Как все знают, Его Святейшество Далай-лама XIV (он же Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо) живет не в Тибете, откуда он бежал от китайских коммунистов, а в индийских Гималаях в городке Дхармсала. Причем живет не один, а с многочисленными последователями, притопавшими сюда вместе или вслед за ним. Так посреди Индии образовался кусочек Тибета. Посмотреть на это чудо приезжают многочисленные западные бэкпекеры.
Некоторые, проникнувшись святостью мест, остаются на месяцы, если не дольше. Для них понастроили пару десятков отелей и столько же ресторанов, все это, для верности, опутав сотней-другой сувенирных лотков. Так, рядом с Дхармсалой, появился поселок с двусмысленным шотландским названием МакЛауд Гандж. На мой взгляд, это одно из самых классных мест в Гималаях, да и во всей Индии - эдакий Гималайский Гоа, где скучать не придется.
Тибетский колорит и красота природы умножается на общую расслабушную атмосферу.
С каждой новой посещенной страной я все больше укрепляюсь в мысли, что именно Индия - самая тяжелая страна для самостоятельных путешествий. Не по ценам, конечно, а по затраченным нервам.
Поэтому после Индии, зайдя в тибетский гестхауз, где персонал говорит на нормальном английском, селит тебя в номер за 30 секунд и ни разу за две минуты общения не пытается тебя обжулить (слово я заменил, тут должно быть другое слово), поначалу просто отказываешься в это поверить.
Потом идешь в местный ресторанчик и за 2 минуты получаешь заказ. Со вкуснейшей едой. И хочется уже рыдать от счастья и целовать всех встреченных тибетцев.
Здесь можно жить неделями. Утром идти на службу в монастырь, днем бродить по горам, а вечером смотреть новинки Голливуда в местном видеосалоне. В городе несколько книжных с прекрасной подборкой, полдюжины интернет-кафе... Что еще надо для счастья?
Разумеется, вновь проезжая мимо Дхармсалы по дороге в Манали, я не мог не остановится здесь еще на один день. Не для того, чтобы попытаться встретится с Далай-Ламой. И даже не для того, чтобы вновь подняться к лагерю Триунд.
А для того, чтобы еще раз заказать в ресторанчике при моем гестхаузе порцию спагетти под соусом из белых грибов (стоимость = 1 доллар). И съесть ее, глядя как закатное солнце золотит снежники Гималаев. Это мое самое светлое воспоминание об Индии.
А теперь, как говорилось в известном анекдоте - картинки (фото мои и Никиты):
Вот этот домик, напоминающий райисполком в глухой провинции - не что иное как Парламента-Тибета-в-Изгнании.
вот табличка крупнее, если кто не верит
Далай-Лама служит службы здесь
Но довольно редко. Пообщаться с ним - еще сложнее, чем увидеть. Но если задаться целью и запастись временем, то можно.
Повсюду здесь установлены молитвенные барабаны. Повернул - прочитал автоматом кучу мантр.
Чем больше барабан, тем больше мантр можно прочитать за поворот.
У барабанов проявляется истинная сущность человека (сравни с предыдущим фото).
Больше всего барабанов - у храмов.
Молящиеся идут гуськом и крутят каждый. У меня, после такого променада рука отваливалась.
Молящиеся в храме.
Внутреннее убранство.
Веселая такая религия
Флажки - это тоже мантры. Ты их читаешь просто проходя мимо.
На камнях - тоже мантры.
Очень практично. И за картошкой на рынок сходил. И помолился.
Городок небольшой, но вокруг горы с бесконечными возможностями выбора тропинок.
В лесах много диких обезьян. Непривычно видеть их среди хвойных.
Особенно красива тропинка в лагерь Триунд, откуда штурмуют перевал Индхра, который ведет к Манали.
Летом через перевалы до некоторых мест быстрее дойти напрямую, чем ехать кругом на автобусе.
Но в конце мая перевал еще занесен снегом. Языки ледника даже к тропе спускаются.
От Триунда открывается просто потрясающий вид.
Так и хочется здесь переночевать - ведь утром без облаков все еще красивее.
Будучи в Дхармсале, попали на марш, призывающий китайское правительство отдать обратно похищенного им Панчен-Ламу.
Вкратце суть такова. Панчен-Лама - это тот, кто выбирает нового Далай-Ламу. Точнее не выбирает, а указывает на его перерождение. Что один, что другой живут вечно, просто при смерти одного носителя, перемещаются в тело младенца.
Проблема в том, что маленького Панчен-Ламу по имени Гедхуна Чокьи Ньима похитило китайское правительство и "нашло" нового Панчен-Ламу - мальчика по имени Гьяйлцэну Норбу.
Последний воспитан в прокитайском духе и, как боятся тибетцы-изгнанники, укажет, после смерти Далай-Ламы XIV, на того, кого попросят.
Далай-Лама обиделся и объявил, что новый Панчен-Лама самозванец и вообще, раз такая петрушка, то он не будет перерождаться на территории Китая, а то и вовсе не будет перерождаться. Мол, институт Далай-Лам свою миссию выполнил. С интересом следим за развитием конфликта.
Важно другое, Панчен-Ламу похитили в 1995 г., поэтому мы попали на марш в честь 10-летия похищения.
Никаких лозунгов и криков. Просто люди тихо прошли со свечами и разошлись. На мой взгляд, самая наглядная форма протеста. Нашим (как в кавычках, так и без) бы поучиться.
Напоследок - вернакулярный Тибет с точки зрения самих тибетцев. Сравните, на досуге, по карте, насколько он больше автономной области, согласно китайскому АТД