. Например, обычные смертные носят кабни белого или ванильного цвета, а оранжевые кабни могут позволить себе только льонпо, министры. Туристам при посещения монастырей и дзонгов полагается одеваться по крайней мере как если бы вы собирались в офис. Существует дресс-код. Нельзя находиться на территории монстыря в шортах, а женщинам – в майках с короткими рукавами или открытыми плечами. Длинные брюки, скромный верх.
Дзонги как правило делятся на две части – административную и монашескую. Общирные внутренние дворики и балконы украшены резным орнаментом. При строительстве дзонгов никогда не пользуются архитектурными схемами, всегда строят на глаз. Удивительно, как гармонично выглядят все строения!
Считается, что петухи охраняют монастырь от злых духов. Кроме того, это живые будильники. Ведь монахам приходится рано вставать на утренние службы. Жизнь в монастыре очень суровая. Юные послушники изучают язык древних священных текстов, а также дзонгка – бутанский язык и обязательно английский язык. Монахи могут выбрать один из двух путей: изучать теологию и теорию Буддизма, либо посвятить себя исполнению ежедневных ритуалов и персональных практик. Зимой монастырские кельи не прогреваются, а монахи спят прямо на полу. Монахи служат в монастыре на протяжении всей жизни. Несколько раз монах имеет право уйти в отшельники, и провести в уединении ровно три года, три месяца, три недели и три дня. В это время его изредка посещает наставник.
Повсюду можно видеть молитвенные флаги. Это полотна белой ткани с написанными на них молитвами на длинных деревянных шестах. После смерти одного из члена семьи по неким признакам родственники находят место, где эти флаги должны быть установлены. Обычно это холм или берег реки.
Буддизм является государственой религией Бутана. Монахи играют активную роль в жизни общества, к ним относятся с почётом и уважением. Ничего необычного в том, что почти в каждой семье одного из сыновей в возрасте 10 лет отдают в монахи, хотя с каждым годом мальчикам предоставляется больше возможностей выбирать, хотят ли они посвятить свою жизнь Будде либо жить светской жизнью.
Молитвенные барабаны – можно найти в любом поселении. Внутри барабанов находятся свитки с молитвами, снаружи на них по обычаю надпись «ом мани падме хум». Считаетя, что вращая их, ты произносишь молитву. Крутить барабан нужно всегда только справа налево, и исключительно правой рукой. Маленькие разноцветные пирамидки – это прах умерших. Их можно встретить повсюду в Бутане: в расщелинах гор, на перевалах, в монастырях. Ведь именно в таких местах душа покойного приобретёт блаженство.
В Бутане буддизм гармонично сочетается с древней языческой религией Бон. Бутанцы верят в добрых и злых духов, обитающих в горах, домах и водоёмах, и каждое утро разводят ритуальный огонь в особых печах, с травами и благовониями.
Следующее путешествие в Бутан состоится в октябре 2008 года. Все вопросы можете задать нам по тел. +7 831 2789 404 или 831 4651 999