Предлагаю рассказ о вояже в Камбоджу, полностью основанный на личных впечатлениях Нахрена это мне и вообще что я там надеялся увидеть? Вопрос этот задавал себе не раз и не получал внятного ответа. Но идея-фикс, сами понимаете — против нее не попрешь. И неважно, что путешествие стоило 350 баксов — за два дня и одну ночь! Хотелось собственными глазенками узреть Ангкор — главнейший памятник древней архитектуры всей Юго-Восточной Азии — не то живое, не то мертвое напоминание о том, что кхмеры когда-то были великой империей, а не бедным измученным народом в окружении бесчисленных врагов.
Впрочем, вру! Сам народ интересовал не меньше. Что за люди такие устроили самый жестокий геноцид в немифической истории? Да еще не соседей каких-нибудь, а геноцид самих себя!
В Камбодже кризиса нет Потому что кризис здесь, видимо, всегда...
Это чувствуется сразу же. Пограничный переход Араньяпратхет — Пойпет сродни машине времени. Из современного цивильного Таиланда, пропитанного запахом разлагающегося Запада, перемещаешься будто на пару столетий назад. Разбитые дороги, грязные, одетые кое-как люди, телеги, перегруженные огромными тюками со всякой дребеденью — хорошо хоть не на буйвольной тяге. Честно говоря, контраст, пожалуй, наиболее сильный из тех, что пришлось испытать в Азии. Визу в Камбоджу легко получить на месте. Говорят, трудности возникнут потом: при обращении, скажем, в посольство США и некоторых других стран. Ну и флаг ей в руки, этой Америке.
Первое предупреждение при въезде в Камбоджу — замызганный плакат на пограничном переходе: "Уважайте наших детей".
Детей, кстати, в Камбодже много. В стандартной семье — от пяти до восьми человек. Неслучайно это самая молодая страна в Азии. Средний возраст — 20 лет. После кровавых времен люди во всех странах имеют обыкновение стремительно восстанавливать численность. Здесь же этот древний инстинкт самосохранения помножается еще и на бедность. Впрочем, пик пройден, и в последние годы рождаемость падает — сказывается влияние цивилизации.
На пограничном переходе тоже есть оазисы этой самой цивилизации. Это казино. Их несколько, и не одно из них не пустует. Там обитает, кажется, больше людей, чем по обе стороны таможни. Им не нужны ни пьянящий вкус запретного плода Паттайи и Бангкока, ни древний аромат Ангкора — зеленая сукно слаще плодов Эдема.
Недаром, тайцы, когда узнавали, что я намылился в Камбоджу, первым делом вспоминали о казино. Игорное заведение — то редкое место, где трудно встретить "лицо европейской национальности".
Что ж, формальности закончены. Едем в Сиемриап, город, являющийся воротами в Ангкор! Для пущего эффекта нас посадили в автобус сомнительной работоспособности, по укромным и не очень местам которого расползлись метастазы пыли. Видимо, это был намек на тотальный дефицит воды в Камбодже. Лишь по прошествии времени становится понятно: подобная чистота — скорее, показатель российского отношения к клиентам. Оно и понятно. Насколько я понял, руссо туристо занимается всего одна компания. А отсутствие конкуренции всегда ведет к высоким ценам и наплевательскому отношению.
Верной дорогой Дорога Сиемриапа хорошая и асфальтированная... жаль что только на треть. Ее усиленно продолжают строить, и делали это прямо при нас. Но темпы асфальто оптимизма не вызывают. Может, к концу следующего года осилят — все-таки создание дорожной артерии от Сиануквилля до границы с Таиландом для Камбоджи — вопрос выживания.
Пока же мы за 4 часа оттарахтели , с чем друг друга и поздравили. Обратно, кстати, я ехал на машине и уложился за два часа. Обедать нас повели в огромный ресторан отеля — мест на 300-400. Огромный и нелюдимый. Компанию составили только официанты. Подобные курьезы вообще в стиле Сиамриапа. Роскошный отел с номером за 150 долларов соседствует с халупой, в которую заходить страшнее, чем в музей буддистского ада.
Странно, я думал, что буддизм продвинутая и миролюбивая религия, а оказалось, что представление об аде у ее адептов столь же примитивные, как и у европейцев.
Победа над тайцами Интересно, что тайцы и кхмеры не жалуют друг друга. Хотя европейцу непросто их отличить, народы это совершенно разные с непохожими языками, которые все время теснили друг друга и воевали. Тайцы в свое время завоевали Ангкор, но потом кхмеры отбили его и создали по этому поводу деревушку под названием Сиемриап, что в переводе как раз и означает "Победа над тайцами".
