Когда в Иране говорят "это недалеко", то существует большая вероятность того, что между тобой и "этим" где-то примерно полстраны. Я поняла, что "недалеко" для человека без машины и "недалеко" для автомобилиста - это два разных слова. Особенно, когда речь идет об иранских автомобилистах. Скажем, город Сари находится "практически рядом" с Тегераном. Правда, ехать туда минимум 4 часа (это если без остановок на чай, без пробок в Тегеране и без снежных завалов в горах.
Последний раз мы ехали туда по обледеневшей горной дороге при нулевой видимости часов 8, да и то оказалось еще сравнительно неплохо). А вот канатная дорога "в пригороде Сари" - это буквально в 3-х часах езды. По дороге туда мы проехали несколько таких городов, как Сари. Так что про "пригород" это так, к слову. В город Арак мы поехали, только потому что это "рядом с Тегераном". Ага. "Всего лишь" 5 часов на машине. (При хоршей погоде. При плохой, правда, чуть больше. Совсем чуть-чуть. Но это уже детали.) А от Арака до Хамедана, куда мы, в общем-то, и собирались, - так просто "рукой подать". Я уже молчу, что сам Хамедан - это практически Тегеран. (Зачем говорить об очевидном?)
Тот, кому интересно, о чем это я, может взглянуть на карту Ирана. Я же с полной уверенностью могу утверждать, что если пока и не посмотрела полстраны, то уж точно проехала. Поэтому и пишу о дорогах.
В принципе, проехать пол-Ирана - это совсем не плохо. Во-первых, качество дорог очень сильно отличается от того, к чему мы привыкли здесь, в Украине. Даже дороги между небольшими городами (не говоря уже о важных автобанах) обустроены так, что тут и не снилось. А есть еще платные трассы, где вообще все, ну, просто замечательно. (Правда качественные дороги уравновешиваются глобальным безразличием водителей и пешеходов к каким бы то ни было правилам дорожного движения, но об этом как-нибудь в другой раз). Во-вторых, дороги зачастую проходят по очень живописным местам: вокруг заснеженные горы, каменистые пустыни с прилепившимися в самых неожиданных местах синекупольными мечетями, по-осеннему золотые склоны гор на Севере, мандарины и пальмы на берегу Каспийского моря.
Дорога из аэропорта в Арак.
Дорога Хамедан - Газвин.
Из Тегерана в Сари ведут две дороги. Одна довольно красивая и вполне безопасная. А другая - смертельно красивая и... Ну, в общем, мы всегда ездили только по первой дороге. А вот водитель рейсового автобуса, на котором мы возвращались из Шираза, оказался эстетом. И поехал по смертельно красивой дороге.
Вид из автобуса:
А тут мы остановились и вышли.
В тот день, когда нам нужно было ехать в аэропорт, погода на теплом Севере испортилась, а в горах, через которые идет дорога, стало и вовсе паршиво. Валил снег, машины не пропускали в горы без специальных цепей для колес, а нам, ну, очень надо было на самолет (рейсы-то раз в неделю). Добравшись до Фируз-ку (городок, откуда, по водительским меркам начинается действительно тяжелая дорога в горы, а те, кто едет из Тегерана в Сари, вздыхают здесь с облегчением), наши родственники вышли из машины и отправились на разведку. Результаты разведки оказались печальными: водители, которым удалось добраться до этого места из Тегерана, сказали, что последние 50 километров они проехали за 7 (!) часов.
Стало ясно, что самолет улетит без нас. Мы вернулись в Сари и легли спать. А утром выяснили, что 1) погода отличная и дорогу уже расчистили; 2) наш самолет задержался по тем же причинам, что и мы. И мы снова поехали.
Осенне-золотые склоны гор теперь были покрыты снегом.
Светило яркое солнце, и снег... Нет, он не таял. Испарялся. Пар поднимался к небу и собирался в облака. Горы закипали, как чайник на плите.