Как долго вы принимаете решение, куда поехать отдыхать? Хотите, угадаю ответ? Не меньше того времени, чем длится сам отпуск. И все равно продолжаете колебаться. Не сомневайтесь, поезжайте на Мальту! И тогда в следующем году вам уже не придется ломать голову над тем, какое направление выбрать.
Уютный средиземноморский остров Кипр процветал всегда. Первыми для постоянного местожительства его, согласно древнему мифу, облюбовали боги. Правда, прародители всего сущего на Земле - бог Уран и его жена Гея - были весьма странной парой. Впрочем, киприотов не слишком воодушевляют воспоминания об этой одиозной семейке. Зато они чтят богиню любви и красоты Афродиту, согласно легенде, родившейся из пены морской возле их острова. Недалеко от маленького городка Куклия можно увидеть руины некогда величественного храма Афродиты. Его разрушили сами островитяне и поколения туристов, которые искали мифический клад богини.
Близ города Пафоса, исторической и культурной столицы западной части острова, находится заповедник Акамас. Здесь Афродита, по преданию, оборудовала свою купальню для любовных встреч, и, конечно, ванны Афродиты входят в обязательную программу любых групповых экскурсий или индивидуальных автомобильных путешествий. Существует мнение, что каждый окунувшийся в этот естественный бассейн с ключевой водой обретает красоту на долгие годы. Однако кипрские власти запрещают купаться в священном месте (об этом предупреждает соответствующая табличка), желая, видимо, избавить многочисленных туристов от возможного разочарования. Однако про умывание ничего не сказано, и приезжие, особенно женщины, этим пользуются. На Кипре почти каждый город хранит память о каком-либо знаменательном историческом событии. В Лимасоле, к примеру, в 1191 году король Англии Ричард Львиное Сердце сочетался брачными узами с принцессой Беренгарией Наваррской. Церемония проходила в крепостной капелле замка Колхои, позднее переоборудованного в тюрьму.
Однако самое главное событие в Лимасоле произошло задолго до короля Ричарда и оказало влияние на весь ход истории цивилизации. Дело в том, что, по утверждению местных жителей, именно здесь было изобретено виноделие. Еще царь Соломон в 'Песне песней' прославлял кипрский виноград, а древнегреческий историк и географ Страбон писал о том, что кипрское вино - лучшее в мире.
Здесь считают, что виноградный пресс придумал и подарил киприотам сам бог солнечного света Аполлон, лозу посадила Афродита, а первый виноградарь острова стал ее возлюбленным. Пресс до сих пор работает на винограднике возле деревни. Самый высший сорт кипрского вина - намасское или 'коммандария'. В пьесе Шекспира Марк Антоний говорит Клеопатре: 'Ты сладка, как намасское вино Кипра'.
Курион Развалины античного города Куриона находятся на крутом 70-метровом утесе, откуда открывается удивительно красивый прибрежный пейзаж. В древние времена высокий крутой утес служил не только эстетическим целям, но и являлся непреодолимой преградой для врагов. Древний Курион - самая известная археологическая достопримечательность Кипра, древнейший город, погибший в IV веке от сильнейшего землетрясения. О Курионе упоминал еще древнегреческий историк Геродот. Считается, что поселение Курион за 1200 лет до н.э. основали участвовавшие в Троянской войне греческие воины. Курион был одним из многочисленных городов-государств античного Кипра.
В 1949 – 50 годах во время раскопок в Курионе был обнаружен древний театр. Театр Куриона возвели во II в. до н.э., а спустя 400 лет значительно усовершенствовали и расширили. Первоначально это был относительно небольшой театр, на сцене которого ставились классические трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида, а также комедии Аристофана. Театр вместе с Курионом пережил серию землетрясений в 77 году нашей эры, но был восстановлен и опять расширен до его настоящего размера. Вся конструкция состояла из массивных блоков известняка.
