Камбоджа. Храмы Ангкора - Ангкор Ват (Angkor Wat).
Ангкор - это общее название территории, где были построены многочисленные храмы. Само слово "Ангкор" - это искаженное кхмерское слово "нокор" или "онгкор", которое означает "столица". Оно происходит от санскритского слова "нагара" (город).
По порядку о самой поездке в эту удивительную страну. Первое и самое ожидаемое – это храмы Ангкора (из-за обилия снимков пришлось разбить рассказ на 3 части). О них рассказывать можно много и долго вплоть до описания сцен, выбитых на стенах. Но лучше, чем это сделано здесь http://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=217&t=80838 я все равно не смогу, так что в этом рассказе и последующих ограничусь лишь очень общими данными.
Храмы Ангкора были построены между IX и XIV столетиями. Их множество. Сначала я планировала объездить все, что отмечены на карте.
Но через 3 дня они начали сливаться и мы уже с трудом могли отличить один от другого, хотя несомненно есть свои «жемчужины», которые и остаются надолго в памяти.Вообще карта расположения храмов наглядно показывает, как была устроена столица кхмерской империи: посредине сам город Ангкор Том и главный храм Ангкор Ват, по бокам водоемы вокруг которых и разбросаны все храмы.Организационные моменты. Во все храмы, показанные на карте, нужно покупать единый билет. Стоимость его на 1 день – 20 баксов, 3 дня – 40 баксов, неделя – 60 баксов.
Въезжаешь на территорию всего комплекса по единственной дороге из Рипа и на въезде показываешь свой билет. Еще билеты смотрят в каждом храме, там для этого сидят специальные люди. Можно ли проникнуть туда бесплатно сказать не могу, не пробовали. Кстати местные жители везде ходят без платы. Сами храмы открыты с 5 утра до 6 вечера. Но в некоторые, я думаю можно и позже и раньше, т.к. они просто в лесу без всякого ограждения. Кая я уже говорила, самый комфортный способ добраться до них – нанять на целый день тук-тук. Велосипед тоже хорош, н из-за жары мы на него так и не позарились. Конечно же самый раскрученный и, до поездки мне казалось, самый красивый – это главный храм - Ангкор Ват (1110-1175 г.г.). Но на деле он меня разочаровал. Уж не знаю, что тому было виной: либо сетка-рабица на главном фасаде, либо толпы туристов (в большинстве своем китайцев). Не испытала я того восторга, который испытывала, когда видела все те замечательные фотографии храма, которые гуляют по просторам сети. Может просто слишком много ожидала. Надо было вернуться туда в другой день на закате, но не было желания.
По материалам http://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=217&t=80838.Есть легенда, что Ангкор Ват воздвиг сын бога Индры, кхмерский король Прех Катомиалиа. Однажды он побывал в небесных чертогах у своего отца. Сыну очень понравился коровник Индры — он решил построить у себя такой же, но только дворец. Так что Ангкор Ват — это точная копия коровника Индры.
Семиголовая змея - Нага - покровительница страны
Самым интересным является его ориентация на Запад. Запад является символическим направлением смерти, что когда-то привело многих ученых к выводу, что Ангкор Ват был первоначально построен как гробница. Это подтверждается тем фактом, что великолепные барельефы Ангкор Вата были созданы так, чтобы рассматриваться в направлении против часовой стрелки – обычай, который используется в индуистских погребальных обрядах. Постройки внешнего периметра храма
Подобно другим храмам-горам Ангкора, Ангкор Ват также копирует огромную вселенную в миниатюре. Центральная башня – это гора Меру – обитель богов, с окружающими ее меньшими пиками, которые в свою очередь окружают континенты (нижние внутренние дворики) и океаны (ров). Центральная башня, которую король отождествлял с раем, который ждал его после смерти, представляет величественный пик – место, где апсары (небесные нимфы) веселятся с беспредельным любовным желанием. Внутри горы скрыт фаллос Шивы (линга, лингам) - символ животворящей силы.
Двор у центральной башни.
Украшение центральной башни.
Строители смогли добиться интересного эффекта: чем ближе подходишь к храму, тем значительнее и монументальнее кажется его центральная часть с пятью башнями-святилищами (одна в центре и четыре по краям верхней террасы). Главный фасад обращен на запад, дороги подходят с востока, севера и юга, но с какой бы стороны путник ни приближался, ему всегда видны лишь три башни из пяти.
При отделке галерей Ангкор Вата мастера использовали сюжеты индийских эпических поэм «Рамаяна» и «Махабхарата», созданных в то же время, что «Одиссея» и «Илиада».
Наиболее часто встречающаяся фигура здесь — это фигура апсары — богини, небесной танцовщицы. Их здесь тысячи, ни одна из них не похожа на другую.