Итак, 50-километровый путь из Пскова на запад окончен - дорога упирается в границу Эстонии, где находится город Печоры (12 тысяч жителей), или, по-эстонски, Petseri. Долгое время это место было форпостом Православия в католической Ливонии - с 1392 года известен Псково-Печорский монастырь, возникший на немецкой территории спонтанно и сделавший постепенно эту территорию русской.
Псково-Печорский (то есть Псковский Пещерный) монастырь - это город-в-городе, и его мы осмотрим отдельно. Сначала же прогуляемся по собственно Печорам, выросшим из монастырской слободы и получившим городской статус в 1778 году. В этих краях традиционно была высока доля эстонского населения, в 1920-30-е годы Петсери были в составе независимой Эстонии, и даже в наши дни в архитектурном облике города больше прибалтийского, чем русского.
Так как в Изборске я умудрился опоздать на автобус (первый раз за время своих путешествий!), причём буквально на 1-2 минуты (подходя к автостанции, я услышал шум автобусного мотора за углом), в Печоры я отправился автостопом. И вновь убедился, что в Дороге судьба ведёт меня сама: почти сразу поймав машину за развилкой, я обогнал автобус и был высажен примерно вот в этом месте:
Глубокая долина речки Пачковка, а вдалеке, за лесом, шпиль Лютеранской кирхи. Крайне живописное место, по которому я шёл добрых 20 минут - а иначе бы ограничился осмотром из окон автобуса.
Природа здесь выглядит немного нерусской - слишком пересечённая местность, слишком рафинированные леса:
Слишком нерусские очертания деревянных домов:
А вот еще одна часовенка-будка, Никольская (по легенде, впервые поставлена в память погибших в бою с ливонцами стрельцов) - такие мы уже видели в Изборске, попадаются они и на 20-километровой дороге от Изборска до Печор.
Кстати, трасса на Печоры за развилкой у Изборска изобилует вывесками "Внимание! Вы въезжаете на платаную автодорогу!", но как рассказали мне люди, меня подвозившие - никто и никогда контролёров не видел, плату не вносил и даже не знает её размер.
Чуть ближе к центру Печор - обширное кладбище. Некоторые фамилии на могилах эстонские, и написаны латиницей - хотя кладбище православное. Снова сету.
Уже недалеко до центра - снова виден шпиль кирхи на холме:
Поднимаешься наверх - и уже видишь старые деревянные дома не в меру северо-западного облика:
Хотя и без русских уездных домиков тоже не обходится - таких много и в Поволжье.
Натурально - Советская Прибалтика 1970-х годов. Это Псковская улица, и за поворотом будет центральная Октябрьская площадь, а за следующим поворотом уже и сам монастырь:
От места на кадре выше к монастырю идти минут 5... Однако я добирался около часа, так как увидел в конце соседней улицы шпиль Лютеранской кирхи:
И немедленно направился к нему. В результате я обошёл по центру Печор довольно длинную петлю, увидев по дороге большую часть местных интересностей. В первую очередь, разумеется, саму лютеранскую кирху Святого Петра, построенную при эстонцах, в 1926-29 годах.
Удивительно то, что в независимой Эстонии лютеранский храм строили архитекторы с не в меру эстонскими фамилиями Подчекаев и Зубченков. Внутри церкви - орган, очень лаконичное и современное убранство, и еще не завершенный ремонт. О высоте башни кирхи у меня данных нет, но на глаз 70-80 метров. Впрочем, Прибалтика вообще славится сверхвысокими кирхами.