Театр размещал примерно 3500 зрителей, здание театра украшали спиральные колонны. Театр использовался до середины второй половины VI века н.э., пока не был окончательно разрушен землетрясениями. Театр, как и Курион, был заброшен и разворован. Большинство зрительских мест, украшения проходов, великолепная конструкция сцены и удивительная колоннада исчезли. В 1961 году амфитеатр был полностью восстановлен. Несмотря на то, что ему не хватает былого шика, театр вполне функционален. В настоящее время в летние месяцы в театре устраиваются представления греческой трагедии.
Начало заката Куриона, как одного из основных городов-государств острова, по-видимому, положило разрушительное землетрясение IV в., а окончательно люди ушли отсюда в VII в., спасаясь от арабских завоевателей. В середине XIX века огромное количество исторических ценностей было вывезено с острова иностранцами.
На месте бывших домов и римских бань (терм) античного города сохранились удивительные по красоте мозаики. Изображения на них рыб и птиц - символов раннего христианства доказывают, что жители Куриона приняли христианство приблизительно в IV в. н.э.
Интерес так же представляют развалины 'общественного дома' - дома Еустолиуса, датированного VII веком н.э. Комплекс зданий был построен из известняка и насчитывал более 30 различных помещений, включая несколько бассейнов для купания. Сейчас от былого великолепия остались одни руины, но удивительно хорошо сохранились мозаики в залах! Это нечто невероятное – такая красота пережила столько тысяч лет и до нас дошла практически в нетронутом состоянии, несмотря на войны, природные катаклизмы и ход времени! Святилище Аполлона (2 км. от Куриона).
Аполлон в мифах древних греков и киприотов - сын Зевса и Лето, брат Артемиды, олимпийский бог. Одновременно был богом - стреловержцем, насылающим смерть и болезни. Аполлон олицетворял собой Солнце, а его родная сестра Артемида – Луну. Аполлон совмещал много почетных и не очень обязанностей: бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз, покровитель наук и искусств, предсказатель будущего, охранитель стад, дорог, путников и мореходов.
Аполлон Хилатский считался покровителем лесов и лесных зверей и, одновременно, города Куриона. От его милости зависело, как считали древние киприоты, плодородие почвы, чистота воздуха, устойчивость погоды, климат, смена времен года. Святилище Аполлона Хилатского (Sanktuary of Apollo Hylates) не имело той всемирной славы, которой пользовался в свое время храм богини Афродиты в Пафосе. Храм в его честь был выстроен в красивом месте, и на протяжении веков многократно перестраивался. Святилище известно с VII в. до н.э., а то, что можно видеть сейчас, сооружалось в I в. н.э.
Особенно познавательными были для археологов раскопки на месте мусорных канав святилища. Анализ золы позволил сделать вывод, что в жертву богу приносили в основном ягнят. В одну из канав жрецы регулярно сбрасывали подношения верующих, для которых в храме просто не оставалось места: маленькие глиняные фигурки животных и молящихся людей. Чтобы заработать себе на пропитание, жрецы продавали приносимые жертвы и культовые принадлежности, подобно тому, как сейчас в церковных лавках торгуют крестиками и иконками.
Удивительно красивое место приютило этот замечательный памятник: вокруг возвышаются стройные и гордые кипарисы, томно раскинули ветви пышные экзотические деревья и кустарники; гармония царит в этом цветущем 'мире'. Здесь будто оживает природа, здесь всем своим существом ощущаешь погружение в волшебное, сказочное пространство. Здесь воздух изобилует потрясающими ароматами, здесь витает дух блаженства и спокойствия, здесь возникает состояние одухотворенности и возвышенности, здесь Вы чувствуете себя частью всемогущей и прекрасной природы.
Войти в святилище можно либо через западные (со стороны Пафоса) ворота, либо через восточные (со стороны Куриона). Перед малым храмом имеется ряд ступеней, ведущих к месту, где ранее располагался алтарь. На это указывают остатки нескольких колонн в характерном сочетании. Как говорят, приближаться к этому месту и дотрагиваться до алтаря имел право только жрец. Однако были смельчаки (или сумасшедшие, или отчаявшиеся, или может быть что-то иное, непонятное современному человеку, толкало их на роковой поступок), которые все же добирались до алтаря. Их ждала страшная кара. Как утверждает историк Стравон, тех, кто осмелился прикоснуться или приблизиться к алтарю сбрасывали с высоких скал Куриона.
