Иордания прекрасна. Здесь мало ярких красок и резких контрастов - розовые камни, бежевый песок, сиреневые горы. Здесь аромат кофе с кардамоном смешивается с ветром пустыни, а песок и камни меняют цвет в течение дня. Здесь есть Петра и пустыня Вади Рам, Мадаба, город мозаик, гора Небо, с которой Моисей увидел землю обетованную, замок крестоносцев Керак, невероятные по красоте ущелья и целых два моря. Мне удалось увидеть ровно половину из сокровищ Иордании, но и этого дстаточно, чтобы бесконечное очарование таинственного востока. И не исключено, что я когда-нибудь вернусь сюда, а уж на Ближний Восток – точно.
Я бы попала в Иорданию в любом случае, потому что верю, что если чего-то очень захотеть, это обязательно сбудется. Но я очень рада, что попала в Иорданию именно таким образом – на слет блоггеров, потому что организаторы - Сеть "ТБГ. Туристические бренды", Развлекательный туристический портал TBG-brand.ru, туроператор ЮЖНЫЙ КРЕСТ и продюсерский центр KOLIZEY - настолько хорошо спланировали поездку, что от знакомства со страной остались только приятные впечатления, и думаю, не только у меня.
Петру я впервые увидела в фильме «Арабские приключения». Шахерезада печально рассказывала царю о Петре, исчезнувшем городе, который когда-то считался жемчужиной Востока. Сборник сказок тысячи и одной ночи составлялся в с 8 по 18 век, и конечно, Шахерезада не могла знать, что швейцарский археолог Бурхардт заново откроет Петру в 19 веке, а в 21 ее назовут одним из семи чудес света.
В Петру мы отправились ранним утром. От отеля «Мовенпик», где остановилась группа блоггеров, до входа в ущелье минут 15, что согласитесь, очень удобно. В это время дорога по ущелью легка и интересна, туристов немного, а сама Петра прекрасна, как только может быть прекрасен город «почти такой же старый, как время».
Дорога по ущелью Сик узкая, в некоторых местах ширина не больше 2 метров, величественные скалы почти смыкаются и когда в конце ущелья появляется храм Казны, сразу вспоминается старая арабская пословица «Самые дорогие вещи прячут от глаз». Петру называют городом мертвых, но достаточно один раз увидеть вырубленные в скалах гробницы, дворцы и храмы, чтобы поверить, что когда-то это был процветающий город и здесь жили удивительные люди. Кстати, если верить «Арабским приключениям», именно в подземной части Петры один из героев на черном рынке приобрел волшебный ковер, на котором можно было летать. Это было очень давно, а сегодня в Петре и рядом с ней торгуют сувенирами, самый популярный из которых – стеклянные бутылочки с цветным песком. Я привезла их в подарок почти всем своим друзьям, а тем, кто не верит, что песок бывает такого цвета, я показываю фотографию каменных стен ущелья, где розовые и красные полосы чередуются с бежевыми, серыми и светло-зелеными. Есть, кстати, еще один способ проверить, который предлагают сами продавцы сувениров – «просто добавь воды». Поскольку одна из бутылочек перелета не перенесла, эксперимент я провела с ней, песок сохранил свой цвет, и верблюд по-прежнему шествует по розовому песку.
Кстати, об отеле. Я наверняка не единственный человек, который фотографировал восточные мотивы в интерьере «Мовенпика» – кованые люстры, резные перила, узорчатые подушки и стены, уж очень они красивы.
По пути из Петры в «Мовенпик» нас подкараулили арабы, предлагавшие поездку на лошадях. Искушение было сильным, но я не рискнула. Лошадь выглядела настолько замученной и несчастной, что садиться на нее, по-моему, было просто преступлением. Однако мне все таки удалось прокатиться на арабской лошадке, потому что в этот день я решила пойти в Петру еще раз, и выбрала темно-рыжую красавицу, которую мне описали как очень смирную и послушную.
