Северная Корея – уникальная страна. Здесь живут 20 миллионов человек, не знающие, кто такие Битлз или Мадонна. Здесь нет ни одного работающего светофора, а люди искренне верят, что живут в самой лучшей и свободной стране мира. Моя поездка в Северную Корею началась с приключений еще в Москве. Сначала мне выдали визу на 7 дней, вместо 8. На следующий день ошибку исправили путем выдачи новой визы.
Тем не менее, в это путешествие я отправился с тревогой в сердце, и было из-за чего. Вылетать мы должны были рейсом Аэрофлота из Шереметьево 1 в 19:10 во Владивосток. Просидев полчаса в самолете, командир корабля попросил нас не волноваться. Ему надо "перезагрузить" самолет, в связи с чем выключили электричество на 5 минут. Одно радовало, хорошо, что перезагрузку проводили не в воздухе. Трагические события в Перми были еще очень свежи в памяти...
Перезагрузка не помогла, и через час нас повезли обратно в аэропорт. Стюардессы проинформировали нас, что нам будет заменен борт на другой, но он прилетит в Москву только в 12 часов ночи. Вернувшись в аэропорт половина пассажиров нахрапом штурмовала Бизнес-зал и им это удалось. Наглость – второе счастье.
Вылетели мы только в 2:30 ночи. Во Владивостоке у меня должно было быть 10 часов на пересадку, и я надеялся успеть посмотреть город и его достопримечательности. Было желание даже посетить Русский остров. Из-за 7 часовой задержки вылета планам моим было не суждено сбыться.
Во Владивостоке у нас было время только на то, чтобы получить багаж и перебежать в международное крыло аэропорта, где мы быстро зарегистрировались на рейс Северокорейской авиакомпании Air Koryo. Лететь нам предстояло на стареньком советском ИЛ-18.
Нас зарегистрировали на последний ряд во второй салон. В советское время он считался бизнес-классом. Отличается от основного только тем, что под потолком есть приборы, показывающие время, высоту и скорость, чтобы "уважаемые" пассажиры могли контролировать действия пилотов:
Это первый прототип современных систем, установленных на многих самолетах. Благодаря этим приборам я знаю, что мы летели на высоте 7 200 метров и со скоростью 400 км/ч. Я очень много летаю (в среднем раз в неделю), но на ИЛ-18 летел первый раз. Удивил очень короткий разбег по взлетке и потом плавный и затяжной набор высоты в течении 40 минут. Вентиляцию включили только, когда мы набрали высоту в 500 метров. К этому времени все успели взмокнуть и потерять по несколько килограммов веса. По какой-то причине мне не разрешили пользоваться ноутбуком в полете. Еще удивило, что во время взлета и посадки 2 из 4 стюардесс сели на свободные места в первом салоне. Видимо в наших старых самолетах места для четырех бортпроводников не предусмотрены.
Полет на этом самолете туда и обратно был самой страшной частью моего путешествия. Дело в том, что в Северной Корее ломается абсолютно все и очень часто. Более подробно я расскажу об этом в следующих частях.
Приземлились мы очень хорошо. Надо отдать должное корейским летчикам, полет прошел как по маслу. Подлетая к Пхеньяну, я был удивлен полным отсутствием огней внизу. Создалось впечатление, что мы приземляемся в черную дыру. Первые огни, которые мы увидели – были огнями посадочной полосы за 20 секунд до приземления. Хорошо, что у нас был высотомер в салоне - мы были готовы к посадке.
Самолет подрулил к зданию аэропорта, по размеру напоминающему маленький провинциальный аэровокзал. Он был хорошо подсвечен. Сразу бросился в глаза огромный портрет улыбающегося Ким Ир Сена. Самолет припарковался в 50 метрах от него. Тем не менее, эти 50 метров нас провезли на автобусе. Перед входом внутрь, я еще раз обернулся на наш самолет. Он был отвоеван у тьмы двумя мощными прожекторами, а дальше за ним начиналась неизвестность.
Еще в самолете нам раздали таможенные декларации, карточку прибывающего и еще одну проформу, куда надо было занести данные об отеле и принимающей стороне. Сначала был паспортный контроль. Мои опасения на счет двух виз были напрасны. Паспортный контроль я прошел за 2 минуты и без лишних вопросов.
За это время успели подвезти багаж. Дальше был спецконтроль. Я прочитал много отзывов о туристических поездках в Северную Корею и был готов к полному досмотру. Однако, один наш чемодан даже не открыли, а во втором их внимание привлек большой телеобъектив для фотоаппарата. Убедившись, что это не запчасть для гранатомета, меня с улыбкой впустили в страну.