Изображение храма Аполлона тиражировано на множестве открыток и даже помещено, как одна из самых известных достопримечательностей Кипра, на коробке с лукумом.
Петра-ту-Ромиу Гомер повествует в 'Илиаде' о красивейшем цветущем острове Средиземного моря, у берегов которого родилась из пены морской прекраснейшая богиня Олимпа — Афродита. У подножия скалы Петра-ту-Ромиу уже целую вечность бьются изумрудные пенистые волны, — именно здесь вышла на землю 'с улыбкой прелестной Киприда'.
Легендарное место рождения Афродиты получило свое название – Петра-ту-Ромиу - от одного из многочисленных подвигов византийского героя Дигениса Акритаса. Чтобы прогнать сарацинов, пытавшихся овладеть городом, Дигенис, согласно своей привычке, стал бросать в сторону захватчиков огромные каменные глыбы. Одна из таких глыб называется Петра-ту-Ромиу (Камень Грека), она находится именно на том месте, где, согласно легенде, богиня любви и красоты Афродита вышла из пены морской.
Раз искупавшись в волшебных волнах, породивших богиню, влюбленные, если верить преданию, уже никогда не расстанутся. Существует поверье, что если ночью в полнолуние проплыть мимо этого камня, то можно обрести вечную молодость.
Петра-ту-Ромиу - одно из красивейших мест на всем острове. Воздух здесь прозрачен и чист; краски неповторимые, яркие, богатые; пейзаж великолепен! Здесь почти пропадает ощущение реальности, такая нежная, волнующая красота ландшафта кажется эфемерной, хрупкой, как сон, как фантазия ребенка. Побывав в этом замечательном месте, Вы подарите себе незабываемые минуты блаженства, спокойствия, трепетного восхищения.
Замок Колосси Замок Колосси – одна из основных достопримечательностей Кипра. Замок расположен приблизительно в 10 км к западу от Лимассола. А дорога к замку проходит через плантации цитрусовых, обрамленные кипарисовыми аллеями, защищающими нежные апельсиновые и лимонные деревья от ветра. Первоначально, еще в 1291 г., в этих местах обосновались крестоносцы, которых в XIV в. сменили рыцари Ордена Святого Иоанна (иоанниты), более известного в мире, как рыцари Мальтийского Ордена. Иоанниты занимались выращиванием сахарного тростника (бывший сахарный завод расположен в непосредственной близости от замка Колосси) и винограда. Именно отсюда, как считается, пошло знаменитое вино Кипра 'Коммандария'. Название это, собственно, произошло от слова 'Коммандери' – штаб иоаннитов. Затем по названию вина была названа и вся область, в которой это вино производится. Возможно, именно этим вином угощали гостей на свадьбе легендарного короля Ричарда Львиное Сердце и его возлюбленной Беренгарией Наваррской, которые венчались именно в Замке Колосси.
Ныне существующий замок был возведен в 1454 г., при командоре Луи де Маньяке. Трехэтажная башня крепости высотой почти 25 м имеет толщину стен более 2,5 м. Входили в замок по подъемному мосту и сразу попадали в жилые помещения второго этажа. На третьем этаже находились покои командора. Внизу, в подвальных помещениях, были колодцы. Замок внешне выглядит почти как новый – укрепление крестоносцев, возведенное при Ричарде Львиное Сердце, позднее было перестроено. Внутри он совершенно пуст – никаких экспонатов, лишь фотографии и закрытая стеклом, чтоб не царапали, фреска 'Распятие' на стене справа от входа. Впрочем, изрядно поцарапать ее уже успели.