Самое сильное впечатление в этой поездке на меня произвела пустыня Вади Рам – ее меняющий цвет песок, неземной красоты скалы и сама атмосфера. И хотя мы провели там почти два дня, мне показалось, что этого все-таки мало. Неожиданно быстро наступил закат, потом я благополучно проспала рассвет, и остается только догадываться, какой предстает пустыня после пробуждения и когда готовится встретить ночь. Ну или можно посмотреть фотографии более трудолюбивых блоггеров. Хотя, я думаю, это зрелище из разряда тех, которые просто надо видеть. Честно говоря, сначала визит в пустыню особого энтузиазма у меня не вызвал, перспектива гоняться за верблюдами по барханам меня не вдохновляла. Да еще учитывая, что до и после пустыни в программе были пятизвездочные отели, по отзывам, одни из лучших в стране. Все оказалось совсем не так. Бедуинскому кемпингу Джебель Рам не нужны звезды, ему вполне достаточно тех, что восходят над ним ночью. И хотя это настоящий кемпинг, в котором нет горячей воды (по крайней мере, утром и вечером), а вход в палатку освещают керосиновые лампы – это мое лучшее воспоминание об Иордании. Не великолепная Петра, таинственная столица набатейского царства, не восточный интерьер и великолепный сервис «Мовенпика» и «Интерконтиненталя», и даже не чудесное Красное море. А именно пустыня, песок, скалы, ряды палаток в кемпинге с написанными от руки номерами, огонек лампы у каждой, и почти симметричные им звезды в ночном иорданском небе.
Все без исключения авторы рассказов об Иордании отмечают дружелюбие ее жителей, и это действительно так. Они вежливы без подобострастия, внимательны без приторности и дружелюбны как-то совсем не по-туристически, а по-настоящему, искренне и с интересом. Вообще, иорданцы, в отличие от жизнерадостных турок, народ более сдержанный и спокойный. Другая природа, другая жизнь, другая судьба. Иордания достаточно молодое государство, которое граничит с Сирией на севере, Ираком на северо-востоке, с Саудовской Аравией на востоке и юге, и с Израилем, может быть, поэтому здесь неплохо уживаются разные национальности. Здесь можно встретить и ливанцев, и палестинцев, и египтян. Кстати, в уличном кафе я увидела необычного вида молодых парней в белом мусульманском одеянии. Было в них что-то такое, что я решила было их сфотографировать, но официант прошептал «Не надо фото, это саудовцы». Я все-таки спросила у них разрешения, но они мне отказали, причем вежливо добавили, извините, мол, но это невозможно. Почему - мне непонятно до сих пор. Еще запомнилась маленькая бедуинка, торгующая браслетиками в Петре. Узнав, что я из России, она попросила меня объяснить, что за слово так часто употребляют русские. Я, понятное дело, внутренне напряглась, и напрасно – это оказалось всего лишь «давай!». По- арабски это звучит как «ялла». Не знаю насчет русских, а вот арабы это слово употребляют достаточно часто, как я слышала на улицах Акабы. Причем что интересно, как-то без последствий, у нас обычно после «давай» происходит какое-то действие. Впрочем, действий было много – организаторы постарались, и ни одного свободного дня просто не было. Из многочисленных заданий и сюрпризов больше всего меня впечатлил ночной ужин в Малой Петре, куда мы осторожно добирались по освещенной свечами тропинке, съемки в пустыне, и конечно, десятки бумажных фонариков, которые после долгих усилий все-таки взлетели над ночной пустыней.
