Развитие Николаевской слободы связано со строительством Транссибирской магистрали. Сразу же после постройки в Красноярске депо и главных ж.д. мастерских и множества других сооружений, принадлежащих железной дороге, за линией железной дороги, к западу от города возникла новая городская слобода.
И разрасталась она, как тогда говорили, «американскими» темпами. Газеты писали: «Быстрота застройки мест … за вокзалом на Афонтовой горе, поразительна. Несколько недель тому назад, кроме голой степи ничего не было видно, а теперь там находится целый ряд построек, образовавших несколько улиц». Столь же быстро застраивалась и местность около строившегося ж.-д. моста.
Обитатели Афонтовой горы именовали себя жителями Николаевской слободки по имени Августейшего Монарха, как в память посещения наследником Красноярска, так и из чувства верноподданнической признательности за дарованную им железную дорогу, дающую им материальный источник жизни. А слобода близ моста получила в народе название Таракановка (там как раз расположена Юдинская дача). Здесь еще до строительства дороги было множество дач, а еще ранее – еврейское кладбище.
Наша прогулка по Николаевке не имела никакого плана и была довольно хаотичной. Лишь в середине пути мы поняли, что ноги несут нас в сторону Юдинской дачи. А поначалу мы просто любовались великолепными панорамами:
Николаевка в начале 20 века имела свою полицейскую часть, аптеку, училище, базар, мелочные лавки, булочные, колбасные. Появилось и свое кладбище с часовней. Не было здесь лишь пожарной части. Люди жили в наспех вырытых землянках, лишь потом для них построили примитивные бараки, в каждом на нарах жили по 200-300 человек, включая женщин и детей.
Вот что пишет «Спутник по городу Красноярску (1911)» об этой местности: [I]"На запад от города видна Гремячая сопка… Эта сопка, спускаясь полого к равнине, на которой расположен город, образует покатость – Афонтову гору. Простирается она с С на Ю, от правого берега р. Большого Бугача (правы приток р. Качи) до высокого спуска у железнодорожного моста. На самом спуске построена дача известного библиофила Г. В. Юдина. … Афонтова гора, состоящая преимущественно из лесса (морской кирпичной глины), долгое время доставляла превосходный материал для выделки кирпичей и потому вся она в нижней своей части была занята кирпичеделательными строениями. С проведением железной дороги и занятием Афонтовой горы постройками Николаевской слободы кирпичное производство здесь прекратилось.
Именно здесь, на Афонтовой горе, известный красноярский ученый Ив. Тим. Савенков нашел громадный материал каменных и костяных орудий палеолита и неолита, а также массу костей древних животных."[/I] В наше время раскопки продолжаются на южном и северо-восточном склоне Афонтовой горы, недалеко от усадьбы Юдина (стоянка Афонтово-2).
Еще немного истории. Поскольку слободу населял исключительно рабочий люд, неудивительно, что здесь проходили маевки, массовки, находились конспиративные квартиры как в 1905 году, так и в 1917. Например, нелегальные собрания рабочих в 1905 г. проходили в доме на Марата 13/ Парадовского 17, где жил участник декабрьского восстания 1905 г., а также столбист П.А. Пожарницкий. В доме по ул. Труда, 29 рабочего ж.-д. мастерских Скрунде при Колчаке располагался склад оружия и боеприпасов для снабжения партизан Енисейской губернии.
После революции Николаевскую слободу переименовали в "Слободу III Интернационала" (см. карту 1924 г.), однако никто ее так не называл:
Сначала мы шли по улице Ленина. Вдруг кто не знает: за линией железной дороги практически все продольные улицы центра города продолжаются (Ленина, Красной Армии, Маркса, Бограда, а Мира становится Советской). Здесь есть такой вот удивительный домик с суперским абажурчиком:
Закоулочки:
Пожарная часть здесь давно есть. Здание довольно старое:
По соседству с николаевской улицей Ленина (точнее на ней) растут современные дома:
Встретили пару голубятен, причем даже с резьбой:
Вот что пишет Рожденный в СССР, выросший в Николаевке: [I]Одноэтажные деревянные дома, как правило, на несколько квартир. Двухэтажный дом считался высоким и назывался почему-то бараком, хотя квартиры в нем могли быть довольно приличными. Дворы не очень большие, но в каждом обязательно находилось место для всякой полезной растительности. Жители Николаевки умудрялись выращивать и помидоры, и чеснок, и укроп, и всякие там анютины глазки, георгины-гладиолусы. И практически в каждом дворе были собаки - Шарики, Бобики, Трезоры - разномастные и разноразмерные, от формата той-терьера до волкодава. Еще отличались николаевские дворики стайками, так назывались небольшие дощатые сараюшки. Это были острова сокровищ, сколько там имелось нужных и ненужных вещей! Причем критерии оценки полезности каждой конкретной вещи у нас, пацанов, и взрослых существенно разнились.
Система николаевских улиц была проста и строга. Пересекались они в подавляющем своем большинстве перпендикулярно, разбивая постройки на прямоугольные блоки именуемые кварталами. Названия не отличались разнообразием. Обычно они носили имена "героев Октябрьской революции" или связанных с этой самой революцией событий: улица 1905 года, улица Парадовского, Луначарского, Спартаковцев, Копылова, Менжинского. Но бывали и совсем другие названия - улица Пушкина, Гоголя. Я вырос с этими названиями и совсем не задумывался, что они означают. Мне было все равно. К чему забивать себе голову такими проблемами, если есть более интересные дела. Николаевские улицы утопали в зелени. Высоченные тополя, раскидистые клены вырастали там, где им вздумается. Около каждого дома, в палисадничках, кое-кто высаживал рябинку, березку, а уж о сирени говорить и не стоит... В общем, поиграть в каких-нибудь там "партизан и немцев" было милое дело. Причем все сразу были партизаны, а немцы... А немцы были воображаемыми.[/I]
В этих воспоминаниях есть еще и о Николаевском парке, и о кинотеатре «Ударник» и о разных торговых точках района (см. ссылку выше).
Дом, где живет бабушка нашей Оли, расположен в районе улицы Волочаевской. Как известно, по этой улице будет съезд на будущий четвертый автомобильный мост. И этого дома наверняка не будет:
Единственный встреченный нами относительный новодел:
Такое больше не видели тоже:
Зато постоянно по ходу прогулки открывались такие вот красоты:
Улица Байкитская нам понравилась больше всего:
А потом мы свернули на Юбилейную, идущую вниз:
В тупике Юбилейной живет очень колоритный двухэтажный дом, для всеобщего обозрения выставлена коллекция колес (см. слева):
Забор дома вот-вот обрушится:
В этом же тупике - Краслесмаш, куда мы заглянули через забор:
Жители Николаевки украшают улицы кто как может:
Здесь бродит множество собак. Но, кажется, собаки не живут в норах:
С1904 по 1912 годы на станции «Красноярск» возводилась каменная церковь во имя Спаса (не сохранилась). А это вид с Афонтовой горы на Храм Святого апостола и евангелиста Луки близ железнодорожной больницы (освящен 6 июня 2004 г.):
Юдинская дача совсем рядом:
Около ж.-д. моста:
Немного прошлись в сторону мелькомбината:
На берегу Енисея у железнодорожного моста к 1905 году была выстроена каменная двухэтажная больница для рабочих и служащих дороги. Один из старых корпусов:
Возле Храма Святого апостола и евангелиста Луки наша прогулка закончилась: