Как сказано в существующих путеводителях по Абхазии, Сухум известен истории около 2200 – 2300 лет. Если быть точнее не Сухум, а различные крепости, поселения, города на месте сегодняшнего Сухума. Но исторические руины – как греческо–генуэзские, так и среднивиково–абхазские, существующие в городе и окрестностях для осмотра не очень интересны. Посещать город ради них нет смысла. Заинтересовать они могут только профессиональных историков. Простому среднестатическому гостю города (к таковым относятся отдыхающие в Абхазии, военнослужащие РФ и представители ООН ) исторические руины не скажут ничего и не оставят никаких впечатлений, так как ни относятся ни к каким значимым для мировой истории событий, да и сохранились плохо.
Искать в Сухуме есть смысл немного более близкую по времени историческую эпоху. Особняки предпринимателей Закавказья времен индустриализации Российской империи границы девятнадцатого и двадцатых веков, архитектурные достижения курортной сферы СССР времен Сталина и Хрущева - все это в Сухуме представлено в большом количестве. Кроме того, глубокое чувство удоолитворения от посещения столица Абхазии получат любители побывать где-либо с целью увидеть все «в черном цвете» и запечатлеть на фотографиях окружающий «депрессняк» и разруху. В Сухуме такой категории туристов будет, где развернуться.
Перед посещением города я представлял себе, что там увижу и знал, зачем туда еду. Ожидания полностью оправдались. Сухум представляет собой разрушенный войной 1992-1993 –го годов и саморазрушением от безденежья и не очень стабильного статуса в послевоенные годы город с субтропической растительностью, морем и горами, в котором проступают (и хорошо проступают, в отличии от некоторых других городов Абхазии, как , например, Гудаута) следы совсем недавнего социального и курортного периода расцвета ( середина 19-го века - конец 80-х годов двадцатого). Оговорюсь, что не все в Абхазии не восстановлено и остановилось в развитии со времен войны. Гагра и Пицунда вполне себе отстраиваются (особенно Гагра). Сухум тоже постепенно восстанавливается, но не такими темпами.
Сухум был посещен на один день. При поездке в город была допущена небольшая ошибка, которая стоила некоторого потери времени при посещении города. Ошибка заключалась в том, что заранее была приобретена карта города. Поездка в Сухум была из Нового Афона. В Новом Афоне довольно в большом количестве представлены путеводители и карты Абхазии. Но стоят они там относительно дорого (Путеводитель по Абхазии с картами городов– 400 рублей, отдельно карта Сухума около 150 рублей). Возникло предположение, что в Сухуме данная литература будет дешевле. Не то чтобы в Афоне слишком дорого, просто возник спортивный интерес проверить предположение. Предположение оправдалось. Цветной путеводитель по Абхазии был куплен за 300 рублей, карта города за 60 рублей. Проблема оказалась в том, что найти места в Сухуме, где их можно было купить, не так просто, попав в горд первый раз. А без карты сориентироваться в городе, приехав на ж.д. вокзал самостоятельно довольно сложно.
Из Нового Афона в Сухум приезд был осуществлен на маршрутке Гудаута - Сухум. Где у этой маршрутки конечная так и не узнал, так как проезжая мимо ж.д. вокзала попросил водителя остановить с целью начать осмотр города с железнодорожного вокзала - осмотреть вокзал, купить карту города, изучить и решить что и в какой последовательности осмотреть.
Вокзал оказался в многоквартирном жилом районе. Состояние многоквартирной застройки в современной Абхазии – это тема отдельная, здесь ее нет смысла упоминать. Если кратко – глаз не радует. Вокзал архитектурно является копией речного вокзала в Москве. Состояние здания плохое – остался только заколоченный каркас. Говорят, в советско-курортные времена это был лучший вокзал на Черноморском побережье. В отличие о многих вокзалов на Абхазской железной дороге разрушился не сам – боевые действия разрушению очень помогли (по рассказу местного жителя).
