Мы только что вернулись из Йемена. Изначальный план состоял в том, чтобы повидать русских друзей, которые работают в Сане, скататься на остров Сокотра в поисках безлюдных пляжей и местных эндемиков и встретиться с моей йеменской однокурсницей по Лондону. Решаясь на поездку, я имела смутные представления и еще более неоформленные ожидания от страны, что сыграло со мной блестящую шутку: случилось лучшее путешествие с момента греческих открытий в 2006.
Т.к. мозг переполнен информацией, способ путешествия был необычен и Йемен очень отличается от всего, что я видела до этого, я намерена осветить все десять дней по отдельности: с бытовыми деталями, историческо-культорологическими описаниями и, конечно же, фотографиями. Думаю, впоследствии, эти описания можно будет использовать как мини-путеводитель для тех, кто захочет поехать в Йемен.
Приготовления к поездке: Нам было известно, что в Йемене орудуют террористы, на Сокотре могут быть малярийные комары, а одежда как мужчин, так и женщин должна прикрывать плечи и ноги. Если пошерстить Интернет, то можно наткнуться на массу историй о захваченных или расстрелянных на месте автомобилях с иностранцами. Видимо, поэтому компания, в которой работает наш русский друг Дима, запрещает сотрудникам выезжать за пределы Саны на автомобилях. Именно этим и был обусловлен наш маршрут по воздуху: Сана - Сокотра - Сана. Воздушное сообщение обеспечивается местной авиакомпанией Yemenia Airway и бюджетными авиалиниями Felix Airways. Однако, как иностранцу, вам придется выложить полную стоимость билета и во втором варианте: перелет на Сокотру и обратно обошелся нам в 210 USD. Если же желание путешествовать по Йемену по земле непреодолимо, то нужно получить специальное разрешение в полиции или купить специальный туристический тур на внедорожнике с пулеметом на крыше за цену, доходящую до 2000 USD. Туры пользуются популярностью среди итальянских, французских и корейских туристов. :) Проблему с малярией нужно решать заранее. Примерно за неделю до попадания в регион возможного заражения нужно выпить таблетку лариама. Другой, более легкий исходя из побочных действий, препарат "маларон" в нашей стране незарегистрирован и в продаже не доступен. Лариам стоит примерно 1200 рублей, насчитывает в пачке 8 таблеток, пьется раз в неделю. Если почитать инструкцию, то можно обнаружить много серьезных побочных эффектов: от панических аттак до лихорадки. Должна сказать, что часть из нас ощутила на себе последствия от лариама, однако чаще все это были кратковременные проявления, которые вызывали много шуток. Комары, при этом, попались нам лишь однажды в горах, маленькие, писклявые - не чета нашим болотным. И хотя нас никто особенно не кусал, нам встретился турист, который, по его словам, был атакован роем кровососущих. Мужчина был очень впечатлен. Одежда. В Сане необходимо закрывать руки и ноги. Носить платки женщинам не обязательно. На острове в пределах городов хорошо бы соблюдать те же правила, на природе - носите, что хотите. В случае неприкрытых конечностей вы вряд ли услышите недовольный комментарий, но чувства местных жителей оскорбите. А это, по меньше вере, невежливо. Виза. Россиянам нет необходимости оформлять визу в Йемен заранее. На границе штампуют красивую фиолетовую наклейку за 60 USD сроком действия 30 дней. Ходят слухи, что с осени виза станет для нас бесплатной. Нужно также помнить, что если в вашем заграничном паспорте есть свидетельства о пребывании в Израиле, то в страну могут и не пустить. Так, один из наших спутников, имел пару красных штампиков на одной из страниц. Узнал о правиле накануне и ничего больше не придумал, как склеить паспортные страницы сахарной водой. В итоге, шесть КПП пройдено на "ура", страницы так и не расклеились. :) Перелет. Дешевле всего лететь, конечно же, из Москвы. В порядке возрастания цены имеются следующие авиакомпании: Egypt Air, Qatar Airways, Turkish Airlines, далее уже примерно одинаково дорого, если нет акции. *** Забегаем вперед: сугробы из песка на Сокотре.