Я хочу сделать лирическое отступление на счет таможни и правил. Нельзя ввозить мобильные телефоны и приборы GPS. Телефоны запрещены, так как могут быть использованы как GPS для определения местоположения. Мы решили схитрить и свои Айфоны спрятали в чемоданы, переведя их в самолетный режим и решив выдавать их за мп3 плееры. Корейцы знают, что у каждого туриста есть мобильный телефон, поэтому мы сдали 2 старых телефона, в которых даже не было сим карт. Справедливости ради нужно отметить, что мы действительно использовали их как плееры и не переводили в режим телефона. Да это было и бессмысленно, так как в Северной Корее у Билайна нет роуминга. Телефоном можно было воспользоваться только на границе с Южной Кореей и втихаря получить СМС-ки и почту, но мой телефон не поддерживает 3G связь, а в Южной Корее простого GSM нет.
В полете я вспомнил, что у меня в походном рюкзаке валяется маленький GPS. Его я зарегистрировал и сдал. Таможенники смотрели на меня с искренним удивлением и долго интересовались, зачем я его привез и не шпиён ли я.
На время всего пребывания в Северной Корее любой туристической группе выделяется 2 гида и водитель с машиной. Даже если группа состоит из одного человека. Обычно один из гидов действительно является гидом, а второй выполняет функции контроля за Вами, ограждает Вас от общения с местным населением и следит, чтобы Вы не сфотографировали что-нибудь лишнее. В случае с нами Корейцы отошли от своих правил из-за нехватки гидов. У нас тоже было 2 гида, но одна из них была стажером еле говорящим по-русски. Поэтому вся экскурсионная работа досталась "контролеру". Как позже выяснилось, именно она контролировала Тему Лебедева, ярославских ребят и многих других. Всего в Корее 4 гида, работающих с русскими туристами. Остальные двое достались паре психологов из Москвы, с которыми мы часто пересекались на экскурсиях и за трапезами. Нашу "мадам", как писали ярославцы, на самом деле звали Товарищ Ёнг Сук, а стажерку Ким Ми Ханг.
В качестве транспортного средства нам достался Нисан Серена с водителем товарищем Паком:
От аэропорта до города 24 километра. Очень удивило огромное количество понуро бредущих по обочинам человеческих фигур, выплывающих из темноты в тусклом свете фар. Они пропали с обочины только, когда мы въехали в город и по бокам появился тротуар. Самая большая проблема Северной Кореи – это отсутствие энергии. Часто отключают электричество. Улицы не освещены. В квартирах горят тусклые энергосберегающие лампы, работающие от батарейки:
Мы разместились в гостинице "Koryo". Обычно наши туристы живут в гостинице "Ягато" на острове посередине реки. Мы решили попробовать другую, так как в агентстве нам сказали, что она на 70 евро в день лучше. Не могу сказать так это или нет, но наши гиды утверждали, что номера в обоих гостиницах одинаковые. Наша гостиница была заполнена голландцами, американцами, японцами и китайцами:
Каждый день в лифт стелили новый коврик. Это своеобразный календарь-напоминалка:
Когда мы заселились было уже 11 часов вечера по местному времени. Мы сразу отправились на ужин в гостиничный ресторан, где впервые попробовали местное пиво. Оно отличается этикетками и названиями, но по вкусу очень похоже на наше качественное жигулевское. Каждому туристу положена 1 бутылка пива за трапезу. Все что сверху – за отдельную плату: 0,4 Евро:
После ужина мы сразу отправились спать. Назавтра нам предстоял долгий и насыщенный день в Пхеньяне.
Я привез из поездки 700 фотографий. Очень часто я жертвовал художественной ценностью фотографий в пользу смыслового наполнения. Поэтому Вы увидите много размазанных фотографий, снятых через стекло нашего микроавтобуса на большой скорости. Проблема освещенности терзает Корею не только ночью, но и днем. Чистое небо мы видели всего 1 раз. Все остальное время погода была пасмурная, несмотря на температуру в +29 градусов. Вся страна живет в постоянной мгле. Это сильно осложняло фотосъемку, особенно на скорости, через стекло и под постоянные замечания товарища Ёнг Сук, о том, что "это не красиво" и "фотографировать это не надо".
В своем рассказе о Северной Корее я буду стараться уйти от выводов, хотя удержаться от этого очень сложно. Я расскажу и покажу только то, что видел сам. А видел я очень многое ...