Железнодорожный вокзал в Сухуме
Левое крыло (если встать лицом к вокзалу со стороны города) либо восстановлено, либо просто построено заново (оно отличается от основного здания цветом окраски). Там находятся кассы, расписания поездов от Адлера и расписания автобусов. Если встать к вокзалу спиной, то будет виден подземный переход под улицей, идущей параллельно железнодорожной линии (улица Дзидзария). На входе в подземный переход есть небольшая загадка – эмблема Петербургского (во времена, когда она там наносилась, скорее всего, Ленинградского) метрополитена (по крайней мере, визуально выглядит так). Что это означает, не возникло ни одной из версий, просто нечего предположить. Обойдя вокруг вокзала все открытые палатки и магазины, карты города в продаже обнаружено не было.
Как расположен район города около железнодорожного вокзала относительно центра, набережной, ботанического сада, обезьянника и т.п. было совершенно не ясно без карты. Разве что понятно было, что море находится где-то к югу от железнодорожных путей. Поскольку было понятно, что въезд в город был осуществлен с запада (посмотрев потом карту оказалось, что с северо-запада), то вроде бы было интуитивно понятно, что если идти по ул. Дзидзария (улица параллельная железнодорожной линии) на запад, то есть вероятность выйти либо к центру города либо к более оживленной его части. После того как через 10 минут пути по улице пейзаж вокруг сохранялся и стал даже немного менее населенным, а впереди никакой цивилизации не предвиделось было решено подъехать в центр на городском транспорте. Тем более, что по улице , вдоль которой шли довольно часто проходил троллейбус .
Троллейбусы в Сухуме довольно старые, скорее всего им лет 30-35. Выпускались вроде бы в Волгограде (могу ошибаться, но вроде бы в салоне была табличка о том, что троллейбус выпущен на Волгоградском заводе). Стоимость проезда то ли три, то ли пять рублей. В салоне стоимость проезда обозначена как три рубля, но если не на остановках высадка, то проезд 5 рублей. Процесс посадки и высадки в Сухумский троллейбус может привести в стопор жителя Москвы. Посадка осуществляется в задние двери при закрытых передних, а высадка наоборот. Оплата проезда производится водителю при выходе. При чем водитель не очень следит за оплатой. То ли пассажиры поголовно честные, то ли эта оплата не очень актуальна для сухумской троллейбусной сети.
В троллейбусе уточнили у местного жителя, как попасть в центр города. Местный житель объяснил, где находится центр, на какой остановки выйти. Сам он выходи на той же остановки и вызвался проводить до центральной улицы (Проспект Мира).
Дома на проспекте Мира уже в лучшем состоянии, чем в районе вокзала, но все равно много разрушающихся зданий. При этом встречается довольно много отреставрированных зданий и особняков.
Карту города на Проспекте Мира удалось купить далеко не сразу. Но все же удалось найти книжный магазин, где были приобретены путеводитель с картой. После этого была попытка найти кафе на проспекте Мира, где можно было бы посидеть выпить кофе и изучив карту понять, как и что в Сухуме осмотреть. Кафе на самом проспекте Мира не нашлось. Изучив как выйти к морю дошли, до проспекта Леона (Леон это средневековый Абхазский правитель, его именем названы улицы почти во всех городах и поселков Абхазии), где и свернули в сторону морю. На проспекте Леона встретилось пару интересных зданий. В конце проспекта Леона находится то ли арка, то ли колоннада при выходе к набережной.
Проспекты Мира и Леона, выход к набережной
На набережной кафе нашлись в большом количестве, в одном из которых карта города и была изучена. Маршрут осмотра города был выбран такой – крепость Диоскурия, Набережная Махаджиров, Красный мост, Дендрарий, Ботанический сад, Обезьянник, Сухумская гора.
Если свернуть от колоннады у выхода к морю направо и пойти по набережной (она называется набережной Махаджиров) , то справа по ходу движения попадутся пару интересных особняков, слева будет причал с морским вокалом. От здания Морского вокзала (с которого до войны осуществлялось регулярное морское сообщения с городами и поселками черноморского побережья от Батуми до Одессы) остался только каркас. Внутри оно полностью разрушено. Частично восстановлен первый этаж, на котором расположены несколько кафе. Если пройти дальше морского вокзала по набережной, то у моря будут остатки древней крепости «Диоскурия». Сами Сухумцы крепостью и ее древностью очень гордятся, но осталось там мало что.
