«Несколько лет назад у меня появилась идея улететь далеко-далеко в экзотическую страну, полежать там на пляже, лениво перемежая купание работой в интернете. Сперва выбор пал на Таиланд, но случайная встреча с русским, живущим в Китае, добавила очков азиатскому гиганту».
Тогда, в 2006 году, я прожил четыре месяца в Нанчанге, четырехмиллионном центре одной из южно-центральных провинций. Уже тогда Китай поражал высоким уровнем жизни в больших и не очень городах и общей, витающей в воздухе идеей — завтра будет еще лучше. “Будет ли?” – думал я тогда. На центральной площади Пекина вовсю шли приготовления к Олимпиаде, гигантские цифровые часы отсчитывали секунды, оставшиеся до счастливого дня – 08.08.08.
Буквально два года спустя, в сентябре 2008-го, я оказался в городе Благовещенске на границе с Китайской Народной Республикой и был удивлен и заинтригован происходящим “ на той стороне”. За несколько лет моего отсутствия провинциальный город Хэйхэ оброс высотками и аккуратно постриженной зеленью на свежеотстроенной набережной. В то время как на русской стороне люди в темноте береговой линии пили пиво и курсанты военного училища выясняли отношения с ребятами в длинноносых ботинках, с китайской стороны доносилась музыка, мигали разноцветные огни, взрывались фейерверки.
И именно с Хэйхэ началось мое путешествие по Азии, которое не закончилось до сих пор. Эти слова я пишу, сидя на колючем одеяле недорогой гостиницы в Катманду.
Хэйхэ В сентябре 2008 года за пятнадцать минут и двадцать пять долларов паром переправил меня к разгильдяйскому, но иногда весьма строгому китайскому пограничному контролю. Люди в форме задали много вопросов о предназначении рыболовного ножа, которым, на мой взгляд, всего лишь удобно резать хлеб и фрукты. Прослушав краткий список мест, запланированных мною к посещению, они успокоились и пропустили в город.
Русские туристы в последнее время посещают Китай все чаще и чаще. Жителям Амурской области пятнадцатидневную визу выдают при въезде. Оттого в Хэйхэ говорят и пишут на русско-китайском. “Водка, сигареты, пиво”, “Центр всех мужчин”, “Кожи стричь волосы” – чего там только нет. Очень удобно, что под локальными названиями основных улиц написаны их кириллические эквиваленты. Потеряться нашему человеку в одном из самых русских китайских городов будет сложно.
Цены в приграничном городе, конечно, завышены, и без предварительного, порой долговременного процесса обсуждения “скидок” ничего покупать не рекомендуется. Торгаши в своей области весьма свободно изъясняются по-русски. По-английски, вот беда, почти никто не говорит. Поэтому спрашивать, как пройти к центральному отделению Банка Китая, пришлось в школе английского языка. Смущенный паренек отвел меня в сторону от туристического центра – в строящийся настоящий центр. Пустые широкие автострады и огромные офисные здания, очевидно, задел на будущее.
Билет на поезд можно без проблем приобрести на вокзале, русское слово “вокзал” таксисты, само собой, понимают. На железнодорожном вокзале нужно пройти через рамку антитеррористического контроля и показать пограничнику паспорт. У кассы достаточно написать на бумажке печатными латинскими буквами название города, нарисовать стул или три полки. Сидячие вагоны (самые дешевые) нормальные, но дольше четырех часов сидеть не очень удобно, да и немного там неряшливо, конечно. Верхние полки – дешевле и, на мой взгляд, самые удобные, потому что китайские вагоны выше, чем наши. Плацкарт бывает пожестче и помягче (soft-sleeping и hard-sleeping), особенной разницы я не заметил. При скорости поезда около 120 километров в час ночи обычно хватает, чтобы переехать из одного города в другой. Конечно, есть купе и спальные вагоны, но они стоят дорого, и проще уж долететь самолетом. Пятидесятилетний израильтянин, помню, очень радовался этому факту: “Вы таки мне можете не верить, но самолетами здесь летать дешевле, чем ездить на поездах” – говорил он по-английски.
Вообще, если сравнивать китайские поезда с русскими, то наши сильно проигрывают. Ну, например, потому, что, хотя выпивать в вагоне разрешено, китайские пассажиры чаще пьют чай и смотрят в окно. Кроме того, людей в форме здесь уважают, и проводник – безусловный представитель власти. Он (обычно это мужчины старше тридцати лет) и подметет, и принесет полагающееся вам бесплатно постельное белье, и, само собой, бесплатно добавит кипятка в термос, который можно найти под каждым столиком.
Билет – это документ, постарайтесь его не потерять. Спустя несколько минут после отправки поезда придет проводник и обменяет его на пластиковую карточку с номером вашего места. За полчаса до прибытия разбудит и обменяет обратно. На выходе из вокзала бумажку нужно будет предъявить контролеру, хотя в некоторых местах этого не требуют. Полезный совет: посмотрите на иероглифы, обозначающие тип вагона, обведите их и вместо картинки со стулом и лежанками показывайте в кассе при покупке следующего билета.