Национальным блюдом Иордании считается мэнсаф – баранина, тушеная в сметане с кедровыми орешками и специями, которую обязательно надо попробовать. Нам не пришлось искать, где бы это сделать, потому что именно мэнсаф был основным блюдом обеда в кемпинге Джебель Рам. Я сразу вспомнила эпизод сериала «Клон», когда Саид говорит своей неумелой жене «Пойдем, я покажу тебе, КАК можно приготовить баранину». Может быть, дело в мастерстве повара или в Иордании водится особая порода овец, но это было великолепно. А вечером нас пригласили на торжественное выкапывание ужина – баранины, на этот раз запеченной в песке, и это опять было великолепно. Вообще, иорданцы не злоупотребляют специями (по крайней мере то, что мне удалось попробовать), сладости очень легкие и безумно вкусные, чай с мятой выше всяких похвал, а кофе с кардамоном мне настолько понравился, что я привезла его с собой, несмотря на то, что перевес багажа составил ровно 4 килограмма. В одном из «Дозоров» герой сказал очень правильную, на мой взгляд, фразу «На Востоке не верь глазам, верь носу». Даже в дешевом кафе с пластиковыми стульями могут подать отличную еду, и судя по тому, что я до сих пор жива и даже здорова, это достаточно безопасно, что бы там ни говорили. А про свежевыжатый сок в Акабе надо сказать отдельно. Когда нам принесли заказанный сок в пивных кружках (интересно, как они попали в Иорданию?), мы пришли в такой буйный восторг, что продавцы принесли нам еще и банан на тарелочке, а потом предложили ананас для фото. Должно быть, мы произвели на них впечатление диких людей, которые, бедняги, никогда не видели свежевыжатого сока. Ответственно заявляю – такого и по такой цене (2 динара) – я точно не видела. Перед поездкой говорилось о том, что Иордания недешевая страна, и с этим я бы поспорила. Учитывая, что иорданский динар, или джи-ди, равен 1 евро, цены выглядят очень адекватными. Машина на весь день с водителем – 80 динар, такси по городу – 1-3, чашка кофе - 1 динар, килограмм – 8. С сувенирами тоже проблем нет – маленькая бутылочка с песком – 1-2 динара, килограмм целебной грязи из Мертвого моря – 8, а очаровательные платьица фасона «балахон до пят» обошлись мне всего в 18 динар оба. Кстати, именно в Иордании я почувствовала, насколько комфортна эта одежда, ничего лучше для передвижения по жаре я не знаю. Вот еще один парадокс – в жару лучше закрываться, чем открываться.
И, конечно, это не касается пребывания на пляже Красного моря. Приморская Акаба – обычный курортный город, разве что слишком тихий. В перспективе Акабу ждет превращение в модный и современный курорт с ночными клубами, аквапарками и прочими атрибутами, а пока это несколько улиц, десяток современных магазинов и сотни маленьких лавочек, бесчисленные кафе и кальянные, город, который замолкает ровно в 11 и совершенно безопасен для прогулок. В районе Акабы Красное море небогато кораллами, хотя прилив иногда выносит на берег их обломки. Приливы-отливы происходят ежедневно, в течение 15-20 минут, после чего море полностью успокаивается. Акаба – идеальное место для спокойного отдыха, чтобы наслаждаться ласковым морем и приходить в себя от впечатления после посещения Петры и Вади Рам.
Я думаю, если мне придется еще раз посетить Иорданию, я бы выбрала Амман-Джераш-Керак - реку Иордан и как заключительный пункт путешествия – отель на Мертвом море. Иордания такая страна, что не хочется никуда спешить.
Вот, собственно и все. Разве что одной строкой: *Иордания достаточно бедная страна, но дороги очень хорошие *Иорданские кошки носятся с безумной скоростью, имеют душераздирающий голос, довольно скверный характер и совершенно львиную морду. Непохожи на наших, в общем. *Туристы из России пока в меньшинстве, но тем не менее, в Иордании уже есть русские продавцы и танцовщицы. *Большинство иорданцев в туристических местах неплохо говорят по-английски, в том числе и женщины. *В магазинах огромное количество разных видов безалкогольного пива, а настоящий алкоголь найти на самом деле не так просто. *Несмотря на то, что страна достаточно продвинутая, лучше все-таки придерживаться более сдержанного стиля в одежде, иорданцы достаточно религиозны, хотя и не демонстрируют это. * Совершенно непонятно, как в одной машине может ехать человек семь, не считая водителя. *В Иордании есть все, чтобы сказать «Это было здорово, великолепно, потрясающе и мне жаль, что это закончилось»