Западный Тибет, паломничество к священной горе Кайлас
Поездку в Западный Тибет мы вместе с моей Юлечкой совершили в октябре 2007 года. Целью поездки было совершить кору(ритуальный обход) вокруг Священной горы Кайлас (6714м). Гора эта уже на нескольких тысячелетий притягивает к себе как буддийских так и индуистских паломников,почитают ее так же индийские джайнисты и адепты добуддийской религии Бон. По легендам именно здесь пребывает в своих медитациях господь Шива, здесь Падмасамбхава победил гуру Шенраба в магической схватке за главенство религий на Тибете.
Впечатляет и тот факт что гора находиться в крайне удаленном регионе, вдалеке от всяческих дорог и торговых путей. Раньше пешее паломничество сюда из Индии или столицы Тибета - Лхасы занимало долгие месяцы. Всю еду приходилось нести с собой а климатические условия в этом регионе крайне неблагоприятные. Тем не менее многие религиозные люди шли от Лхасы(1200 км) пешком с простираниями( делая 1 или 3 шага и полностью ложась на землю). Такое паломничество занимало до полугода и по повериям полностью очищало карму от грехов неблагих заслуг! Согласно теории о сдвиге магнитных полюсов Земли бывший южный полюс распалогался как раз на горе Кайлас. Про эту гору ходит огромное количество легенд! Все эти факты не дают усомниться в святости этого места. Наша поездка началась из столицы Непала-Катманду. Каких то 7 часов на автобусе и мы в пограничным с Тибетом городе Кодари(Kodari).
Границу переходим со строгой проверкой документов и даже измерением температуры тела(на случай заболеваний). Необходимо быть в составе группы,тк независимые передвижения по Тибету сильно ограничены. Самая значимая постройка Кодари -бардель где проводят досуг китайские и индийские водители. Далее пересаживаемся в джипы и едем еще полчаса китайского города Жангму(Zhangmu) с Тибетской стороны. Дорога полностью разбита и наш водитель обнадеживает нас что это хайвэй! В Жангму нам проставляют групповую визу(в паспорт ничего не ставиться),потом приходиться ждать темноты в местном кафе,тк дорога открываеться только ночью. Днем идет реконструкция дороги и взрывные работы-никого не пускают. Около 3х часов ночи наконец прибываем в Ниелам (Nyalam) на высоте 3750м. После 800м в долине Катманду эта высота ощущается вполне явно. В этом городе мы проведем 3 дня аклиматизации. Многие группы из за недостатка времени сразу отправляются на плато и уже на второй день пересекают перевалы более 5000 метров,что без должной аклиматизации безусловно опасно. даже Н.Рейрих описывал перевал Тонг Ла как самый опасный в их Тибетской экспедиции. У нас время было!
Ниелам перводиться с тибетского как ворота в ад. И действительно после зеленых Холмов Непала всего через нсколько часов попадаешь сквозь облака в весьма скудный пейзаж.
В Ниеламе мы остановились в частном доме, переделанном под гест хус дом для гостей. Сам город, как и большинство новых китайских поселений, производит удручающее впечатление. Безликие китайские постройки, постоянное присутсвие военных,повсеместная бедность местных жителей. Есть и положительные стороны для туристов- горячий душ всего за несколько юаней,бары,бардель. Последнее нас мало инетерсолвало. На улицу выходить особо не хотелось организм боролся с высотой! Тем не менее за 3 дня мы совершили 3 вылазки по местным достопримечательностям одну из короых я пропустил ввиду плохого самочувствия.
День первый - Поездка к деревне Гангка и пещере Миларепы. Пещера расположена на вршине холма,под ней отстроена гомпа Nyalam Pelgye Ling активности в гомпе я не увидел. Прогуклялись вдоль реки Matsang Tsangpo подурачились с местной детворой и вернулись на базу в Ниелам.
День второй - у меня головная боль и с лабость,у остальных прогулка к пещерам Phukaro.