День 0. Expats' Life День прилета в Сану назван мною "нулевым" вследствие того, что был практически полностью посвящен подготовке путешествия на Сокотору. Для этого мы встретились с владельцем турфирмы по имени Номан. На хорошем английском парень обрисовал наш шестидневный вояж в очень общих чертах. Изначальная цена незначительно увеличивалась с каждым нашим дополнительным вопросом: стоянки в кемпинге не входят в общую стоимость, хотите спать на матрасах - еще 5 долларов с человека в день и т.д.
Спустя час переговоров, мы сошлись на 140 USD с человека за шесть дней. В эту сумму вошли следующие пункты: - аренда автомобиля с водителем. Для информации: аренда автомобиля с водителем стоит в день от 50 до 70 USD. Можно также нанять гида. Если есть место в машине и свободные деньги, соглашайтесь. Те гиды, с кот. нам удалось пообщаться во время стоянок, производили очень приятное впечатление и хорошо говорили на иностранных языках (англ, франц, нем, итал, испанск.) - готовка еды. Наш водитель Нуродин оказался отменным поваром, которого неустанно нахваливали все местные, хотя к пятому дню от добавлямых в еду гвоздики и кардамона уже было не по себе. - аренда матрасов - поролоновых подстилок в матерчатых чехлах.
Все остальное оборудование - спальники, палатки, посуда - были наши собственные. Кроме того, согласно Номану, еду для Сокотры нужно купить здесь, в Сане, т.к. Сокотрийские магазины на порядок дороже местных. Это происходит по причине того, что товары завозятся по морю, просторы которого патрулируют сомалийские пираты. Чтобы груз был доставлен в целости и сохранности через Аденский залив, суда должны быть сопровождены вооруженными катерами. Отсюда увеличение себестоимости продуктов.
*** Из первых впечатлений стоит отметить головную боль, сумасшедшее дорожное движение и внешний облик местных жителей.
Головная боль, скорее всего, была вызвана перепадом давления. Сана находится навысоте 2200 метров над уровнем моря, где давление насчитывает всего 590 мм рт.ст. Вследствие понижения атмосферного давления происходит понижение давления кислорода в атмосфере и воздухе легких. Люди переносят такие перемены по разному. Хотя мы, конечно, шутили, что все это - происки лариама. :)
Правил дорожного движения нет! Чтобы получить водительские права в Йемене, нужно закончить курсы длящиеся, по информации из разных источников, от двух до семи дней. Затем ты садишься и рулишь. Тут в порядке вещей разворот через двойную сплошную или езда по встречке, если так удобнее повернуть налево. Здесь перевозят пассажиров в ковшах экскаваторов, на крышах автомобилей. Количество пассажиров ограничено лишь вместимостью автомобиля! Но что приятно: весь этот хаос подчинен правилу вежливости. Тебя всегда пропустят, если тебе нужно быстрее. При этом еще улыбнутся и песню споют. Было и такое :)
Про одежду жителей будем смотреть картинки. В такой одежде ходят более 90 % местных жителей. Это не карнавальные костюмы, а повседневная одежда. Женщины носят абайю, а мужчины джамбии - кинжалы на поясе. Кинжалы тупые и используются для танцев:
***
Задачка "Запад-Восток". Дано: Очень многие русские, настрадавшись от хамства, бедности или непризнанности, стремятся построить более счастливую жизнь на Западе. Существует некая иллюзия устроенного, безопасного мира, в котором непременно все будет хорошо. И у многих, действительно, все хорошо. Не хорошо у тех, кто решив вопрос безопасности, не решил вопроса статуса. В Западном мире хватает своих специалистов, и они говорят на языке страны пребывания на порядок лучше, в этой связи конкуренция ужесточается, а статус наших героев понижается. Решение: так почему бы не поехать на "Восток"? К примеру, наш друг Дима работает геофизиком в местном отделении Total. За это ему полагается большая зарплата, бесплатная квартира и личный транспорт. К Диме обращаются Sir Chizhov, а к его жене Ире - Madam. Ира рисует, играет в теннис и учит арабский. Выходные и отпуск (оплачиваемый для всей семьи) можно проводить в близлежащих странах. Издержки: придется потерпеть уличную грязь, угрозу терроризма, несовершенную медицинскую систему, небогатую культурную жизнь и др. Результат: качество жизни может улучшиться по сравнению с российским, расширяется кругозор и понимание мира в процессе сравнения западной и восточной реальностей, появляется возможность к саморазвитию (новые увлечения, изучение иностранного языка) и др. Появляется шанс стать более интересным и разносторонним человеком.