Дома в окрестностях кирхи:
И неожиданный здесь заброшенный сталинский ДК:
Рядом - здание гимназии начала ХХ века. Архитектура явно отсылает ко временам Петра Первого, завоевавшего Прибалтику:
Да и просто типичные домики и улочки Печор:
Вот так вот странно перемешаны эстонские коттеджи, сталинские малоэтажки, хрущевки и русские уездные домики. Но самые "эстонские" дома я обнаружил около стен Псково-Печорского монастыря (то есть не на этом маршруте):
Описав петлю, я вышел на площадь Победы - довольно унылую по своей архитектуре, но примечательную автовокзалом. В дальней части площади возвышается пожарное депо - очевидно, эстонского периода:
Женщина на переднем плане крестится - на дальнем конце улицы, перпендикулярной мне, просматривается Псково-Печорский монастырь (но не настолько хорошо, чтобы фотографировать). Вообще, Печоры производят впечатление довольно религиозного города. Дом напротив пожарного депо - опять эстонский период, или стилизация наших дней?
Вообще, подозреваю, далеко не всё, что я назвал "эстонским", строилось в период независимости - вероятно, многие дома были построены эстонскими мещанами еще до Революции. Потому что иначе получается, что в период независимости сложилось 80% исторического центра. Хотя - почему бы и нет, ведь статус "уездного города" в огромной России и в крошечной Эстонии - не одно и то же.
Мимо вот этого домика...
...выходишь на Октябрьскую площадь, куда и вела Псковская улица. Петля почти замкнулась.
В центре - водонапорка начала ХХ века, в которой в те годы размещалась и первая городская электростанция. Интересно, как это работало? А правее кадра расположено, на мой взгляд, самое интересное гражданское здание в центре Печор - Торговые ряды 1920-х годов:
Прекрасный памятник функционализма. И кажется, в России у него нет аналогов - ведь в Стране Советов не строилось такого мелкобуржуазного атавизма, как Торговые ряды! Особенно интересна их галерея - используется это здание по назначению:
Высунувшись между колонн, видишь вот такой вид. Что за церковное здание, я узнать так и не удосужился - может быть, семинария или паломническая гостиница?
Между церковным зданием и рядами улица ведёт к монастырю. Помимо всего прочего моё внимание привлёк раритетный "Мерседес", кажется 1970-х годов выпуска - как он сюда попал?
Улочка с "Мерседесом" - это как будто граница города и монастыря. Дальше всё становится каким-то другим, меняется сама атмосфера - что-то подобное испытываешь, зайдя на территорию какого-нибудь режимного объекта. Взгляд с того же места на площадь перед монастырём - видимо, экскурсионные автобусы являются постоянным элементом её пейзажа:
Церковный комплекс на площади - справа в углу видны постройки монастыря. Храмы, слева направо: Сорока Севастийских мучеников (храм - 1817, колокольня - 1860), часовня Александра Невского (1900), церковь Святой Варвары, о которой стоит сказать отдельно.
Деревянная церковь Святой Варвары была построена в 18 веке, и удивляет лаконичностью и "нерусскостью" своего облика:
И это не случайно: Варваринская церковь - сетусская, то есть православные службы в ней велись и ведутся на языке сету, а возможно, есть и еще какие-то нюансы: ведь сету многие века не имели Библии, так как никто не перевёл её на сетусский язык, а православие сочетали с элементами язычества - скажем, культом Пеко, бога плородродия, за что русские называли сету "полуверцами". Вот так - полуверческий храм напротив входа в Псково-Печорский монастырь, который и крестил сету:
Обратите внимание на компанию нищих в углу. Последних тут очень много, они прикормленные, и часто требуют подать копеечку в размере не менее 100 рублей, а получив даже полтинник, преисполняются скорбей великих и молят смиренно дать хотя бы сотенку, что вводит во искушение наорать на них матом, впрочем, сунув 10р., можно ввести во аналогичное искушение их. В "высокий сезон" и школьные каникулы всё еще хуже - к обычным попрошайкам добавляются уроды.
Вообще же, Псково-Печорский монастырь производит впечатление "градообразующего предприятия", его влияние чувствуется в Печорах повсюду:
В монастырь мы и пойдём в следующей части - последней в Псковской серии.
P.S. А своим репортажем о Печорах я, честно говоря, недоволен - поверхностно и погода подвела. На самом деле город еще колоритнее и интереснее.