Почти все видели это здание в центре Петербурга в Александровском парке, сказать точнее, видели лишь самую его знаменитую часть. Все остальное скрывает разросшаяся зелень и даже голые деревья очень неплохо его маскируют.
Так выглядит это здание, если вы перешли через Троицкий мост на Петроградку, но видно его только в холодное (безлиственное) время года.
Это вид от Музея артиллерии, очень скромный фасад.
Историческое фото начала ХХ века сегодня повторить сложно - Александровский парк разросся. Фасад с предыдущего фото - правый.
В 1901 году императрица Александра Федоровна приказала учредить в столице образцовое ортопедическое лечебное учреждение, отвечающее всем требованиям современной науки. Возведение здания было поручено архитектору Роману Мельцеру. Городская дума выделила бесплатно участок земли в одном из лучших районов города – в Александровском парке. Здесь было запрещено всякое строительство, но это посчитали особым случаем.
К 1906 году было построено здание Ортопедического института, состоящее из главного корпуса и двух подсобных флигелей. Оно решено в лучших традициях стиля модерн, соединяя в себе изысканность и функциональность. Оптимальная планировка, светлые и просторные помещения и гармоничные пропорции отмечают это здание.
Дверь лифтовой шахты.
Газета "Русский врач" в год открытия института охарактеризовала его как "новый лечебный дворец", где были уютные палаты, максимум на 4 человека, хорошо оснащенные операционные и лаборатории, великолепные условия для восстановительного лечения. Существовал гимнастический зал с механическими лечебными аппаратами и в подвальном помещении зал водолечения. У истоков создания Ортопедического Института стоял доктор медицины Карл Хорн. По его плану вся свободная территория была превращена в сад. Помимо больничных помещений в здании находились квартира директора и комнаты трех младших ассистентов. В одном из подсобных строений находилась собственная электростанция, построенная специально для лечебницы.
Вид с балкона в сторону Невы
Акцент центрального корпуса – домовая церковь Спаса Целителя со звонницей и луковичной главкой, от которой сохранился барабан. Фасад украшен изображением «Богоматерь с младенцем» работы Кузьмы Петрова-Водкина. Это одно из самых ранних панно в технике майолики, появившееся на фасадах петербургских зданий. Изготовлением панно занималась лондонская фабрика Дультона. В церкви находился складной иконостас из дуба фабрики «Мельцер и К», совладельцем которой был сам архитектор. Иконы были написаны Кузьмой Петровым Водкиным. Церковная утварь была утрачена в 1920-х годах, сегодня алтарную часть церкви хотят восстановить.
Самая известная часть здания - майолика, которая видна в парке в любое время года.
Фасады здания выложены глазурованным кирпичом берлинской фабрики Шельдта, который и сегодня в отличном состоянии. Цоколь отделан серым сердобольским гранитом, составляющим легкий контраст декоративным наличникам окон из желтого и зеленого глазурованного кирпича.
Лестничные клетки в боковых крыльях освещаются благодаря витражному остеклению высотой более 10 метров.
Стеклянный фонарь-эркер на одном из боковых крыльев обозначает место бывшей операционной.
Парадная симметричная лестница ведет на второй этаж, охватывая объем лифтовой шахты.
Стены отделаны высококачественной плиткой, сохранился гардероб с полками для головных уборов и оригинальными чугунными вешалками. Ими пользуются до сих пор, но они находятся под охраной как декоративно-прикладные ценности.
Эта складная конструкция для пожарного шланга меня очень порадовала своим дизайном - одна петля и никаких шкафов не нужно.
Напольная плитка выпущена знаменитой фирмой «Вилерой и Бох», оформившей множество питерских домов и существующей до сих пор.
Столярные работы выполняла фабрика Платонова, изготовившая двустворчатые входные дубовые двери, мебель и дубовые шкафы для библиотеки. Своими силами администрация даже понемногу реставрирует мебель, да и про историю здания не забывает - на стене института висит очень подробная информация о здании с фотографиями, откуда я и переснял исторические виды.
Здесь видно то внимание к функциональным и красивым деталям, что прославило стиль модерн.
В каптерке хранятся исторические жардиньерки, предназначенные для операционной и бюсты Хорна и Вредена. Несмотря на такое незавидное соседство с фаянсом, состояние этих реликвий хорошее. Они дожидаются грядущего ремонта. В интерьере многое неплохо сохранилось, но крыша здания с прогнившими деревянными стропилами - самое слабое его место.
В советское время в здании размещался ленинградский НИИ травматологии и ортопедии, носивший имя Романа Вредена – основателя оперативной ортопедии. Научная и педагогическая база института помогла появлению и формированию многих именитых специалистов в этой области медицины.
Сегодня здесь находится Северо-Западный филиал Российской академии правосудия, бегают студенты, размещается несколько фирм-арендаторов.
Здание бывшего Ортопедического института – архитектурный образчик эпохи модерн, в котором целостно решен весь комплекс задач – от технологических и функциональных до планировочных и декоративных. Здание имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.