День 1. Welcome to Socotra Felix Airways является авиакомпанией, которая оснащена новыми самолетами, канадскими пилотами и забавной системой маршрутов. Например, если вы летите в воскресенье, как мы, то самолет сделает посадку в портовом городе Аден, выпустит часть пассажиров, загрузит новых и полетит дальше на Сокотру. В пятницу та же история происходит с городом Муккала. В другие дни на остров по воздуху не добраться. Что удивительно, наши продукты, аккуратно упакованные в коробки, Felix Airways доставила в целости и сохранности. Оставалось только купить воды.
Наш водитель Нуродин - в прошлом водитель при Посольстве ОАЭ - честно ждал нас в аэропорту столицы острова Хадибо. Нуродин произвел впечатление очень дружелюбного и внимательного парня. Он улыбался и практически не понимал английский. Хотя, как ни странно, это почти не мешало нам все последующие дни.
Вода, как и все остальное, закупается на острове, где проживает 45 000 человек, в основном в двух местах: столице Хадибо (Hadiboh) и втором административном центре - г. Каленсия (Qalanciah). Хадибо дивный городок из каменных коробочек, формирующих центральный променад, рыночный квартал и жилые районы.
Главный проспект столицы острова:
В лавках продается, в общем-то, всё: от стирального порошка до футбольных мячей, от меда до одежды. Есть на что потратить миллионы:
После "шоппинга" нам предстояла последняя перед палаточной жизнью трапеза в ресторане. На ресторане, кстати, значилась вывеска Интернет. Но по стрелке с вывеской попасть можно было только в кухню:
...где готовилась еда: рис, овощное рагу и рыба. Все последующие дни третий пункт менялся в пользу козлят, омаров, тунца, но испещренные корицей и кардамоном рис и овощи были прочно закреплены за нашим меню. Пряное однообразие заставило задуматься на тему того, насколько мы привыкаем к вкусовым характеристикам пищи своего региона и тяжело переключаемся, если различия очень существенны. Мне вспомнился трехдневный семинар в Виндзорском парке в прошлом году, где нас кормили обычной европейской едой: стейки, пасты, сыры, пирожные. Где-то в середине мероприятия я обратила внимание, что мои сокурсники-негритята едят только хлеб и воду. Оказалось, что подаваемая еда для них пресна и противна. Их африканские мамы забабахивают в кастрюли килограммы специй - и только после этого еда становится пригодной в пищу. Вы, кстати, быстро адаптируетесь к кардинально новой пище? Если нет, то как как выходите из ситуации?
Пока то, да се, брат учит местных делать зарядку:
Подкрепившись, мы с готовностью упаковались в наш Land Cruiser - наиболее часто встречающуюся машину на острове. Изумительные, украшенные изнутри козьей шкурой и МР3-плеером, транспортные средства бороздят просторы Сокотры. Даже очень старым версиям этих чудо-мобилей присуща невероятная проходимость и вместимость. Снимаю шляпу и отныне не упоминаю имя Тойоты всуе:
***
Около 6 млн лет назад с Сокотрой произошла занятная история: архипелаг откололся от контитента и продолжил формирование по самостоятельному сценарию. Специфический климат и изоляция сформировали уникальную эндемическую зону. Из 900 видов растений треть существует только на Сокотре. 90% из 30 известных видов наземных рептилий проживают только на этих островах. Так же много здесь уникальных моллюсков. При этом из млекопитающих долгое время на острове обитали только летучие мыши и землеройки, все остальные - кошки, козы, коровы, верблюды, собаки, крысы, овцы, ослы - были завезены людьми. Кроме этого, здесь практически не водятся земноводные и первично пресноводные рыбы. Эта природная самобытность осознается жителями острова и международными организациями. На острове созданы природные зоны, в которых запрещается мусорить, отрывать кораллы, ломать ветки, жечь костры и т.д. Вам вряд ли удасться вывезти какие-нибудь объекты флоры и фауны с Сокотры: приборы досмотра в аэропорту четко секут ракушки, стволы бутылочных деревьев и другие украденные природные объекты.
