Продолжаю рассказ про Камбоджу, полностью основанный на личных впечатлениях. На следующий день после приезда мы наконец направились в Ангкор. Рассказывать про этот великий город древности, наверное, нечего — просто потому, что это надо видеть. Да и глупо повторять чужие слова и делать вид, что я являюсь знатоком в этом вопросе. Изучить всю эту территорию, растянувшуюся на 200 квадратных километров, за один день невозможно.
Энергетика у этих древних камней такая, что не выдерживают и выходят из строя даже фотоаппараты с мобильниками, а при палящем солнце, в 30-градусную жару приходиться использовать вспышку. Можно только догадываться, как все это выглядело в десятом веке, когда стены храмов были инкрустированы огромными рубинами и сапфирами, а в каналах вокруг города плавали крокодилы.
Именно Ангкор стал прототипом затерянного города в повести Киплинга про Маугли. Большая часть комплекса ныне очищена от пут природы. И только один храм (сознательно, а отнюдь не из-за денег) решили оставить во власти проросших через камни деревьев. Именно здесь проходили съемки "Томb Rider" с Анжелиной Джоли. Джоли, можно сказать, сама стала едва ли не самым известным брэндом Камбоджи, после того, как удочерила мальчика из этой страны
Считается особым кайфом посмотреть на Ангкор с воздушного шара или с холма во время заката. Но мне это не удалось из-за ветра. Здесь вы можете сопоставить, как выглядели древние апсары (не то богини, не то наложницы короля) и их современные подражательницы, берущие по доллару за три фото. Обратите внимание на кисти рук.
Своей дорогой Однако полутора дней в Камбодже мне не хватило. В ответ на мое предложение организаторам тура транспортировать меня обратно в Таиланд не этим же вечером, а днем позже, они запросили 200 долларов. Типа за дополнительный день туристической программы. Естественно, они были посланы. Я бы вообще прошелся бы по ним по полной, если бы не их сотрудник-камбоджиец, учившийся когда-то в Москве и без акцента изъясняющийся по-русски. Способности к языкам — это, кстати, яркое отличие кхмеров от других азиатов. В Камбодже, как и в Таиланде, иностранцам запрещено работать гидами. В Тае турфирмы нанимают формального местного гида, который, как правило, разве что пару слов может связать на другом языке. А иностранцы, будучи гидами реальным, числятся переводчиками. При этом в Королевский дворец в Бангкоке иностранцу-гиду заходить стремно — за нарушение закона вполне можно угодить в тюрьму. Поэтому местные, корявя слова, что-то там объясняют. В Ангкоре подобная подстава просто не нужна. Кхмеры шпарят только в путь на английском, французском, немецком. Полиглотов, конечно, мало (знающих русский на весь Сиемриап — три-четыре человека), но если уже они говорят, то действительно говорят. Дело здесь в структуре кхмерского языка, который ни разу не тональный (в отличие от большинства языков региона) и имеет кучу букв, в том числе порядка тридцати гласных. В общем, кхмеры, в отличие от тайцев, в состоянии воспроизвести заморские слова членораздельно, а не глотая половину одну половину фразы и смягчая вторую. И вообще у камбоджийцев три типа языка — для элиты, для бедняков и что-то среднее. Так вот первые вторых почти не понимают. С другой стороны, а у нас разве иначе? Если с ребятами у подъезда начнешь вещать "с точки зрения банальной эрудиции", то в лучшем случае потеряешь время, а худшем получишь в зубы. Поэтому не будем трепаться, а почесали разгонять ботву про Камбоджу дальше.
Так вот самый тайский гид на само что ни на есть литературном русском подсуетил еще двух, таких же как я оторванных компаньонов. Они путешествовали самостоятельно, но были не против снижения издержек за счет увеличения группы. Причем Серега персонаж занимательный: некогда москвич, он на несколько лет прописался в Азии. Там только и делает, что путешествует. В эти края он добрался из Индии, подрабатывая, чем придется. Собственно, здесь он выступал в роли личного гида Лехи из Питера. Но больше всего Сереге понравилось работать в Болливуде. В азиатских киностудиях всегда нужны белые злодеи в качестве массовки. И теперь в его планах найти аналогичную работу в Гонконге в рамках очередного вояжа — через Индонезию и Филиппины.
Дядюшка Сом Гестхаус "Та Сом", где мы сняли номера, на деле немногим уступал трехзвездочному отелю: почти то же самое, только вентилятор вместо кондиционера. Что с моей точки зрения даже плюс. Одноместный номер стоил 8 долларов (двухместный — 10), хотя, учитывая мою природную скупость, стоило взять без горячей воды за 6. Впрочем, гестхаусом, наверное, это называется, скорее всего из нежелания платить налоги да подати. По сути, маленькая гостиница на 40-50 номеров. Владелец ее, тот самый Дядюшка Сом (именно так называется гостиница) начал свой бизнес, когда ушел в отставку из армии. Чем он во время службы занимался, Сом не распространялся, да и мы не расспрашивали. Но, судя по его суровому лицу, возможно, ему приходилось и убивать. Ведь из тех мужчин 40-50 лет, которые выжили в мясорубке гражданской войны, процент людей, совершавших убийство, наверняка выше, чем в любой стране. Тем удивительнее открытость и непоказное радушие камбоджийцев. Просто не понимаешь, как здесь могло произойти такое!
В оставшейся части — о путешествии в джунгли, самом опасном за все время моего пребывания в Азии, о развлечениях, зароботках и вообще качестве жизни в Сиамриепе, немного о Пол Поте, и о том, кто вообще такие камбоджийцы.