Из путешествий по Армении и Нагорному Карабаху. 2007-2008. Начал готовить программу фотопутешествий по Армении на следующий год. Смотрел архивы и решил рассказать небольшой эпизод из путешествия по Нагорному Карабаху... вот такие чудесные барельефы стоят посреди гор в Исти Су. Всё что осталось от одной из здравниц. Рядом яма с кафелем, там видимо был бассейн с минеральной водой из источника.
В октябре 2007 года мне довелось поездить по Нагорному Карабаху. Программа была очень обширная, а дней на всё про всё, неделя или чуть больше, уже не помню. И в этой программе значилось посещение Исти Су. Само по себе место интересное, с историей, с горячими источниками, и нам в Ереване рассказали, что там кто-то живёт, несмотря на сложности с дорогой и прочим. По плану, мы должны были за полтора дня съездить туда и обратно, но на деле всё вышло совсем не так как мы планировали.
По дороге к источникам мы спрашивали у местных - как проехать. Этот мужчина пригласил в гости, были кофе, яблоки и грецкие орехи. Рассказал историю, что после войны он вместе со всей семьёй перехал в этот дом, где жили азербайджанцы. Но статус Нагорного Карабаха не определён, нет уверенности в будущем, дети разъезжаются и он остался тут один с женой и младшей дочерью. Работы нет, он заведует местным клубом, и они там иногда встречаются, просто поговорить
Дорога на Исти Су. Стартовали из Степанакерта перед рассветом, в надежде по дороге встретить рассвет в горах или на перевале. Первые несколько часов пути прошли быстро, ровный асфальт, за окном мелькают деревни. На перевале, как и планировали, встретили рассвет, но полазить по лесистым холмам не хотелось, отпала охота. Смущала недавно встреченная табличка с надписью – «осторожно – мины!» (По телевидению часто крутят ролик, «требуются люди в отряды по разминированию». Всё очень даже серьёзно, хотя времени после окончания боевых столкновений прошло весьма много, до сих пор случаются взрывы). Дальше, проехав монастырь Дадиванк, начинаем углубляться в ущелья. Тут дорога в ужасном состоянии. И это мягко сказано. Надо отметить, все перемещения по Армении и Нагорному Карабаху мы совершены на старенькой видавшей всякое ниве. Как она умудрилась выжить в таких условиях, для меня – загадка. Дорога на Исти - Су вьётся по дну ущелий, перетекая из одного в другое, то справа, то слева от нас бурлит горная речка… Еле ползём по ухабам и ямам.
Дадиванк. Это снято весной. Очень красивое место, больше тут добавить нечего. Мы на скорую руку покушали возле монастыря и отправились дальше
Свидетели недавней войны. Потихоньку всю покалеченую технику вывозят, но ещё часто можно натолкнуться на такие вот следы.
По дороге заглядывали и к таким старым церквям. Всё давно уже поросло лесом, ещё лет 50-60 и уже совсем непроходимая чаща будет в этих местах.
По словам немногочисленных встречных у нас не будет особых проблем с проездом. Запомнилась фраза одного сельчанина – до моста, разрушенного во время войны вам надо проехать три км. Мы ехали почти полчаса, прежде чем достигли этого места, проехав все 30-40 км. К тому времени уже садилось солнце, и штурмовать на ночь, глядя мост и то, что за ним, нам совсем не улыбалось. Андрей сказал, что наверху (мы находились на дне ущелья) есть деревня, попробуем заночевать там. Но, увы, переговоры о ночлеге ничем хорошим не увенчались, и мы прямо на окраине деревни разбиваем палатку и готовим есть. Андрей удивился такому приёму, впрочем, я тоже. До сегодняшнего дня нам никто никогда не отказывал в ночлеге, если была на то нужда. На дворе стоял октябрь и по ночам уже весьма прохладно. Андрей на горелке что - то разогревал, я ловил последние ускользающие лучи солнца, бродил среди давно пустующих домов и слушал как шелестит на ветру сухая трава. Подошли местные мужики, поговорили какое то время о том – о сём, в деревне праздник, приехал на побывку из срочной службы паренёк. Кто - то предложил ночлег у себя, но наш лагерь уже стоит и всё собирать совсем не хочется. На небе высыпали звёзды. Поскольку в деревне практически ни у кого не светят фонари, мы всецело погружены во тьму надвигающейся ночи и только свет огромных звёзд. Места очень красивые. Андрей рассуждает о том, что бы провести здесь с ребятами маршрут. Мне тоже очень хочется тут поснимать, но нет времени, зовут дела в Москве, а ведь действительно места красивые, не сильно загадывая, думаю о том что бы посетить их ещё раз. В более спокойной обстановки и так что бы было времени побольше.
Второй день. Рассвет я встретил уже на склонах холмов, но к сожалению, интересные точки были очень не близко, что бы туда подойти быстро на легке. Пришлось довольствоваться теми ракурсами, что были под рукой. Чуть позже, мы расспросили местных жителей, сколько идти после моста до самого Исти-Су и нам сказали – километра три – четыре, не больше. На вопросы, о том, живут ли там люди, ничего конкретного не сказали. Мы поняли одно, иногда туда приезжают на охоту. (позже, когда мы уже прошли весь маршрут, от моста до источников, прикинули, получилось в одну сторону километров 12 ) Преодолев взорванный мост, мы углубляемся по уже совсем заросшей дороге к источникам. На основательно проросшем асфальте нахожу гильзы от Калашникова. Нашли остатки карты ещё времён СССР… Идти пока легко. Но вот заканчивается «асфальтовая дорога», упираясь в бурный поток реки. Мы исследуем её на предмет переправы, отступать совсем не хочется, тем более что до цели рукой подать, и потрачено столько времени и сил. Осмотр не показывает и намёка на переправу. Приходится снимать обувь, штаны и штурмовать ледяной поток босиком. Ноги обжигает, но, слава богу, река не слишком широкая, что бы начало сводить мышцы. Только вот камни скользкие, но если идти, опираясь на штатив – то вполне ничего - можно пройти.