пещеры Пхукаро
Вид на Ниелам от пещер Пхукаро
День третий - мучительный подъем прогулка до высокогорного озера Тара (4350м). Именно тут я во всей поноте ощутил дейстивие высоты. Вместо обещанных 2-3 х часов я полз на верх все 5,подъем порой был очень крут,но сполна окупался видами вокруг!
После аклиматизции мы начинаем наш путь к горе Кайлас. Чистого пути от Ниелама 3 дня на стареньких джипах Toyota Land Cruiser. Ох как я зауважал эту машину после поездки,не машина а танк! Порой мы ехали по полному бездорожью пересекая глубокие ручьи. первый перевал на нашем пути назывался Тонг Ла(Tong La) 5120м. На вершине порывистый ветер и явно минусовая температура. Отсюда отлично видна гималайская гряда отделяющяя непал от Тибета, так же как на ладони виден восьмитысячник Шиша Пангма
После перевала спускаемся в долину. Дорога тут расходиться, хорошая асфальтированная идет на восток в Лхасу,жалкое подобие грунтовки уходило на западный Тибет. Передвигаясь по территории Тибета мы в основном ехали по равнине,но высота на нашем альтиметре редко опускалась ниже 4500м.Воистину Тибет-крыша мира! Первую остановку мы сделали на озере Пейку Тсо(Peiku Tso) 4591м. С берегов озера отлично видно Шиша Пангму и непальский горный массив Лантанг.
Еще полдня тряски в джипах и добираемя до места первой ночевки - китайский военный город Сага. Ничего интересного в город нет,кроме приличного по тибетским меркам отеля с горячей водой и телевизором. На холме за городом можно увидеть останки какой то крепоси а на подъезду к городу небольшое красивое озеро.
На следующий день дорога лежала через поля и увядающие осенние пастбища,пересекала несколько небольших рек. На обед мы остановились возле небольшогомонастыря у деревни Жонгба(???). С благоговением осмотрели гомпу. В храме сохранились потрясающие статуи и фрески. Не смотря на это гомпа производит ощущение запустения, я увидел там всего 2х монахов, подозреваю что есть еще несколько. Из за стен монастыря открываеться потрясающий вид!!!
После скромного обеда и осмотра храма мы продолжили наш путь до деревни Парьянг(Paryang) где мы остановились на вторую ночевку в частном доме. Место это произвело на меня довольно удручающее впечатление.Парьянг небольшая деревна по ходу дороги на Кайлас.Здесь сильно чувствуеться китайское влияние- брошенные под открытом небом бильярдные столы, вывески на китайском. Большая часть население Тибетцы. Люди живут крайне бедно,вместо домов у многих семей палака с печкой посередине. Большинство людей носят национальную одежду(весьма грязную). Фотографируються люди крайне неохотно,мне удалось сделать всего несколько кадров.
Утром выезжали на рассвете. Туалет представлял из себя яму во дворе и позволил сполна насладиться звездным небом, ледяная вода из колодца заметно освежала морозным утром! В машинах удалось немного отогреться дыханием, печка не работала. Еще полдня по пересеченной местности и мы выезжаем на равнину откуда уже видно Кайлас!
Внутренне состояние могу описать как новый год и день рождения одновременно! В общем виликая радость!!! Наконец то добрались!
Отсюда едем еще пару часов по очень пыльной дороге. Власти строят тут дорогу. Работы в полном разгаре. Для меня было очень неожиданно увидеть такое количество строительной техники на фоне священного Кайласа, скажу больше- из всего участка трассы этот последний был самый оживлнный. Я думаю китайские власти хотят привлечь больше туристов в этот регион. Деревня у подножия горы называеться Дарчен.Здесь весьма заметно влияние туристической индустрии, в деревне много отелей и ресторанов,на одном даже красуется надпись на русском языке(видимо место популярно среди соотечественников). Мы остановились в небольшой гостинице в комнате на пятерых человек. Ночь перед корой была очень тяжелой,сказывалась высота почти 5000м.
На этом месте я решил сделать небольшой перерыв дабы не утруждать чиатаеля большим количеством информации! В следующей части своего рассказа я расскажу о самой коре вокруг священного Кайласа и пребывании на берегу озера Манасаровар.....