Пожалуй, трудно найти человека, который никогда ничего не слышал о Великой Китайской Стене. Как правило, каждая страна в массовом создании ассоциируется с одним образом-символом.
Стена( именно, так, с большой буквы я буду называть ее в дальнейшем) не менее опошлена, чем Эйфелева башня (когда Цветаева спросила Волошина, что ему больше всего понравилось в Париже, он ответил : 'Эйфелева башня', - и на негодующее восклицание собеседницы добавил, - это единственное место, откуда ее не видно). Однако, в отличие от Эйфелевой башни, образ которой не вызывает разночтений, мало кто представляет себе, что же такое на самом деле Великая Китайская Стена (или вернее Стены, так как их несколько, но об этом позже.)
Стена действительно является символом Китая как для самих китайцев, так и для иностранцев. У входа на отреставрированную часть Стены можно увидеть надпись, сделанную Мао Цзе Дуном - 'Если ты не побывал на Великой Китайской Стене - ты не настоящий китаец'. И если подумать, это действительно так.
Для начала, немного истории. За всю историю Китая существовало три основных Стены, каждая протяженностью в 10000 ли (5000 км.). Надо сказать, что это число (10000) имеет особое значение в китайской традиции. Связано это прежде всего с системой счета, принятой в Древнем Китае. Для 10000 существует особое название (Вань), которое близко по значению к русскому 'тьма', т.е. 'очень много'.
На воротах площади Тяньаньмен (центральная площадь в Пекине) висят два лозунга ' 10000 лет процветания КНР' и 'Да будет 10000 лет компартия Китая'.( В старом Китае это число употреблялось только по отношению к императору). В общей сложности строительство Стен заняло 2000 лет (с 7 века до нашей эры до 17 века нашей эры).
Первая Стена (династия Цинь 221 BC -206 BC) связана с именем знаменитого 'объединителя земли китайской' , императора Цинь Ши Хуана. На ее строительство было послано 500 тыс. человек (при общем населении в 20 млн.) Немалую роль в постройке сыграли ученые- конфуцианцы, которых Цинь Ши Хуан задумал извести на корню. Тысячи ученых, заклейменных и закованных в кандалы, обеспечили своевременное окончание работ. Этот китайский 'Беломор канал' (Стена фактически построена на костях людей, которых согнали со всей страны) в свое время имел огромное военно-стратегическое значение. В народном сознании эта 'великая стройка' предстала как 'стена плача'. В одной старинной повести, которую знает каждый школьник, рассказывается о любящей жене, которая узнав о гибели мужа, потоком своих слез разрушила стену.
Вторая Стена (династия Хань 206BC -220AD) была построена в целях защиты от гуннов, которые совершали регулярные набеги на территорию Китая и порядком попортили Стену, сооруженную Цинь Ши Хуаном. На сооружение третьей Стены (династия Мин 1368-1344) было направлено уже около 1 миллиона человек. На особенно важных участках трудолюбивые китайцы не ограничивались постройкой одной Стены, в отдельных местах их количество достигало десяти. При постройке, основное внимание уделялось тому, чтобы каждая из башен Стены находилась в зоне видимости с двух соседних. Сообщения передавались с помощью дымовых сигналов или же барабанного боя. Кроме того, на всем протяжении от Стены до центрального города, на расстоянии одного конного перехода друг от друга располагались небольшие опорные пункты, на которых гонец с срочными известиями мог поменять коня.
