В японских детях меня удивила страсть фотографироваться. Я раньше о таком только читал. Как только они замечали нацеленный на них фотоаппарат, сразу начинали выпендриваться и принимать якобы самурайские позы. Мальчишки, понятное дело, были более активны. Чтобы не создавать постановочных кадров вроде этого, я пытался действовать украдкой.
В японских детях меня удивила страсть фотографироваться. Я раньше о таком только читал. Как только они замечали нацеленный на них фотоаппарат, сразу начинали выпендриваться и принимать якобы самурайские позы. Мальчишки, понятное дело, были более активны. Чтобы не создавать постановочных кадров вроде этого, я пытался действовать украдкой.
Черт его знает, что эти дети делали в храмовом комплексе Асакуса в тот день в таком количестве. Без преувеличения, их было не меньше, чем на первомайской демонстрации. Я пытался разузнать, чем тот пасмурный день был особенный, но не преуспел. Детишки доброжелательные и обожают общаться, но по-английски изъясняются не очень.
Я оказался в тот день в Асакусе достаточно случайно. Я вообще-то собирался в район Сибуйи и Харадзюку. Говорят, там интересно и необычно. Но Токио такой город особенный, он мне не открывается. Похоже, по нему надо передвигаться с кем-то, кто понимает в том, как этот город устроен. Второй раз я уже пытался понять что-то про Токио, и второй раз он меня обманул. Приехав на станцию Сибуйя, я обнаружил, что ее длина полтора километра, и из нее 17 выходов. Вообще, я ориентируюсь в незнакомых местах достаточно свободно, и вроде бы даже у каждого выхода были карты с английскими надписями, но я ничего не смог из них понять. Протоптавшись почти полчаса на станции, я распрощался с исходной затеей, нашел нужную линию метро и поехал к Асакуса, который (храм) был запасной точкой. Не пропадать же дню в Токио.
Выйдя из метро на поверхность, я сначала увидел этот пейзаж. Мост через реку Сумида. Два ближайших строения неземной красоты и изящества на другой стороне реки - это штаб-квартира главной японской пивоваренной компании "Асахи". В черном трапецеидальном здании под позолоченной фигней находится музей пива. Сама фигня весит 360 тонн, полая внутри, изготовлена на заводе по производству корпусов подводных лодок. Прошу прощения у читателей, в англоязычных источниках это произведение искусства называется "золотая какашка". Но сам художник считает, что сим монументом он скрестил образ капли пива с языком пламени. Короче, на то оно и искусство, чтобы каждый видел его по-своему.
Симпатичный кадр у выхода из метро. Обратите внимание на обувь рикши, напоминающую лошадиное копыто.
Вход на территорию храма находится в нескольких метрах от метро. В нише слева сидит божество ветра, справа - божество грома. С другой стороны точно так же размещаются два аналогичных божества, символизирующих я уж не помню кого. За ним, за этим входом, длинная торговая улица. В ларьках торгуют всякой ерундой. В конце улицы еще одни похожие ворота, и за ними собственно храм с парой пагод. Вообще, Асакуса - это район развлечений с наибольшей концентрацией токийских театров. По сведениям из интернета, в Асакусе обитают самые настоящие гейши числом 45 штук. Все прочие персонажи, которых мы видим или о чем слышим обычно, гейшами не являются, даже если они и делают то же самое. Здесь история такая же, как с коньяком: есть всего несколько несколько настоящих коньяков, а все остальное - бренди, даже если на вкус отличить их невозможно. Есть в Асакусе и храмы, и в этих храмах проводятся ежегодные праздники. Тот храм, куда я направляюсь, самый крупный и знаменитый. Может быть, я как раз попал на какой-нибудь праздник? Очень много народу вокруг.
Безусловной туристской проблемой Токио является то, что это фактически новый город. В 1945 году непрерывными бомбежками этот город был уничтожен до основания. Поэтому, с одной стороны, этому храму очень много лет. Он был построен здесь в 7 веке. По легенде, в 628 году два брата-рыбака выловили статую богини милосердия в реке Сумида. Несколько раз они отпускали статую назад в реку, но постоянно вытаскивали ее снова своими сетями. Поняли тогда братья, что неспроста это, и построили храм, посвященный богине, рядом с этим местом. Храм распахнул впервые двери в 645 году. Это самый древний храм Токио. Красоте этой легенды мешает, однако, соображение, что все эти сооружения - чистейший новодел. Они были построены на месте груды развалин после войны. Была ли использована хоть одна щепочка происхождением с 645 года, неизвестно. Как закоренелый скептик, я в это не верю ни на минуту. С воротами на кадре такая же история. Формально эти ворота были построены в 942 году, но по факту то, что мы видим, относится к 1960 году. А гигантский японский фонарик высотой 4 метра и весом в 670 килограмм над проходом (эх, жаль, не увидел я, как он светится в темноте) и вовсе появился здесь в 2003. С одной стороны, какая разница, когда и что появилось на этом месте. С другой стороны, над нами все-таки довлеет магия цифр. Было бы эти воротам на самом деле 1000 с лишним лет, даже и будь они отреставрированы не по одному разу, отношение мое личное к ним было бы другое. А так... ну, ворота.
Увы, я не чувствую Токио. Даже обидно как-то.
Те же ворота с противоположной стороны.
И это я иду по торговой улице и фотографирую школьников. Мне показалось интересным то, что они все в форме.
Проход по торговой улице меж тем заканчивается еще одной парой ворот с такими же фонариками. За ними уже сам храм.
Он состоит из двух относительно небольших пагод. Пагода побольше (справа, затянута пленкой) была на реставрации. Внутри обычные Будды, я бы сказал, ничего особенного. К сожалению, у меня снимок не получился, там было довольно тяжело фотографировать.
Походим вокруг.
Я сначала думал, что это дерево - разновидность сакуры. Однако, похоже, что это что-то другое. Но все равно красиво.
Вы знаете, как называются эти рыбки? Это кои. Обычно мы называем их "золотыми рыбками". Неправильно. Предки кои - карпы, и в карпов же они превращаются через несколько поколений свободной жизни в природе. А аквариумные золотые рыбки произошли от карасей, которые в английском языке называются "прусские карпы". Но вот в продуктовых магазинах Торонто в отделах живой рыбы я вижу уже обратную этимологию: в них самые обыкновенные живые карасики называются "золотые рыбки".
Наш сосед разводит кои на своем участке. У него большой бассейн с аэрацией, и там эти рыбы живут круглый год. Они прекрасно переносят любые морозы. Но они вообще-то дорогие, во много раз дороже просто карпов. В зависимости от окраса рыбка кои может стоить от десятков до многих сотен долларов.
Голуби как настоящие. Но на самом деле они бронзовые. Не сомневаюсь, что это скульптура по поводу мира во всем мире.
Стержень всех событий в храмовом комплексе Асакуса находится под той курительницей у входа в пагоду.
Почти как в православной церкви здесь надо втыкать особые курящиеся свечи.
Они не горят, они тлеют, распространяя приятный дым.
На дым этот вдруг откуда-то появились два монаха, молодой и старый, и все прохожие начали к ним приставать с какими-то просьбами или пожеланиями.
Я ничего не понимаю, естественно, из того, что здесь происходит. Для меня все это действо не имеет никакого смысла. Постоял я рядом, похлопал глазами и побрел к боковой калитке на выход.
В Гинзу я поехал. Обедать.
И было мне там очень вкусненько. Но это уже к теме не имеет никакого отношения.