"Он никогда не переставал работать. Он всю жизнь работал. Кусевицкого сделал труд". Артур Рубинштейн.Сергей Александрович Кусевицкий был человеком многих ипостасей. Главных было три - контрабасист-солист, дирижер, общественный и музыкальный деятель. Три ипостаси – три славы.
Когда мы были на могилах семьи С.А Кусевицкого, меня удивило, что его захоронение как бы объединяло в себе разные конфессии: христианскую, иудаистсткую, а захоронение мы увидели на протестантском кладбище маленького городка Lenox, Massachusetts неподалеку от города Тэнглвуда, МА, сыгравшего такую важную роль его в судьбе.
Краткие штрихи биографии: - Родился 14 (26) июля 1874 в Вышнем Волочке. С 1900 по 1924 выступал как контрабасист и дирижировал в России и в странах Европы; затем, в 1924 стал дирижером Бостонского симфонического оркестра.
С 1936 по 1950 (с перерывом в годы войны 1942-1944) Кусевицкий дирижировал Бостонским оркестром на Беркширском музыкальном фестивале в Танглвуде (около Ленокса, шт. Массачусетс). Благодаря его усилиям в 1940 был создан Беркширский музыкальный центр - летняя музыкальная школа, связанная с фестивалем.
В 1942 начал свою деятельность Фонд Кусевицкого, одним из направлений которого была поддержка современного творчества путем заказов новых сочинений американским (и зарубежным) авторам. Как дирижер Кусевицкий был известен, с одной стороны, своими интерпретациями русской, французской и американской музыки, а с другой - частым включением в программы премьер одаренных молодых композиторов.
Умер Кусевицкий в Бостоне 4 июня 1951.
Трудно переоценить значение С.А.Кусевицкого, его роль, для внесения в международную музыкальную культуру русской симфонической музыки. Он - основатель «Российского музыкального издательства» , где впервые были опубликованы партитуры многих сочинений С.Рахманинова, А.Скрябина, С.Прокофьева, И.Стравинского. С собственным оркестром, выступая с их произведениями, успешно концертировал в Европе. - Именем Кусевицкого названа малая планета (1799 Koussevitzky). - Среди учеников Кусевицкого был Леонард Бернстайн. - В 1995 году в Рахманиновском зале Московской консерватории прошел 1-й Международный конкурс контрабасистов "Памяти Кусевицкого". - Сейчас в Санкт Петербурге работает Академия контрабаса им. Кусевицкого http://bassacademy.ru/index.php?option=com_content&task=section&id=2&Itemid=48
Замечательную статью Эрнста НЕХАМКИНА о жизни и творчестве С.А Кусевицкого можно прочитать здесь: http://www.vestnik.com/issues/2002/0626/win/nekhamkin.htm Вот некоторые интересные выдержки из этой статьи. Он родился 26 июля 1874 года в еврейской семье. Отец и мать передали своим детям любовь к музыке. Спустя год после поступления в в Музыкально-драматическое училище произошло знаменательное для Сергея событие: он играл с Чайковским в его доме. Они играли "Анданте кантабиле" из 1-го струнного квартета Чайковского - великий композитор на рояле, юный музыкант на контрабасе. В 1894 году Сергей Кусевицкий с блеском окончил училище и был приглашен в оркестр Большого театра, в котором проработал свыше 10 лет. В 1896 году Сергей Кусевицкий впервые выступил в концертах как солист-контрабасист. Концерты следовали один за другим . И везде его выступления становились сенсацией. 23 января 1908 года состоялся дебют дирижера Сергея Кусевицкого. Под его управлением оркестр Берлинской филармонии играл "Ромео и Джульетту" Чайковского, произведения Танеева, Глиэра, а во втором отделении прозвучал "Концерт для фортепиано с оркестром до минор" Рахманинова, в котором солировал автор, согласившийся участвовать в концерте дебютанта.
Начав с классического репертуара, Кусевицкий все больше и больше обращается к произведениям своих современников - Рахманинова, Скрябина, Стравинского. 16 марта 1909 года состоялось официальное открытие нового "Российского музыкального издательства". Именно здесь были впервые опубликованы "Петрушка" и "Весна священная" Стравинского, многие сочинения Скрябина, Метнера, Прокофьева. После революции большевистский лозунг "искусство в массы" был во многом созвучен его просветительской деятельности, и он продолжал активно работать. В мае 1920 года Кусевицкие уехали за границу – навсегда. В Париже Серж Кусевицкий продолжил свою издательскую деятельность, выступал с сольными концертами, изумляя слушателей виртуозной игрой на контрабасе, но главным оставалось дирижирование. В 1921 году Кусевицкий вновь создал оркестр, с которым начал ежегодные циклы "Симфонических концертов Кусевицкого" в парижской "Grand Opera". По своей значимости эти концерты сопоставимы со знаменитыми "Русскими сезонами" Дягилева. Кусевицкий принял участие в постановке опер Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина" в "Grand Opera", дирижировал "Борисом Годуновым" в Барселоне, а спустя несколько лет поставил в "Grand Opera" оперу Прокофьева "Огненный ангел". Слава дирижера Кусевицкого пересекла океан, и в 1923 году он получил предложение на пост руководителя Бостонского симфонического оркестра. В 1934 году в городке Тэнглвуд в живописных Беркширских горах (Массачусетс) был организован летний музыкальный фестиваль. Фестиваль действительно стал выдающимся событием в музыкальной жизни Америки. Здесь, в Тэнглвуде, сбылась давнишняя мечта Кусевицкого: он основал музыкальную академию. Центр стал подлинной музыкальной Меккой Америки. Когда гитлеровские полчища вторглись на территорию Советского Союза, Кусевицкий сказал своему тэнглвудскому ученику, композитору и дирижеру Леонарду Бернстайну: "Лёнечка, теперь Гитлеру конец". Он возглавил Массачусетский комитет помощи России, заявив, что "помочь России - это помочь себе, Британии и всей демократии". Кусевицкий говорил: "Я заявляю о моей вере в человечество, потому что надеюсь на победу России… Мы должны быть благодарны этому великому народу, который через тягчайшие страдания ведет нас к надежде, свету и воскрешению". Весь сбор с концерта был перечислен в фонд помощи России. За 3 месяца до смерти С.А.Кусевицкого состоялся его последний концерт. Он дирижировал Четвертой симфонией Чайковского и Пятой симфонией Прокофьева, как бы посылая прощальный привет далекой родине, о которой как-то сказал: "Я теперь американский гражданин, но я все еще люблю Россию".