В одну из таких зон мы попали сразу после обеда. Dihamri (maritime nature reserve) выглядел как форменный Марс, даром, что располагался на берегу Индийского океана:
Подходящее место для снорклинга: в приблежных водах обитают всякие рыбки, крабики и вот такие штуки:
Я, однако, больше впечатлилась тем, что было под ногами на побережье. Фантастика: от цветов до макаронных изделий!
Еще через полчаса полностью стемнело, и водитель отвез нас на пляж Arrarr. Расставлять палатки и готовить пришлось в полной темноте. Но когда взошла луна, мы оказались в кольце мерцающего моря и снежных сугробов. Только утром стало понятно, что это был за снег...
Закат на Марсе:
День 2. Нет пределов. Утро выдалось жарким в тот день. Мой вам совет: располагайте палатку по возможности в тени. Тогда у вас появится шанс проспать хотя бы до 9 часов утра, а не подрываться от духоты с рассветом. С другой стороны, есть ли смысл лишать себя природных красот и восторга прямо с утра? :)
С пещанных гор можно быо скатываться кубарем без ущерба для здоровья, но с большим довольством:
А сверху открывался вполне себе медитативный вид:
И пока Нуродин мастерил нам плотный завтрак на своем чудо примусе (костры жечь нельзя), мы купались в море и отмывались в ручье. До этого я думала, что в Саянах была лучшее моя помывка в природных водоемах. Ан нет: вода там была хрустальная, но ледяная, а тут, в Arrarr, прохладная и журчащая.
Уезжать из этого места не хотелось смертельно, но водитель наш хитро улыбался , и скоро стало понятно почему. Дальше мы должны были подниматься в горы. У подножия Homhill нас ожидал мальчишка-проводник, который управлял нашим подъемом и спуском при помощи одной лишь фразы. И было это... Andiamo! Забавный выбор.
Внизу - вади, что по-арабски - "русло горной реки". А по центру - кусок дерева с серебрянным стволом.
Вуаля! Два из трех самых известных растительных эндемиков острова: драконовое дерево, что с шапкой, и огуречное справа от него. Красной смолой драконового дерева лечат порезы и красят лица, горшки и ткани. А вот огуречные деревья во времена большой засухи идут в корм животным, что заметно сокращает их популяцию.
А вот и ствол бутылочного деревца - третьей из трех эндемических знаменитостей:
С каждыми новыми 100 метрами казалось, что вряд ли природа может быть более красивой, чем в этот конкретный момент, но все это были ошибочные представления, т.к. пределов, как оказалось, нет!
Наш парнишка, тем временем, поймал ярко-оранжевого пресноводного краба Socotrapotamon socotrensis - еще одного уникального обитателя острова.
***
С этой северо-западной точки мы отравились на самый юг. Дорога, а местами лишь намеки на нее, тянулась вдоль вади Difarhu. После двух часов изрядной тряски (склонные к расстройствам вестибулярного аппарата, имейте в виду) мы прибыли не побережье Индийского океана. Кемпинг Аmak имел платные условия стоянки, душ и собственного повара. Мы как-то особенно тупо торговались и заплатили в итоге чуть ли не вдвое больше за пребывание в кемпинге. Т.о. омар обошелся нам в 10 долларов с человека, а стоянка - в 5. По утверждению местных, мы сильно переплатили :)
На картинке присутствует часть пальмового дома. Из веток связаны стены и частично потолок, что позволяет укрываться от ветра, солнца или песчаных бурь. Наш душка-Нуродин настелил циновок и матрасов, мы зарядили кальян, звезды осветили небо, нирвана, если такое бывает, достигла своего пика...
