Хотя ХХ век уничтожил 90% русских деревянных храмов, их по-прежнему много. В ближних окрестностях Архангельска находится 3 деревянных церкви: в селах Рикасово, Лявля и Ижма. В первых двух я успел побывать, их сегодня и покажу. Начнём с Рикасова (ударение на 1-й слог), которое расположено всего в 4км от центра Архангельска.
Северные деревянные храмы бывают нескольких типов. Часовни - характерны для деревень; церкви - для сёл; для сельских "агломераций" были характерны погосты-тройники - две церкви (летняя и зимняя) и колокольня. "Полных" деревянных тройников когда-то было около 100, ныне их можно пересчитать по пальцам одной руки. Один из таких тройников есть в селе Нёнокса в 40км от Северодвинска - но Нёнокса находится в закрытой зоне ракетного полигона (слава Богу, в той его части, ОТКУДА стреляют). Более распространенное в наши дни явление - полудеревянный погост, то есть где одна церковь деревянная, а другая каменная. Таковым и примечательно Рикасово, а точнее Заостровье (ударение - ЗаострОвье) - "куст деревень", то есть село-агломерация.
Погост включает две церкви - каменную Михаила Архангела (1773) и деревянную Сретенскую (1683).
Извиняюсь за размер и качество - более удачного кадра из окна автобуса на большом зуме в утренних сумерках снять не удалось. Погост в Рикасово виден издалека: с железной дороги между Исакогоркой и Архангельском, с автодороги на подъездах к мосту. Из Заостровья хорошо видны архангельские Высотка, телемачта и дым над трубами ТЭЦ. Ходит сюда городской автобус, от трассы Архангельск - Северодвинск до церкви всего 4 километра, и не совсем даже понятно, почему Исакогорка или Цигломень - части Архангельска, а Заостровье - нет.
Как уже говорилось, Заостровье - это "куст деревень", на Севере явление довольно частое. В обширном селе деревни фактически играют роль кварталов, а точнее, даже улиц - ведь нормальная северная деревня строилась в одну улицу. По деревням тут и нумерация домов. Размеры Заостровья впечатляют - от самой дальней деревни до Рикасова ехать минут 10.
В селе имеются очень интересные рублённые остановки:
По Заостровью проходит несколько автобусных маршрутов, но у всех конечная - Морской-Речной вокзал в Архангельске. И даже несмотря на близость областного центра, село не сильно испорчено дачами - во всех его деревнях много традиционных изб.
Рикасово - вид от остановки.
Михаило-Архангельская церковь над избами:
И просто пейзажи Рикасово - деревеньки в одну улицу:
Памятник деревянного зодчества "дача богатого горожанина, конец 20 - начало 21 века".
Центральная часть деревни:
Вид от погоста:
Вид на погост - Михайло-Архангельская церковь здесь кажется непропорционально гигантской:
Обратите внимание - церковь лишена апсиды. О причинах такого решения ничего не известно. Вид спереди:
Вид сзади:
Очень нестандартная архитектура для 1770-х годов. Такой своеобразный историзм далекого прошлого, уже не древнерусская церковь, но еще и не классицизм. Ныне церковь действующая:
Сретенская церковь старше своей "напарницы" на 90 лет. Полудеревянные погосты возникали от того, что в те времена не было ни отопления, ни климатизации... поэтому в просторных и холодных каменных церквях служили летом, зимой же практичнее были маленькие и теплые деревянные церкви..
Сретенская церковь по своей конструкции "кубоватая", то есть в ее основе прямоугольный сруб. У русских деревянных церквей не было разделения по стилям - только по типам: клецкие (двускатная кровля), шатровые, ярусные, кубоватые - причем со времен Киевской Руси и до 18 века их архитектура менялась очень незначительно.
Необычное завершение - результат запрета на "языческий" шатёр патриарха Никона в конце 17 века: шатровая архитектура остановилась в развитии (строились только шатровые колокольни), но зато начался поиск формы, итогом которого стала церковь в Кижах.
В некотором роде Сретенская церковь - ее дальний прототип, одна из первых попыток найти замену шатру.
Ныне Сретенская церковь заброшена. Как и всюду на Севере, она постоянно под угрозой пожара или обрушения. Эти кадры в любой момент могут стать "историческими".
И все же два храма - черный деревянный и белый каменный здорово смотрятся в паре. Очень разные - и в то же время очень похожие.
От ворот Михайловской церкви начинается следующая деревня-улица Пуново, и поодаль видны гигантские избы - дома-дворы, ведь у крестьян на Севере и жилье, и почти все хозпостройки находились под одной крышей. А как результат - северные избы крупнее многих городских зданий.
О северных избах и многом другом - в следующей части, где я кратко расскажу о музее деревянного зодчества Малые Корелы и подробно - о похожем на описанный тут полудеревянном погосте в деревне Лявля.