Расположенные на втором этаже пустые покои смотрятся внушительно, хотя и не так естественно, как в замке Лимассола. Из убранства в них только камины с гербами. Воинственность замку придают подъемный мост, по которому, собственно, и попадают в него, остатки рва, резной каменный балкон и гербы Лузиньянов и Иерусалима на фасаде. Во дворе замка обращают на себя внимание гигантский кипарис и раскидистое, корявое от старости дерево махаэриум. На крыше устроена смотровая площадка – отсюда хорошо видны поля, виноградники, апельсиновые плантации и дорога, по которой вы прибыли, а за ними – море и Лимасол.
Монастырь Киккос Одним из самых красивых и почитаемых на Кипре монастырей является монастырь Киккос. На почти отвесном склоне располагаются постройки богатейшего монастыря Кипра, который пережил за 900 лет своего существования все невзгоды и радости, выпавшие на долю жителей Кипра. У монастыря были свои владения даже на черноморских берегах, а на Кипре монастырь и по сей день является крупнейшим землевладельцем. Говорят, что разграбившие монастырь турки увезли отсюда в 1821 г. золотые и серебряные изделия на 16 верблюдах. Необычна история возникновения монастыря. Однажды византийский наместник Кипра Мануил Вутомитис, охотясь в Троодосе, заблудился и долго бродя по лесу встретил старого отшельника Исайю. Повелитель спросил у старика, где он находится и как ему вернуться в столицу, но отшельник, удалившийся от мира, ничего не ответил. Наместник разгневался и ударил божьего человека. Вернувшись домой, Мануил Вутомитис внезапно заболел 'шатикой' (разновидностью паралича) и тогда вспомнив, как обошелся с отшельником, послал подданных в горы с поручением привести его. Как только Вутомитис попросил прощения у Исайи - от болезни не осталось и следа. В качестве награды отшельник взял слово с Вутомитиса о том, что он должен привезти из Константинополя священную икону Богородицы - одну из трех икон, написанных апостолом Лукой при жизни самой Богородицы. Эта икона является своеобразным 'портретом' Девы Марии.
Долгое время Вутомитис не решался выполнить его просьбу, так как был уверен, что Император Византии никогда не расстанется со столь ценной реликвией. Однако, в конце концов, он отправился в Константинополь, взяв отшельника Исайю с собой.
В то время, когда они находились в Константинополе и размышляли, как убедить Императора передать священную икону Кипру, случилось следующее. Единственная дочь Императора заболела той же болезнью, которая ранее поразила Вутомитиса. Врачи оказались бессильны, девушка оставалась прикованной к постели. Тогда Вутомитис предстал перед Императором и поведал ему, как сам излечился от этой болезни.
Отшельник Исайя немедленно был доставлен к Императору и после его горячей молитвы дочь Императора полностью выздоровела. На радостях Император предложил монаху любое вознагражденье, но Исайя лишь повторил свою просьбу. Византийский Император не хотел расставаться с иконой Богородицы и искал предлога оставить ее у себя. Но когда и его поразила та же болезнь, ему пришлось выполнить то, о чем просил отшельник.
Император отослал Вутомитиса и Исайю на Кипр с обещанием прислать бесценную реликвию. Тем временем сам пригласил художника, чтобы сделать копию иконы. Когда во сне ему явилась Богородица, он понял, что необходимо отправить на Кипр оригинал и также послал деньги на строительство монастыря специально для этой иконы.
Монастырь был построен в лесах Троодоса, именно в том месте, где Вутомитис встретился с отшельником Исайей. С величайшей предосторожностью священную икону перевезли в монастырь Киккос, где она хранится по сей день. Икона Богородицы, которая находится в монастыре Киккос, обладает чудодейственной силой. Всякого, кто приходит к ней с верой, она исцеляет. Это ее чудесное свойство привлекает сюда многих паломников не только в дни празднования Рождества и Успения Богородицы. В 1795 г. икона получила серебряный оклад, закрывший изображение, и с тех пор его никто не видел. Говорят, что святость образа настолько велика, что не всякий человек может это выдержать.
