Газелька везёт нас вдоль реки Дебед. Очень крутые склоны и виражи. Вглядываемся в берега как бы мысленно представляя где можно организовать лагерь, хотя еще часа 2. Чем дальше вглядываемся тем больше понимаем, что река и берега до ужаса грязны. Сначала думали, что на деревьях туристические завязочки, но всё чаще они напонимают тряпьё, чуть ли не рубашка, да еще и в труднодоступных местах. Позже мы узнаём одну из армянских традиций, которая коробила нас на протяжении всего путешествия. В Армении мусор кидают в реки!
При броске, иногда, добавляя фразы В Азербайджан или в Турцию, в зависимости от того в какую из этих стран течет река. Дело в том, что в Армению окружают две этих недружелюбных страны, на территории которых находится значительная территория, ранее пренадлежавшая этому государству. И как правило отобранных, переданных, подаренных им не совсем честным, несправедливым путём. То есть мы такие красивые с каждой стоянки, с каждого места тащим урну до ближайшей урны, просим водителя или местного жителя подсказать где урна, а они зачастую показывают на мост, а еще чаще по доброте душевной, выхватывают у нас тюки с мусором и кидают в реку. Реки в Армении очень грязные. Если река протекает через какой-то населенный пункт, оживленную магистраль пить и даже купаться в ней невозможно. Итак, возращаюсь к рассказу. Едем мы в город Алаверди, где планируем посетить древнейшие цервки, занесённые как памятники в фонд ЮНЕСКО. Церкви находятся в разных местах от города и нам для начала нужно выбрать удобное место для стоянки. Но тут у Газели заканчивается топливо и как-то неожиданно мы оказываеся на окраине города, рядом с каким-то заводом и вообще непонятными перспективами. Под рюкзааак!!! Смераклось. Тут мы узнаем еще одну особенность армянского народа. На этот раз положительную. Я люблю приводить такую аналогию. Вот Вы тут в своей москве, питере, да собственно в любом городе (не буду говорить про глубинку России) идёте себе домой не спеша или там на дачу топаете с электрички. И видите стоит человек 20 армян, кавказцев, вообще непонятно как и откуда взявшихся в этих краях, да еще с огромными рюкзаками за плечами. У Вас паника? истерика? поиски путей отхода. А они еще наглости набираются и спрашивают где тут можно переночевать желательно с палатками. Не буду долго затягивать. Армянин с удовольствием пригласит Вас к себе домой. В данном случае нас пригласили на дачу, где мы могли поставить палатки и пожеланию занять пусть и запустевший, пусть с муровьями, но домик. Такая неожиданная доброжелательность даже както немного напрягла. Как-то автоматически навострились уши и нюх в поисках подвоха. Таким невероятным для нас это вглядело. Более того установив тены (было жарко и можно было спать хоть просто на улице. мы просто поставили внутренние палатки, защититься от случайных насекомых), мы как то тревожно улеглись спать, а какие-то люди по доброте душевной всю ночь на предлагали выпить с ними водки и мы держали оборону до утра, поочередно сменяясь. Хозяин на утро извинялся. о таких гостях он не мог умолчать соседям, и они побежали с нами выпить, а мы их чуть ли не палками. Иного и гостеприимство бывает чрезмерным, что им неловко пользоваться. Дорогу к церквям нам вызвался показывать Ашот, который приехал из Греции на родину, на каникулы. Мы решили отказаться от транспорта (хотя это стоило бы нам копейки), ибо засиделись уже в этих машинах. По асфальту, по жаре - даже в таких условиях хотелось пройтись. Итак, наконец-то приступаю к экскурсинной части повествования. с картинками.
Первый пункт: монастырь Ахпат. X век. Шли в гору. Вокруг монастыря деревенька. Бегают дети и поросята. Хотя больше сидят в домах, в тени. У монастыря сувенирная продукция и вожделенное мороженое. Видно, что туристическое место. У входа историческая табличка на английиском.
вид на монастырь
это библиотека. в таких отверстиях хранились рукописи
вход
алтарь. в отличие от православных церквей он открыт. убранство как видно очень аскетично.
вид на церковь с другой стороны
колокольня
и не забываем, что мы в горах. вокруг горы. и как ни странно провода.
далее отправляемся в Санаин Обратно также добираемся пешком. Монастырь находится в черте города. В верхней его части. Добираться туда можно на фуникулёре. Но мы почему-то (уже не помню. подъемник кажется не работал) поехали на рейсовом автобусе. Тоже X век. Как сейчас обнаружил - общий план взять не удалось. помню, что было много зелени.
много арочных переходов.
никакой отделки. только голый камень.
художник
пол в древних церквях устлан могильными плитами. это действительно захоронения.
такие кресты можно назвать символом Армении
на каждом камне вытесан крест. и иногда инициалы или имя, того кто этот камень обтесал
во дворе встретили художника. вообще туристов относительно для таких далеких мест много. а поближе к Еревану, так вообще сплошным потоком.
У меня почему-то слились эти два монастыря в один. хотя расстояние между ними приличное (впрочем по прямой - не так далеко. и в бинокль можно разглядеть) - горные серпантины, половина из которых пешком. ух.
Следующим пунктом стал монастырь Одзун. Находится недалеко от Алаверди. и там монастырь - внимание - VI век!!!. Правда как нам сказал служитель храма - церковь разрушалась от землятресений и перестраивалась в 8 (кажется веке). Служитель любезно пригласил нас во внутрь и продемонстрировал уникальную акустику, спев песни. Показал камни VI века, которые использовались при перестройке. Уникальное место. После этого монастыря мы начали все другие называть новоделами, хотя и они X, XII век! (для сравнения в России - самые древние храмы дотируются XVI веком). Впрочем сравнивать, конечно же, некорректно. но тем не менее.
вот камень с крестом. VI век
одно из первых изображение Святых. Честно говоря про это место информации в интернете непонятно мало. Это место было одно из сильно запоминающихся.
надгробия
поближе
и подальше
Тут же на территории расположена детская игровая площадка. Где была толпа ребятишек. Ну и местные приходят на нас посмотреть. к этому потихоньку начинаем привыкать. Угостили нас арбузом. А мы с детьми еще и в футбол поиграли.
Возращаемся в Алаверди. Где подъезжаем к еще одной достопримечательности города. Мост через Дебед. XIII век. уже не вызывает особого трепета. На нём уже наблюдаем группы туристов-иностранцев. и для фотосессий и любованием даже немного постояли в очереди.
мост. на этой фотографии кажется, что он упирается в противоположных берег. как ступеньки. на самом деле он аркой.
вид с моста на нижнюю часть города
вид с моста на завод. Алаверди, довольно промышленный город. куча заводов: металлургия, легкая, пищевая промышленность. велась добыча ископаемых, типа меди. За один день, посмотрев довольно много мест. Устраиваем себе передышку. Да и откровенно говоря. в такую жару очень хочется окунуться в какой-нибудь из водоём. Понимаем, что в Дебед лучше не залазить и просим нашего проводника порекомендовать какое-нибудь место по чище. Отправляем недалеко за город. Место, чесрез которое мы уже проходили. Речка течет прям из гор. Чистая, не смотря на то, что на фотографии мутная - за мостом небольшой водопадик. Через какое-то время приходит очередная часть местных жителей, с которыми мы немного поиграли в волейбол. прям в воде.
Чистые и довольные отправляемся в своё убежище, объедаясь тутом (шелковицей). На следующий день нас уже ждут другие города, места, монастыри и красоты. информация на сайте Юнеско