День 3. Фиолетовое небо. Ну что ж, в этот раз я вновь не угадала стратегически верное место для палатки. Попытка спрятаться от солнца за песчаным бугром практически лишила меня притока воздуха. В этой связи "доброе утро" началось в районе шести утра. Я натянула купальник, пошуршала распечатками про Сокотру и уложила бренное тельце у кромки Индийского океана.
Распечатки сообщали, что остров нестандартен не только с биологической и геологической точек зрения, но и с культурной. По хорошему, тут произошло смешение генов выходцев из Африки, арабов и местных племен. Время от времени на остров забредали и оседали греки, аравийцы, индийцы. Так, в 52 году к берегу Сокотры прибило Св. Фому. Отлежался святой человек, пришел в себя и "дай, думает, построю церковь из обломков корабля". Построил и уехал, а церковь зажила своей необычной жизнью: в миру известной как раннехристинская Ассирийская (Несторианская), в реальности изобилующая ритуалами других конфессий. Так, например, сокотрийцы признавали догмат о Святой Троице и непорочном зачатии, при этом почитали луну за чудо, делали обрезание и не ели свинину. Имели одну жену и совершали самоубийство в старости. Что интересно, именно из отсутствия поддержки от Несторианского патриарха христиане сдали свои позиции мусульманам, когда те высадились в 1800 году на Сокотре и разрушили христианские памятники. С тех пор сокотрийцы примерные мусульмане и строго блюдут все каноны этого верования.
Хотя какие могут быть верования, когда лежишь посреди такой красоты?
Индийский океан оказался теплым молоком, в котором плавал борщ. Теплым, потому что мало отличался от температуры тела. Молоком, потому что вода была плотного светло-голубого цвета. А борщем была всякая трава, которая плавала то тут, то там.
На пляже, тем временем, никого. Километры пустынного пляжа... Километры...
Ближе к одиннадцати небо начало приобретать фантастический фиолетовый оттенок. Было непонятно, то ли голову напекло, то ли зрение подкосило, но вода и небо окрашивались в фиолетовый цвет все более уверенно:
***
Водитель наш, кстати, всю ночь проспал на пляже под навесом, никаких тебе палаток. Проспал часов до 10, не меньше. Затем наварил нам вновь котлы с едой. В этот раз к нам на завтрак пришел козленок. Козы, надо сказать, на острове повсюду. Они жрут картон, пленку, ржавые автомобили. Как-то утром мы не досчитались туалетной бумаги - по ходу дела, после лома и полиэтиленовых пакетов это был изысканный десерт. А в последнюю ночь они подмели наш табак для кальяна. Хотела бы я посмотреть в зрачки тем козам. А теперь главное: вот примерно такого козленка, как на фотографиии, мы зажарили и съели вечером. Сейчас у вас должно возникнуть двоякое чувство: жаль животное и как вы не траванулись после того, чем эта скотина питается. Ну как, что чувствуете?
***
Выше гор могут быть только горы, выше высоких гор - только высокие горы и т.д. Нуродин показал нам высший класс пилотирования автомобиля. Углы подъема и наклона машины заставляли задерживать дыхание. Да впрочем, окружающие красоты заставляли делать тоже самое. Мы въезжаем на плато Dixam, царство драконовых деревье:
Видите ущелье? Нам туда. Вниз. На машине.
А все затем, чтобы очутиться в горном оазисе Dirrharr:
...и принять лучшую природную ванну в моей жизни. Да, я забираю обратно свои вчерашние слова про речку в Arrar. :)
Дальше со всеми случилось что-то приятное. Кто-то играл в "я свободен":
Кто-то в шаолиньского монаха:
Кто-то отлично почитал в природном "икеевском" кресле:
Сумерки постепенно окутали бутылочные деревья, пальмы и склоны ущелья.
Затем было небо с перевернутыми созвездиями, дым от шиши, смешные разговоры и хорошая музыка в ушах.