Взорваный мост. Дальше, если очень хочется к источникам, только пешком
Карта времён СССР лежит на асфальте. Неподалёку гильзы от автомата.
А вот и река, которую надо преодолеть. Когда то тут был какой то хлипкий мостик, но уже и следа не осталось. Приходится выбирать место поспокойнее и вперёд!
Вот так вот мы переправлялись.
Оставив позади реку, дорога достаточно резво устремляется вверх и уже вскоре мы выходим на подобие обзорной площадки и впереди видим первые дома Вернее, то, что от них осталось. Пока мы шли, никаких следов пребывания человека не встретили, только старые гильзы от охотничьего ружья и свежий помёт мишки. Я смотрел на пустые глазницы давно покинутых домов – тут давно никого нет, если кто - то тут и жил, то это было очень давно. Такое ощущение, что вернулся назад на три десятилетия. Всё вокруг пропитано духом 70-х, началом 80-х годов. Следы разрушений и боевых действий если и были, то уже стёрлись, поросли бурьяном. Идём дальше. Остатки стен дома культуры, рядом зияет пустыми глазницами огромное здание лечебницы, осколки лепнины на дороге. Какой то допотопный телефон лежит среди битого кирпича. Мы в центре этого некогда цветущего райского уголка. И стоит мёртвая тишина. Не хотел бы я тут остаться на ночь один. У главного входа, одного из зданий, показательно для нашего времени, лицом вниз, лежит бюст товарища Ленина. Но мы не слишком задерживаемся в «центре», хотя хочется побродить и помедитировать. Ощущение такое, что вот – вот, призраки прошлого начнут проявляться повествуя о судьбе своей. Нам дальше, к источникам. Когда то от них шли трубы, по которым вода шла сразу в лечебницы. Остатки этих труб торчат в нескольких местах из земли.
Фрагмент курорта Исти Су сегодня.
Мы тут одни...
Владимир Ильич лицом вниз. Очень тяжёлый камешек. Кто то изрядно потрудился, прежде чем его спихнул на землю.
Сами источники уже давно предоставлены сами себе. Судя по следам, кто - то достаточно давно забредал сюда, но в глубь не пошёл, наши следы единственные. У самого источника остался стоять столб бывшей электропередачи и какие то остатки металлической конструкции. Поскольку никаких труб уже нет, источники бьют в полную силу и как им заблагорассудится, создавая свои причудливые узоры на земле. С места источников открывается живописный вид на ущелье которое мы только что прошли. И даже остовы зданий не сильно портят пейзаж, разве что навевая какую -то грусть. Мы какое то время стоим, и слушаем шипение вырывающейся из под земли воды с паром. Но как бы не хотелось, надо идти, обратно, уже давно за полдень, а нам ещё топать и топать. По пути обратно заглядываем на развалины завода, где некогда делали минеральную воду. Бродим с полчаса по окрестностям, и мысленно попрощавшись, уходим вниз, снова к нашей переправе через реку. Весьма вымотавшись за день, а я бегал с полным комплектом фототехники, чуть не загремел посреди реки вместе с рюкзаком в воду. Но как поётся в песне, чуть чуть не считается, и вот уже немного посвежевшие после короткой остановки у воды, мы двигаемся к нашей ниве. Впереди, длинная дорога обратно в Степанакерт.
Вот так выглядят сегодня эти источники...
Общий вид на Исти Су.
Остатки здания в котором когда то производили минералку так и называвшуюся- Исти Су.
В феврале 2008 года я вновь побывал в тех местах. Правда, у нас не было цели вновь посетить сам Исти - Су, мы только хотели посмотреть на замёрзшие источники да подняться для фотосъёмки в город Кельбаджар. Нас там встретили очень неприветливо. Даже, несмотря на то, что у меня было разрешение на съёмку, местные жители «вежливо» посоветовали побыстрее уезжать. А когда мы стали уезжать, нас остановила такая же белая нива, как у нас, ловко подрезав, откуда вылезло несколько важных чинов из военных и провели с нами беседу в воспитательных целях (я уже мысленно прощался с отснятым материалом). Но обошлось, мои документы и то что Андрей из местных сыграло нам в плюс и мы через полчаса выяснения отношений всё таки покинули эти гостеприимные места. На следующее утро, ещё до рассвета мы стартовали из Степанакерта в сторону Сисиана. А днём позвонили друзья из Еревана – как мы и где? Мы удивились, сказали, что едем из Карабаха. Нам ответили, что в ночь на 3 е был совершёно вооружённое нападение на посты и сейчас идёт бой. В самом Ереване тоже было неспокойно, после выборов там через некоторое время были волнения, в ходе которых погибло какое - то количество людей. Есть официальные версии есть неофициальные. Когда мы приехали, на всех въездах в город стояла бронетехника, а сам город был нашпигован военными. Мои планы поснимать Ереван в тот раз так и не состоялись.
Так выглядят горячие источники зимой. Поскольку рядом никого не было, мы даже искупались, сильный ветер и горячее солнце, очень контрастно было!
Житель Кельбаджара. Собственно сам город, вернее то что отнего осталось, на заднем плане. У Старика в руках палка - это дрова, в этих местах ещё не так плохо с древесиной.