Ростов Великий: Часть III. Где менял профессию Иван Васильевич?
Как вспоминает кто-то из участников съемок, «в старинном русском городе … группа иностранных туристов осматривала древний Кремль. Вдруг мимо промчались всадники в кафтанах и с бердышами в руках. Туристы, конечно, ехали за «рашен экзотик», но не до такой же степени. Были в группе и элегантные старики из бывших белогвардейцев – приехали взглянуть на Родину. По-русски понимали, и поэтому, когда всклокоченный стрелец заорал: «Живьем брать демонов!», один старичок схватился за сердце и прошептал: «Боже, неужели опять революция?!». А это были съемки последнего по-настоящему гомерически смешного фильма Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».
О кошках и птичках Дома нам встречались в основном, сероватые и обшарпанные. Но порой внезапно глаз останавливался на вот таких вот потрясающих изразцах:
Ближе к центру многие дома могли похвастаться изысканной окраской:
Или оригинальной конструкцией – почти что флорентийская башня на российский манер:
Или тонким кружевом наличников:
Правда, довольно странна манера забивать фанерой окна нижних этажей – встречали ее в Ростове не раз. Из-за этого окна приобретают немного сюрреалистический вид – оправа без содержимого, рама без зеркала:
Жители Ростова очень любят животных. Например, если кому-то нужен котенок, он может обратиться за ним на улицу Урицкого или на улицу Энгельса. Надпись об этом трудночитаема, в стиле берестяных грамот – ну, настоящий любитель котят разберет.
Еще больше повезло птичкам. Для них всегда готов свежий корм в кормушке из серии «очумелые ручки».
Заплатив всего 10 рублей, можно попасть на территорию Ростовского Кремля. Он поддерживается в гораздо лучшем состоянии, по сравнению с Борисоглебским. Но проигрывает ему в какой-то «правдивости». Может быть, зря его выкрасили в такой странный розовато-свекольный цвет?
Основной ансамбль Кремля складывался не при ростовских князьях, а во время, когда Ростов был центром богатой Ростовской митрополии. Не случайно главная часть Кремля так и называется - Митрополичий двор.
Как всегда, несколько фактов [I]Факт первый.[/I] Главный собор Кремля – Успенский. Здание, которое мы видим сейчас – пятое из существовавших на этом месте. Предыдущие все сгорали. Этот был построен в XVI века, предположительно – итальянскими зодчими. Реставрируется.
[I]Факт второй.[/I] Все основные постройки Кремля были сделаны во время митрополита Ионы. Из простой крестьянской семьи, из деревни с непростым названием – Ангелово, в юности он постригается в монахи, и в двадцать лет он становится настоятелем Белогостицкого монастыря под Ростовом. В сорок пять патриарх Никон делает его митрополитом Ростовско-Ярославским. Когда Никон ссорится с царем и уезжает в ссылку, Иона становится местоблюстителем Патриаршего престола. Однако, как-то раз, во время внезапного приезда Никона в Москву, он подходит к нему под благословение и за одно это выходит у Алексея Тишайшего из доверия. Его отправляют обратно в Ростов, где он и строит свой владычный двор, который должен стать земным прообразом райского града.
Чуть было не ставший патриархом, Иона устроил у себя в ростовской ссылке все, как в московском Кремле. В Вербное воскресенье он мог, как и патриарх, выходить из своих Спасских ворот (в Ростове – Святые ворота), садиться у храма Входа в Иерусалим на осляти (в Москве – придел Входа в Иерусалим в Храме Василия Блаженного) и следовать к Успенскому собору.
В прошлом году это действо было повторено в Ростове впервые с XVII века. Выглядело это вот так (фото отсюда):
Правда, вместо трогательного осляти – обычная лошадь. Так надо?
[I]Факт третий.[/I] Но в массовом сознании если что-то и связано с Ростовским Кремлем, так это комедия Леонида Гайдая по пьесе Михаила Булгакова.