На каждом вокзале есть камера хранения, и если нигде не видно табличек с понятными вам словами, ищите иконки с чемоданами. Если у вас не забронирован номер в отеле, иногда вполне приемлемым вариантом может оказаться привокзальный зал ожидания категории VIP (VIP Lounge), проще говоря – гостиница с почасовой оплатой. Сто юаней за сутки – очень хорошая цена: чем дальше на юг, тем дороже.
Итак, я сказал таксисту “вокзал”, показал кассиру бумажку с картинками и словом HARBIN и на следующее утро был в солнечном Харбине, городе, видавшем русских во всех их проявлениях.
Полезные советы
Совет 1 Практически в любом туристическом агентстве вам с радостью помогут получить китайскую визу. Срочная оформляется за день и стоит ощутимо дороже. Имейте в виду: если, находясь в Китае, вы соберетесь сгонять в Гонконг, то кроме гонконгской визы (процесс получения несколько сложнее) вам понадобится двукратная китайская, чтобы была возможность вернуться.
Здесь, в Харбине, огромный, многомиллионный город, современный, но все же с налетом провинциальности. Излюбленное место русских туристов из дальневосточного региона. После Хэйхэ в Харбине – цивилизация. Этот город – смесь небогатых северных районов с цветущими гигантами восточного побережья Китая. Огромные, тридцати-и-более-этажные дома не только в деловом центре, но и во всех других районах. Здесь меньше понимают по-русскии совсем чуть-чуть начинают говорить по-английски.
До русского района от вокзала можно дойти пешком, минуя многокилометровые подземные магазины. Можно взять такси и уехать в центральный парк развлечений, там со 110-метрового колеса обозрения весь город как на ладони. На Солнечный остров – главную достопримечательность Харбина – придется ехать на такси. Это действительно остров, за рекой. Кроме искусно постриженных кустов в виде фигур животных, там находится музей технических достижений из стекла и металла, парк с фонтанами, мостами, беличий остров, аттракционы. В музее с юмором объясняют “ на пальцах” природу физических процессов, а бОльшая часть экспозиций посвящена китайской космической программе. Часть парка – русское поселение. Несколько зданий в стиле пятидесятых, действующий русскоязычный театр. Последнее забавно, но не более и к посещению отнюдь не обязательно. Чего не скажешь о канатной дороге через реку. Около получаса из надежной кабинки можно наблюдать город с высоты двадцатого этажа. Немного боязно, если ветер, но оно того стоит.
Русский магазин сувениров
Поскольку в большом городе без такси никак, вкратце поясню ситуацию с этим видом транспорта. Оплата всегда проходит по счетчику. Настройки таксометра зависят от города. Где-то считают время, где-то расстояния, где-тои то, и другое. Большинство таксистов первые несколько километров везут бесплатно, а потом счетчик довольно шустро начинает увеличивать стоимость поездки. Цифры и условия обычно указаны на наклейке, и при некоторой степени сообразительности в них можно разобраться. Главное, проследите, чтобы таксист в начале поездки опустил индикатор “свободен”, иначе деньги, о которых, скорее всего, придется спорить, пойдут водителю в карман.
Адрес, написанный латиницей, поймут далеко не все, а точнее, почти никто не поймет. Свое китайское произношение тоже лучше тренировать в каком-нибудь другом месте, но не в такси. Лучше найдите двуязычную карту или попросите работников отеля написать название места на китайском. Убедитесь, что водитель вас правильно понял: были случаи, когда таксист честно доставлял пассажиров в соседний город с названием, созвучным нужной им улице.
Перед посещением Китая попытайтесь узнать цену на бензин. И из простого расчета десять литров на сто километров, воспользовавшись картой, прикидывайте цену поездки. Это поможет договориться в случае, если вам захочется выбраться в какой-нибудь национальный парк или руины за пределами города. Старайтесь по возможности не заказывать такси из гостиницы или по наводке предприимчивых гидов. Скидок не бывает, бывает только наоборот.
Ремней безопасности в китайских такси чаще всего нет, но не бойтесь: китайские водители – лучшие в мире. Провезут через дикий трафик, спокойно нажимая на гудок. Сигналить по китайским правилам нужно а) если впереди идет человек (едет велосипедист, мотоциклист) и не видит автомобиля; б) при попадании в “слепую зону”; в) перед крутым поворотом – то есть буквально каждые две минуты. Это может показаться назойливым, но, судя по всему, правило работает: за полгода жизни в Китае я не видел ни одного дорожно-транспортного происшествия.
Трех дней в Харбине достаточно, чтобы получить представление о городе, посетить основные достопримечательности и купить что-нибудь ненужное. А потом можно на ночном поезде к утру добраться в Пекин. Но мы пойдем другим путем. Следующая остановка – Шеньян, северная столица Китая, промежуточное звено между пафосом Пекина и провинциальностью Харбина.
Этого в журнале «За рубежом» вы не найдёте. Приберёг напоследок. Именно в Харбине я своими глазами видел, как происходит наброс говна на вентилятор.
Полезные советы
Совет 2 Постарайтесь приобрести в интернет-магазине путеводитель по Китаю из серии Lonely Planet. Во-первых, у вас появится достаточное количество информации о стране, во-вторых, все адреса и названия в нем написаны на китайском, и в-третьих, тут описаны все достопримечательности и способы добраться до них как на общественном транспорте, так и на такси – и даже указана приблизительная стоимость такси на весь день для каждого хоть чуть-чуть известного города в китайском регионе.
Здесь, в Шеньяне... Этот город совершенно заслуженно называют северной столицей. Мало того что один из параноидальных императоров построил здесь второй Запретный город, это еще и торгово-промышленный центр, через который текут товары и деньги из северо-восточной части страны на юг, в центр. В Шеньяне наряду с “Макдоналдсом” и “Кентукки Фрайд Чикен” есть “Старбакс”. В Китае это не только буквально единственный источник нормального кофе, но заодно и показатель уровня города. Кофейня в Китае – место деловых встреч. В заведениях популярной сети D.I.O. Coffee нередко звучит рояль, в аквариумах поблескивают золотые рыбки и по натянутым полупрозрачным нитям течет вода, изображая водопад. Кожаные сиденья и блюда из голубиного мяса, приготовленного особенным образом. Чаще всего дороговато, но сервис на высоте.
Шеньян полон гигантских размеров деловых зданий самых разнообразных форм и цветов. Представьте себе сорокаэтажное здание банка в виде монеты с прямоугольным отверстием в центре. Такая монета – символ достатка. И стройки, стройки...
Находясь немного в стороне от суперпопулярных туристических маршрутов, город показывает тот самый развитой и продолжающий развиваться Китай: богатый, большой и живой. Практически все иностранцы, которых вы здесь встретите, почти наверняка заняты бизнесом, а отнюдь не путешествиями. Оттого, пожалуй, не так сильно, как в других городах-гигантах, здесь развита сфера гостиничного бизнеса, и не так велик выбор хостелов – бюджетных гостиниц для непривередливых туристов. Перед поездкой проверьте WikiTravel.org или Hostels.com на предмет наличия мест.
Кстати, как для гостиниц существует набор качеств, необходимый для получения заветных звезд рядом с названием, так и для хостелов есть обязательные правила. Первое и основное отличие хостела от отелей – наличие дормиториев. Это комнаты с двухэтажными кроватями и замыкающимися на ключ ящиками для хранения вещей. В комнате от четырех до пятидесяти мест. Впрочем, последнее встречается крайне редко, хоть и очень дешево. В хостеле должна быть кухня с холодильником, утварью и плитой, чтобы готовить. Желательно наличие стиральной машины и интернета. Кроме этого, конечно, есть обычные комнаты с душем и без. За все дополнительные сервисы вроде стиральной машинки нужно платить отдельно. Бесплатные завтраки встречаются крайне редко, чего нельзя сказать о бесплатном интернете. Комната в хостеле стоит в три раза дешевле номера в трехзвездочной гостинице, и при этом кроме пафосного швейцара у дверей и мини-барав номере различий никаких.
Сойдя с поезда ранним утром, я совершенно не знал, где буду ночевать. Остановился в отеле средней руки. В китайских гостиницах в тихий сезон чаще всего можно договориться о скидке. Особенно если вы останавливаетесь на неделю и готовы заплатить вперед. Приблизительно так я и поступил, сняв номер со скидкой в пятьдесят процентов.
Учитывая нетуристическую направленность города и относительную дороговизну услуг, это все же хорошее место, чтобы отдохнуть несколько дней от пекинских столпотворений, если вы движетесь с юга на север. А еще это лучшая альтернатива Харбину с точки зрения аутентичности, если вы не знаете, с чего начать, и опасаетесь грязных улиц, болезней и прочих мифов и слухов о Китае, которые до сих пор ходят по территории его северного соседа. Дворец императора, конечно, обязателен к посещению, как и гипермаркеты с многоярусной подземной улицей моды в торгово-деловом центре города.
Из Шеньяна в Пекин ходит экспресс со скоростью больше трехсот километров в час. Скорее всего, это результат Олимпиады 2008: состав с иголочки, новый и блестящий. Изнутри по виду и по ощущениям он больше похож на самолет, чем на поезд. Дорога в Пекин на нем занимает всего четыре часа. Путешествие продолжается…
Полезные советы
Совет 3 Русско-китайский разговорник в Китае вам не поможет. В девяти случаях из десяти произнесенную вами фразу не поймут из-за того, что вы забыли про разницу тонов. Более того, северный акцент весьма сильно отличается от южного. Да и к тому же совершенно непонятно, что делать с ответом на настоящем китайском.