Далее крепости «Диоскурия» на восток вдоль моря набережная (она называется , в честь древних греков братьев Диоскуров) перекрыта. То ли строительно-восстановительные работы ведутся, то ли дома и набережная сильно в разрушенном состоянии, и ее решили перекрыть совсем. Если пойти от колоннады (угла проспекта Леона и набережной Махаджиров) налево, то справа будут красивое здание Абхазского драматического театра, чуть дальше здание «секретариата президента» - администрации президента Абхазии (сама резиденция нынешнего президента Багапша находится не в этом здании, а на территории дендрария).
Набережная Махаджиров, морской вокзал, крепость «Диоскурия»
Пройдя далее мимо администрации президента по набережной, окруженной субтропической растительностью, попадаешь на Красный мост (один из мостов через небольшую реку Баспа).
Район Красного моста
Перейдя красный мост, двигаясь по направлению от центра дальше, оказываешься в районе военных санаториев на улице Акиртава (на выезде из города эта улица переходит в Кодорское шоссе – основную автодорогу из Сухума на восток, ведущую в Очамчиру, Гал, Ткуарчел, ну и в Грузию). В районе много отдыхающих, так как санатории функционируют. Через некоторое время автомобильною дорогу пересекает под очень небольшим углом железнодорожная линия (Абхазская железная дорога, бывшая часть Закавказской железной дороги, пути проложены сейчас только до пограничной реки Ингури, далее с Грузией сообщение по железной дороге не возможно даже теоретически, так как железнодорожный мост над Ингури взорван во время войны). Пассажирского сообщения по ней сейчас никакого, недавно ходящие электрички Сухум - Очамчира отменены, электрификация демонтирована. Ехать по этой линии от вокзала на восток было, наверное, очень красиво – линия проходит прямо по городу, среди городской застройки, субтропической растительности, тоннель под сухумской горой и в районе за красным мостом выходит к морю, пересекая улицу Акиртава перед началом Кодорского шоссе по красивом длинному мосту. Далее железнодорожная линия идет по Сухуму вдоль моря вместе с Коморским шоссе. Справа от нее расположен бывший дендрарий. Бывший, так как дендрарий на данный момент как парк не функционирует, там сейчас охраняемая резиденция Багапша, а рядом миссия наблюдателей ООН. Кстати, что в городе делает миссия ООН неясно. Полномочия наблюдателей в июне 20090-года закончились и не были продлены. К июлю представители ООН должны были покинуть Абхазию. Однако джипов с логотипом «UN» (United Nation) по городу ездит много , как и самих наблюдателей (их можно распознать по логотипам на одежде).
Железнодорожная линия Сухум – Ингури в черте Сухума , к востоку от вокзала.
От дендрария мы вернулись к красному мосту, откуда на маршрутке вернулись на проспект Леона к ботаническому саду. Сухумский ботанический сад довольно мал, по сравнению с аналогичными в Сочи и Никите (Ялте), но посмотреть его стоит, интересная растительность там имеется. Рядом с входом в ботанический сад расположено хорошо сохранившееся здание музея первого абхазского литератора Гулиа.
Музей Гулиа, Ботанический сад
Если от входа в Ботанический сад пойти вдоль его ограды на север по проспекту Леона, то пройдя под железнодорожным мостом ,оказываешься на бывшей железнодорожной платформе Гума. От платформы ведет пешеходная лестница на гору Трапеция. Перед пешеходной лестницей имеется табличка «Научно-исследовательский институт экспериментальной патологии и терапии АН Республика Абхазия» Среди отдыхающих это место скорее известно как «обезьяний питомник». В том, что академия наук Абхазии функционирует, а тем более, в том, что изучает что-то на обезьянах (препараты и вирусы) после войны у меня есть большие сомнения. Впрочем, может и изучают. Но вот прикладная часть , точнее подопытные исследований – обезьяны, в клетках наличествуют.
Привлекательность обезьяньего питомника для туристов сильно преувеличена. Обезьяний питомник выглядит несколько, как бы помягче сказать, «убогим». Ну да, обезьяны в клетках есть. Но мало, и сами клетки выглядят сильно нуждающимися в ремонте, хотя бы косметическом. Перед клетками имеется памятник обезьяне. В убогости обезьяньего питомника виновата не война и разруха. По словам, бывавших в Сухуме до войны, питомник всегда был достаточно убогим. В общем-то, это понятно, обезьяны в клетках это прикладная функции в НИИ по изучению патологий, препаратов и вирусов. То есть просто подопытных животных выставляли для просмотра отдыхающими в качестве побочной халтуры института. Так, что обезьян из списка жертв войны можно вычеркнуть – сильно хуже после войны им не стало. А может наоборот стало лучше – перестали на них экспериментировать.