К сожалению, не пересмотрели фильм перед тем, как ехать. Увы! И тем самым потеряли несколько выигрышных ракурсов. Вот лишнее напоминание – интересная поездка готовится заранее.
Тем не менее, и на наших, случайно сделанных фотографиях, можно узнать вот это крыльцо, из которого выбегали Бунша и Милославский (Яковлев и Куравлев). Это крыльцо ведет в Красную палату - она же – Палата для пришествия великих государей, так что в фильме все выдержано.
Сбегают герои и из другого крыльца, которое ведет из Церкви Иоанна Богослова. Сейчас на него навели розовый глянец. Кстати, на наших глазах из него вышел какой-то исторический персонаж, и заспешил по своим делам, поднимая подол форменной царской одежи.
На эту звонницу герои вбегают, продолжая спасаться от погони и запутываются в колокольных веревках. Она не изменилась.
Отсюда, с Соборной площади, от Церкви Воскресения, отправляются стрельцы выбивать Крымского хана (собаку!) с Изюмского шляха. У нас эта площадь снята с другой стороны, от ворот, ведущих из Кремля.
А вот и эти ворота. На нашем фото они – изнутри. А вот – вид снаружи. Стрельцы бодро выезжают на дорогу. Виден бутафорский частокол. А решетка на воротах настоящая, сейчас она та же самая.
А это упомянутая уже Церковь Воскресения, но с другой стороны – здесь стрельцы пытаются штурмовать ее во время бунта. Мы ее не сняли с этой стороны общим планом, поэтому фото, единственное из современных видов ростовского Кремля, взято отсюда (спасибо автору и за скриншоты кадров из фильма!).
Зато мы застали около этой церкви удивительное произведение древнерусского, можно даже сказать – архаичного, искусства: Снежную Бабу. Сморите, как ее пропорции гармонируют с нишей в стене!
О ростовской кухне До обратной электрички оставался час, мы продрогли и хотели быстренько перекусить. Кафе, вроде бы, виднелось вокруг полно. Но в первом, в которое мы зашли, шумели дети, и нам не понравилось. Второе показалось слишком пафосным. В третьем, отнюдь не пафосным, нам сказали, что любое блюдо, включая разогретые сосиски, нам подадут не ранее, чем через полчаса (по реальному опыту, это означает минимум 45-50 минут). Четвертый пункт общепита, ресторан, найденный по путеводителю, оказался запертым на засов без объяснения публике причин. Мы уже с тоской вспоминали кафе с шумными детьми, но вот засада – мы ушли от исторического центра в сторону вокзала, и время неумолимо сокращалось.
Печально мы брели по лужам, и вдруг – о чудо! В таком вот неказистом на вит домике мы нашли кафе с дальнобойщицки-контрабандистским названием «На Окружной дороге».
За 10 минут нам приготовили там порцию отличной солянки, с лимоном и маслинами, две порции мантов, сто грамм водки и бокал разливного пива. Счет составил 289 рублей.
Сытые и довольные, мы погрузили себя в электричку.
P.S. Что интересно. Подходишь к вокзалу ты в городе Ростове Великом. Так гласит надпись на фасаде (фото из Интернета – не догадались сами снять):
А уезжаешь – уже из города Ростова Ярославского. Так написано на стороне, обращенной к путям:
Все-таки наша железная дорога – государство в государстве! Как хочет, так города и называет!
Начало и окончание прогулки: Железнодорожная станция «Ростов Ярославский». Длительность: 6 часов. Герои прогулки: затворник Иринарх, граф Н.П. Шереметев и Полина Жемчугова. Фильм: «Иван Васильевич меняет профессию». Бюджет прогулки на 2-х человек: 2250 руб. (включая солянку).
Литература: 1. Переславль и Ростов: Путеводитель. М.: Афиша, 2008. 2. Глушкова В.Г. Путешествие из Москвы в Ярославль. М: Вече, 2007. - (Исторический путеводитель).