Современная Курганская область - едва ли не самый неинтересный регион России. Пожалуй, она даже не входит в мои дорожные планы: от Москвы до Кургана около двух суток на поезде, из достопримечательностей в городе - только несколько уездных домиков и стена от наводнений, а вокруг унылые степи, затопляемые при разливе рек. А ведь Курганщина - регион с давней историей и очень самобытной культурой! Но регион, отвоеванный у Великой Степи, словно повторил судьбу степных царств - ушел в никуда, растворился во времени.
Сегодня я изменю своему правилу рассказывать только о том, что есть, и расскажу о том, что БЫЛО. Ведь гений Сергея Михайловича Прокудина-Горского дает нам уникальную возможность - увидеть пейзажи 100-летней давности такими, какими заплечатлел бы их современный фотопутешественник. Фотографии отсюда. 1912 год, путешествия Прокудина-Горского по Тобольской губернии.
Наиболее исторически насыщенная часть Курганщины - север. Южнее, где находится и сам Курган - лишь унылая степь и соленые озера, и эта местность больше похожа на Казахстан, чем на Россию. Мы же пройдем путь от Каменска-Уральского до Шадринска, расположенных на одной дороге.
Каменка - здесь проходит граница Горнозаводского Урала и Степного Зауралья.
Здесь кончаются заводские пруды, горные заводы, поселки при них. Первое от Каменки село, если двигаться вдоль Исети к Кургану - Колчеданское. Ныне это территория Свердловской области.
Село было основано в 1673 году, а в 19 веке разбогатело за счет действовавшего тут песчаного карьера (отсюда и название). В 1865 году в селе возник женский монастырь, церкви кторого видны на холме за селом. Бытность села при песчаном карьере видна невооруженным глазом - каменный мостик через речку был в те времена серьезной редкостью. Усадьба на переднем плане явно принадлежит казаку - подобные усадьбы сохранились в Зауральских степях, одна из них представлена как музейный экспонат в Аркаиме.
Недалеко, еще в 5 километрах - село со странным названием Водолазы:
Ныне этих пейзажей нет и в помине - но где-то в России они еще сохранились, и таких сел немало и по сей день.
Еще через полсотни километров дорога приводит в Далматово - в прошлом один из интереснейших городов Урала и Западной Сибири.
Ныне это райцентр с 14-тысячным населением, посреди которого находятся развалины крупного монастыря - стены, башни, руины соборов в обезображенном состоянии: в советское время в монастыре размещался завод. А между тем Далматов Успенский монастырь - бесспорно, одна из важнейших достопримечательностей региона.
Удивительна его история: основатель монастыря, в миру известный как Дмитрий Мокринский, родился в 1594 году в Тобольске, который был тогда еще в процессе становления. Сын запорожских казаков, Дмитрий с детства владел оружием, участвовал в нескольких оборонах Тобольска от степняков, а позже, оставив дом своим детям, ушел в Невьянск и постригся в монахи под именем Далмат. Вскоре он был назначен иноком, но в ночь перед вступлением в должность тайно покинул монастырь и ушел в дикие степи искать уединения. Вырыв келью у берега Исети, 50-летний Далмат занимался там постом и молитвой, но ему нередко приходилось оборонять свое убежище от татар и калмыков. Инок-воин был одновременно и чудотворцем, и вскоре вокруг его кельи стали селиться люди. Набеги степняков не прекращались, и Далмат принял решение - строить для своих "последователей" монастырь-крепость. Так началась история Исетского (позднее Далматова) монастыря, в котором старец и скончался в 1697 году, в возрасте 103 лет.
Позже монастырь выдерживал осаду пугачевцев и "дубинщины", многочисленные набеги кочевников, долгие десятилетия жил в состоянии преманентной боеготовности. И это было едва ли не первое русское поселение в азиатской Великой Степи.
К началу ХХ века в Далматовом монастыре возник уникальный ансамбль. Видна мощная крепостная стена с шатровыми башнями (1730-е), несколько храмов: церковь Ионна Богослова (1850, крайняя слева), собор Всех Скорбящих Радости (1871) и Успенский собор (1707-1720). Скорбященский собор был возведен над могилой Святого Далмата, который был похоронен в собственноручно сделанном саркофаге из цельного древесного ствола. Его мощи обретались дважды - в 19 веке, когда деревянный саркофаг был найден при строительстве фундамента, и в 1994 году. Мощи и ныне хранятся в монастыре, но оба крупных собора заброшены.
Главное украшение монастыря - Успенский собор, возведенный через 10 лет после смерти Далмата. Удивительна архитектура этого собора, его декор и убранство. Это что-то очень свое, непохожие ни на церкви Тюмени и Тобольска, ни на церкви Соликамска и Вятки, ни на "русское барокко".
В 1920-е годы монастырь был закрыт, а Успенский собор переделан в административное заводское здание. В нем было устроено 5 этажей, лифт, прорублено множество окон. Ныне Успенский собор представляет собой бесформенную "коробку". Скорбященский собор "обрублен" до половины, Богословская церковь восстановлена. Процесс реставрации монастыря идет, но крайне медленными темпами, и восстановить Успенский собор пока нет средств. Однако мощи Далмата покоятся здесь.
Еще одна святыня - доспехи Святого Далмата, старца-воина, уникального святого в русской истории.
В прошлом паломники приходили сюда, и надевали на себя кольчугу и шлем, в таком снаряжении молились - доспехи считались чудотворной святыней. Сейчас уже доподлинно незивестно, принадлежали ли эти шлем и кольчуга самому Далмату, однако в Зауралье они были занесены в 1660-е годы, то есть еще при жизни старца-воина. Ныне шлем Далмата хранится в краеведческом музее Екатеринбурга.
Ну а мы едем дальше, и еще через полсотни километров достигаем города Шадринска (около 80 тыс. жителей), который в прошлом были известен своей ярмаркой, зародившейся, опять же, у Далматова монастыря. Купеческий городк среди Зауральской степи примечателен Спасо-Преображенским собором (1777). И этот собор ныне стоит там же, где 100 лет назад, но утратил колокольню:
Я умышленно не прилагаю ко всем этим снимкам современные виды. Ведь Курганская область очень давлеко (если Вы, конечно, не житель Екатеринбурга или Челябинска), а руины Далматова монастыря вряд ли стоят такой дальней дороги. Так что лучше относиться к этому посту как к фотоотчету из места, где Вы никогда не побываете, даже если бывали в реальных Шадринске и Далматове. Современные виды найти в Интернете не проблема - но они не выдерживают никакого сравнения с фотографиями Сергея Михайловича Прокудина-Горского.
Удивительно! Бог знал, что скоро старой России придет конец, что скоро на месте колоколен встанут трубы, а стены монастырей оплетет колючая проволока. И даровал миру Прокудина-Горского, благодаря которому мы имеем возможность увидеть фотографии потерянной России так, словно туда съездил какой-нибудь путешественник с хорошим цифровиком...