На клетках с обезьянами висят таблички, содержание которых примерно такое – к клеткам не подходить, обезьян не кормить. Тут же рядом с клетками стоят лотки с табличками «корм для обезьян». Корм для обезьян активно покупается отдыхающими и скармливается обезьянам. Таблички на клетках игнорируются. При этом обезьяны в клетках достаточно агрессивные – скальп снимут или кисть руки фрагментируют моментально при желании. Случаев укусов обезьянами при кормлении полно (слышал о них неоднократно ). Кормящие обезьян и подходящие к клеткам близко видимо считают, что предупреждения просто так развешены. Многие потом жалеют.
При входе в обезьянник имеется касса, где продают билеты на вход. Но видимо понимая, что обезьянник достаточно убог, служащие не настаивают на оплате – касса находится в стороне от входа, территория не огорожена, проходит бесплатно любой желающий. Никаких пожеланий персонала об оплате при бесплатном проходе не поступает
Обезьяний питомник
Если спустится вниз от обезьянника до платформы Гума, перейти железнодорожные пути, пойти по проспекту Леона в сторону ботанического сада, свернуть у ботанического сада направо на улицу Гулиа то попадаешь на дорогу, которая приводит на Сухумскую гору (двуглавая гора высотой 200 метров, распложенная внутри территории города, являющая внутри города одной из доминирующих высот). Улица Гулиа идет от Ботанического сада некоторое время ровно, затем начинается уклон вверх. На уклоне расположена частная застройка, двухэтажные дома. По большей части застройка выглядит прилично, местами попадаются довольно красивые дома. Ближе к концу застройки имеется церковь. После церкви застройка на склоне Сухумской горы заканчивается и дорога переходит в траверс , поднимающийся вверх. На траверсе имеются смотровые площадки, с которых хорошо просматриваются Сухум и Сухумская бухта. На горе расположены Сухумские телевышки и ресторан (телевышки наблюдались, ресторан по пути не встретился). Идти по автомобильному траверсу до конца нет смысла – на вершину горы он не ведет. От одной из смотровых площадок на вершину (точнее две вершины) идет пешеходная каменная лестница. Ближе к вершине лестница разветвляется на две части, каждая из которых приводит к одной из вершин двуглавой горы (обе вершины расположены на одном уровне). На обоих вершинах и между ними видны следы когда-то отличного парка с фонтанами, пешеходными дорожками и т.п. Сейчас все выглядит мрачно - вместо фонтанов ржавые краны, каменные лестницы разваливаются вместо дорожек тропинки, а вместо посетителей и отдыхающих пастух и коровы. Коровы в Абхазии, конечно, часто встречаются, но зачем их пасти на Сухумской горе на территории города неясно. И главное, откуда их туда приводят тоже неясно, так как на территории города Сухума вроде коров не было видно. Да и гор вокруг города полно, поэтому загадка , зачем пастух привел коров именно туда. Также на горе имеется несколько памятников погибшим в войне 1992-1993 годах. Следы от пуль просматриваются. Точно не знаю, но похоже, что в этом месте были бои. Место является стратегической высотой и наверняка его как штурмовали, так и обороняли. Парк на горе явно стоит либо отреставрировать, либо снести остатки фонтанов и каменных смотровых площадок. Иначе уж очень мрачно там все смотрится - остатки былок красоты в полной разрухе.
Сухумская гора
Ну и напоследок фотография пейзажа, который в многоквартирной застройке Сухума довольно типичен на сегодняшний день.
Городской пейзаж
К сожалению, посещение Сухума было ограничено одним днем, и осмотреть удалось не все. Остались непосещенными абхазский государственный музей, парк славы, курортный район города Синоп, остатки замка Баграта и «великой Абхазской стены». Может это и хорошо, что осмотрено не все – если восстановление Абхазии будет как-то идти, то будет повод заехать в город еще раз, посетить не осмотренные места и посмотреть сумеет ли независимая (по крайней мере, от Грузии) Абхазия восстановить свою столицу.