Учитывая, что уровень жизни раз в десять ниже, чем в Таиланде, было бы логично, чтобы и с ценами действовал тот же коэффициент. А вот фигли-мигли. Массаж стоит те же 5-6 долларов, а продукты и промышленные товары заметно дороже, чем в Паттайе. Ничего удивительного. Завозное здесь практически все, что имеет хоть какое-то отношение к цивилизации. Но ассортимент этого всего невелик.
Парадокс! Камбоджа страна "дьюти фри" и, казалось бы, сюда выгодно везти товары. Однако пошлины заменяются поборами со стороны полиции, которая контролирует всю страну. Причем контролирует не по разнарядке . Для полицейских сбор дани — основной заработок (гораздо важнее зарплаты), делающий их состоятельными людьми в своей стране.
Естественно, далеко не каждый бизнесмен рискнет иметь дело с узаконенной мафией. Вот и ответ, почему в Камбодже почти нет промышленности да и экономики как таковой. Рискуют работать в основном только китайцы, которые на мафиях съели не только собаку. Подобие конкуренции им составляют русские (в Сиануквилле), японцы, корейцы. Последние в основном ограничиваются благотворительными или околоблаготворительными проектами. Корейцы, например, в последнее время взяли моду жениться на камбоджийках.
Всю жизнь на воде Под вечер побывали на озере Тонлесап, самом большом во всем Индокитае. Здесь же, как утверждается, находится и крупнейшая в мире плавучая деревня. Легенда у нее следующая. Вьетнамцы, бежавшие от войны и невзгод, попросили убежища. Но им отказали в праве селиться на земле кхмеров. Тогда они поселились на воде.
Таких деревень на Тонлесапе много, но эта насчитывает пять тысяч человек. И хотя она примыкает к берегу, местные жители говорят, что на землю практически не выходят. Дескать, там все равно нет ничего интересного. И то правда! Иначе почему со всего мира люди едут сюда, чтобы посмотреть, как здешние жители невозмутимо ведут обычный образ жизни, чистят зубы, едят, ходят в туалет на глазах толп туристов.
Пропуск с правом отплыва на территорию стоит 20 долларов. И даже, если ничтожная часть денег перепадает к жителям деревни (плюс доходы от продажи сувенирчиков)), то становятся ясно, что они не такие уж и бедные. По местным меркам, и вовсе нувориши. И вполне могли бы поискать солидное жилище на берегу. Но они предпочитают плавать. Здесь родились, здесь же собираются и умирать. Жаль, забыл узнать: где у них кладбище.
Как в любой деревне, плавают здесь не только дома, но и магазинчики, и всякие учережденьица. Кстати, загадка для глазастых и догадливых: как думаете, что вот это за здание?
Ночной Сиемриап На вечер было запланировано посещение рынка, и наше появление явно повлияло на планы продавцов сворачиваться. "Лукин фо сомсин, миста" звучит из каждого лотка. Преимущественно впаривали майки, шелк, серебряные тарелки и камни. Большая часть контрабанда, а потому дешево. Хотя стоимость покупок могла отличаться в разы, в зависимости от умения и желания торговаться. Для сравнения: на следующий день я зашел в официальный типа торговый центр, и там все то же самое (включая продавцов, одна из девушек меня узнала) стоило в три-пять раз дороже. Народу практически нет — дураков мало. Разве что редкие группы японско-корейских туристов, которым то ли стремно, то ли лениво сделать пару шагов до барахолки.
Тем вечером я впрочем не удовлетворился и двинулся дальше в центр города. Ночной рынок мало чем отличался от дневного собрата. Ничего не купил, зато поиграл в смесь футбола-"картошки" с помощью воланчико-каучукоподобного предмета — самая популярная игра в Камбодже. (блин, опять забыл ее название) В общем, весело попинали этот гуттаперчивый предмет в интернациональной компании с парой кхмеров, двумя южнокорейцами, ирландцами и прочими англосаксами. Даже девушки подключались. Состав по ходу менялся, а сама игра закончилась, когда мячик улетел на крышу. Да и темно стало...
Паб-стрит и прилегающие кварталы более или менее освещены, но стоит сделать шаг влево, как окунаешься в тьму. А я как раз потерял квиток с названием отеля, и имел весьма расплывчатое впечатление, как возвращаться обратно. Так что выбора не было — нужно было идти в темноту, вызывая у местных неподдельный интерес и желание поживиться. Пока я шел по улочкам, по которым в это время суток не ступает нога европейца, каждые пять метров слышал декламации имеющихся в городе услуг. Но у меня были другие цели. Каким-то образом я все-таки я вспомнил дорогу в отель. Надо было хоть немного поспать перед Ангкором.