Монастырь Ставровуни В 37 км от Ларнаки на вершине высокой горы находится монастырь Ставровуни. Монастырь был основан в IV в. н.э. матерью императора Константина - Еленой. Она также подарила монастырю кусочек креста, на котором был распят Христос. Женщины в монастырь не допускаются. Существует легенда, что место постройки монастыря указал сам Господь. Ранней весной 327 года римский корабль попал в сильнейший шторм у южного побережья Кипра. Начинало темнеть. Кормчий и два его помощника едва сдерживали руль, с тревогой всматриваясь в темноту в поисках гавани, в которой можно было бы укрыться от шторма. Ничего подходящего не было. Корабль был на грани того, что бушующее море выбросит его на скалы острова. В этот момент кто-то настойчиво потряс кормчего за плечо. Он в раздражении обернулся и увидел одного из гвардейцев личной охраны императрицы Елены, которая была пассажиркой этого корабля. (Елена - мать императора Константина, возвращалась в Рим после паломничества в Палестину).
- Императрица велела сказать тебе, что она помолилась Господину нашему Иисусу Христу и дала обет основать на Кипре, монастырь и пять церквей, в случае, если Господь нас спасет во время этого шторма. И велела передать, что знает точно, что ее молитва услышана.
Кормчий хотел что-либо ответить на это, но в это время его помощник закричал: 'Земля! Земля! Вижу гору!' Вместо какого-либо язвительного замечания кормчий велел передать императрице, что Господь услышал ее просьбы и можно считать, что они спасены. Корабль скоро будет в безопасности. Кормчий очень хорошо знал это место, там можно укрыться от шторма в устье реки, которая впадает в море около горы Олимп.
Согласно легенде так состоялась прибытие на Кипр Святой Елены, совершавшей длительное паломничество на Святую Землю. В Иерусалиме она организовала раскопки на Голгофе. Руководствуясь библейскими текстами и некоторыми другими историческими источниками, удалось найти место захоронения Христа и даже крест, на котором Иисус был распят. Перед возвращением в Рим Елена велела распилить крест Господа на две части и половину его взяла с собой. Взяла она также и крест раскаявшегося и прощенного Господом разбойника Диаса.
На подходе к Кипру, во время шторма императрице приснился чудесный сон, в котором ей явился Ангел и сообщил волю Господа - построить монастырь и оставить в нем часть Животворящего Креста Господня. Наутро выяснилось, что крест разбойника Диаса исчез с корабля самым таинственным oбразом. А к вечеру путешественники, увидев чудесное сияние вокруг горы Олимп, отыскали на самой вершине руины языческого храма и, непонятно каким образом, оказавшийся там крест Диаса. Так Господь указал место постройки монастыря Ставровуни. Сама гора с того времени называется 'Крестовой' (по гречески 'крест' - ставрос).
Куклия В деревне Куклия, построенной на развалинах древнего Палеа Пафоса, находится самое важное в древнем мире святилище Афродиты. О нем упоминал древнегреческий историк Гомер. Сюда стекались тысячи паломников. Местные верования предписывали женщинам в честь Афродиты хотя бы раз вступить в половую связь с незнакомым мужчиной. Считается, что именно в храме Афродиты и происходили массовые оргии. Традиция столь необычного способа поклонения богине была сведена на нет только в IV в. н.э. с утверждением христианства с его более строгими моральными принципами. Храм постепенно разрушился. При Лузиньянах камень из его стен использовался для строительства сахарных заводов. Здание состояло из двух частей: южная - была построена римлянами на руинах сооружения бронзовой эпохи и представляла собой стену, окружающую святое место с находящимися там алтарями и крытым залом. Другая часть, восстановленная в I в. до н.э. после землетрясения, включала в себя несколько залов и открытый двор. От этой части здания мало что сохранилось: несколько оснований колонн, часть фундамента и некоторые участки мозаики римской эпохи.
На этой территории были обнаружены маленькие статуи и керамические изделия, хранящиеся сегодня в археологическом музее Куклии. Музей расположен в замке, построенном Лузиньянами. Наибольший интерес посетителей вызывают, как правило, черный полированный камень фаллической формы (символ Афродиты, любви, плодородия) и уникальная коллекция кипрских силлабических и греческих надписей.