Все выше сказанное, однако, дает очень малое представление о том, что же такое Стена с, если можно так сказать, эстетической точки зрения. Прежде всего нужно отметить глагол, который употребляют китайцы для обозначения поездки на Стену. По-китайски он произносится как 'па', и означает примерно тоже, что английское 'to climb', то есть подниматься, восходить, карабкаться и тому подобное. Надо сказать, что поездка на Стену действительно подразумевает именно вышеназванные действия. Сама Стена состоит из огромного количества ступеней, которые поднимаются или опускаются (почему-то очень редко) в соответствии с особенностями рельефа. Таким образом ты ползешь вверх от башни к башне, напрягая последние силы, судорожно вдыхая горный воздух. Если это зима, то ступеньки к тому же покрыты тонким слоем льда, что делает подъем особенно увлекательным. А когда ты останавливаешься передохнуть, какой-нибудь сухопарый китаец (на вид лет 60-70), которого ты в начале вообще не рассматривал в качестве конкурента, бодрым шагом преодолевая ступеньку за ступенькой, оставляет тебя далеко позади. Особенность подъема на Стену (в отличие от восхождения на гору, например (многие горы в Китае также 'ступенчатые')) состоит в отсутствии вершины, которую необходимо покорить. Башня вырастает за башней, одна ступенька сменяет другую, чем выше ты забираешься, тем меньше людей вокруг, пьянящий горный воздух . . . выбор остальных штампов горной романтики я оставляю на долю читателя.
В древности, Стена действительно являлась серьезным препятствием на пути всякого, кто пытался попасть в 'Срединное государство'. Единственный путь внутрь вел через специальные пропускные пункты, которые наглухо закрывались на ночь (ночью их нельзя было открывать ни под каким видом, один раз пришлось подождать до утра даже китайскому императору). Для того, чтобы быть пропущенным за Стену, путешественник должен был получить разрешение у вышестоящих органов. Для этого он подавал своеобразную таможенную декларацию на рассмотрения главы гарнизона, который, после соответствующей проверки, переправлял его своим непосредственным начальникам в центр. До получения разрешения центральных органов власти никто не имел права прокинуть внутрь, поэтому территория вокруг пропускного пункта была заполнена шатрами и палатками торговцев, ждущих разрешения на въезд (иногда ожидание затягивалось не на один месяц).
Вокруг Пекина находятся несколько участков стены, доступных для туристов. Наиболее интересен неотреставрированный участок Сыматай. Отреставрированные и свежевыкрашенные части Стены производят гнетущее впечатление голивудской декорации, и как то не верится, что все это стоит здесь уже не одну тысячу лет. Я ездил на Сыматай зимой, и это действительно оказалось одним из самых сильных впечатлений от Пекина. Из за жуткой загрязненности атмосферы над городом, в Пекине практически невозможно увидеть небо. Город наполнен всеми оттенками серого - серо-красный, серо-синий, серо-коричневый .... Поэтому голубое небо над Сыматаем воспринимается почти как чудо.
... когда автобус с туристами подъезжает к Стене, его тут же берет в кольцо толпа китаянок среднего и старшего возраста. Объединяет их всех пожалуй лишь исключительное внешнее уродство и желание заработать. Поскольку китаянок явно больше чем нас, за дверью автобуса разворачивается настоящая схватка за каждого кто рискнет выйти. Некоторое время мы не разрешаем водителю открыть двери - внешний мир, улыбающийся беззубой улыбкой пожилой китаянки, не внушает доверия. Наконец, мы выходим. Китаянки, проворно перебирая маленькими ножками, стараются поспеть за нашим широким европейским шагом. Оказывается, они - гиды, призванные облегчить и скрасить наш подъем. Они указывают на Стену и говорят, что это Стена, а вот это башня, там река, а впереди высокая гора. Поскольку ценность подобной информации вызывает обоснованные сомнения, мы решительно отказываемся от их услуг, но женщины не обращают на это внимание, они кружат вокруг, в тщетной надежде привлечь нас своими энциклопедическими знаниями. По мере того, как мы поднимаемся все выше и выше, уныние и разочарование все яснее проступают на их сморщенных лицах. Наконец мы поворачиваем назад. На спуске им за нами явно не поспеть, расстояние между нами все увеличивается и увеличивается, вот их уже и не видно за изгибом Стены, и лишь задорные старческие голоса, посылающие нам последние проклятия, отзываются горным эхом где-то далеко позади...